Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Год 2021-й оказался «длинным». Начавшись со второй карабахской войны, он еще не закончился. Его


    После целого ряда январских встреч российских дипломатов с представителями США, НАТО и ОБСЕ, 21


    Здравствуйте. Пока объединенная армада больших десантных кораблей (БДК), вышедшая из Балтийска (это


    Площадками для российского военного присутствия в Бразилии называют Венесуэлу, Кубу или Никарагуа.


    «Цирконы»/«посейдоны», импортозамещение и прочие путинские «мультики» вернули Россию в Большую


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Роль Франции в разрешении вооружённых конфликтов в Африке (2014)

    | 4 ноябрь 2014 | Армия и конфликты |

    Руководство Франции в последнее время заметно активизировало деятельность по укреплению позиций страны на международной арене и обеспечению национальных интересов в различных регионах мира с использованием военно-силовых методов.

    В качестве эффективного инструмента достижения своих целей Париж рассматривает активное задействование национальных вооруженных сил в операциях за пределами территории Франции. Концептуальные основы применения ВС за рубежом изложены в основном доктринальном документе страны «Белая книга по вопросам обороны и национальной безопасности»1 (2013).

    С целью достижения приоритетов оборонной стратегии (защита, сдерживание и реагирование) «Белая книга» декларирует, что национальные ВС должны быть способны участвовать как в самостоятельных операциях (например, ответные контртеррористические действия или эвакуация французских граждан и граждан стран Евросоюза), а также в коалиционных операциях в рамках НАТО либо ЕС, где Франция, с одной стороны, может взять на себя инициативу или оказывать доминирующее влияние (как, в частности, в Ливии в 2011 году), с другой - где она не является ведущим участником коалиции (например, война коалиции во главе с США в Афганистане). В любом случае стратегия вмешательства, по заявлению ВПР Франции, должна осуществляться на законных основаниях, определенных международным правом.

    Участие вооруженных сил Франции в операциях за пределами национальной территории (число военнослужащих)

    ЦАР

    Мали

    Решение на задействование французских войск (сил) в военных операциях за рубежом принимается исходя из следующих основных принципов:
    - наличие высокой степени угрозы национальной безопасности государства или международному миру и безопасности;
    - применение вооруженной силы только после того, когда предложенные меры иного характера не принесли ожидаемого результата либо когда чрезвычайная ситуация требует немедленного применения принципа «обязанность защищать»;
    - соответствие положениям международного права;
    - суверенность политического строя Франции и свободы действий его ВПР;
    - соответствие устоям демократического общества—ясность и прозрачность целей, применяемых средств и т. п.;
    - способность выделять французские контингенты достаточной численности, сохранение национального управления при их использовании и соответствия политической стратегии, нацеленной на надежное урегулирование кризиса;
    - определение времени и объема применения вооруженной силы согласно взятым на себя обязательствами и точного определения и соблюдения бюджета операции.

    С учетом вышеизложенного французская концепция обороны предусматривает несколько способов действий, в частности проведение:
    - гражданских операций по восстановлению инфраструктуры в стране или выполнению гуманитарных задач;
    - военно-гражданских операций по запросу руководства какой-либо страны с целью восстановления жизнедеятельности государства или стабилизации внутриполитической ситуации;
    - военных операций, которые, в свою очередь, подразделяются на специальные операции (проводятся на национальном уровне или с минимальным международным участием; освобождение заложников либо ликвидация террористов), операции среднего масштаба (на национальном уровне; эвакуация французских граждан из «горячих точек», а также «точечные» операции в ответ на агрессивные действия в отношении государства), важные операции (проводимые на международном уровне; миротворческие операции, или операции по восстановлению мира и стабильности) и главные (основные) операции (на международном уровне в составе коалиционных сил либо в союзе с другими странами, осуществляются только за пределами своей территории).

    В целом, согласно данным, представленным МО республики по состоянию на март 2014 года2, примерно 7 330 французских военнослужащих задействованы в 20 операциях за пределами национальной территории. При этом географически большинство операций с участием ВС страны приходятся на Африканский континент, который является традиционной зоной ее экономических, политических и военных интересов,

    В настоящее время главным содержанием проводимой на Черном континенте политики Франции остается стремление сохранить позиции в регионе на фоне растущего давления со стороны США и Китая. В связи с этим, несмотря на некоторое снижение в настоящее время уровня ее вовлеченности в региональные дела, усилия Парижа в африканских странах направлены на создание условий, позволяющих оказывать воздействие на формирование внешнеполитического курса этих государств, а также обеспечивающих доступ французских компаний к разработке нефтегазовых месторождений, продвижение на их рынки продукции французского ВПК.

    С началом в 1960 году антиколониального движения Франция де-юре предоставила независимость своим бывшим колониям на континенте, однако де-факто продолжила координировать различного рода действия в самих колониях, то есть прямое колониальное управление сменилось косвенным. При этом со многими бывшими колониями у нее существуют или договоры об обороне, или договоры о военно-техническом сотрудничестве (ВТС). Первые предусматривали ответственность Франции за защиту данной страны от внутренних и внешних угроз. Кроме того, в соответствии с ними африканцы предоставляли бывшей метрополии приоритетные права на разведку и эксплуатацию полезных ископаемых..

    В каждом государстве, подписавшем договор об обороне или ВТС, были созданы бюро военной помощи, деятельность которых координировалась министерством сотрудничества, созданным в 1961 году. Такая система соглашений обеспечила Парижу возможность превентивно и оперативно реагировать на любое изменение военно-политической обстановки в регионе, используя свои вооруженные силы.

    В настоящее время для защиты своих заморских территорий и обеспечения влияния в зонах своих жизненных интересов у Франции на Черном континенте в ее бывших колониях имеется значительное количество военных баз. Их размещение и применение определяются рядом факторов, к числу которых можно отнести следующие:
    - экономическая важность данной страны для Франции;
    - численность французских граждан в стране;
    - доступ французских компаний к местным месторождениям полезных ископаемых;
    - необходимость защиты важных транспортных магистралей;
    - отношения с лидером страны5.

    В конце февраля 2008 года ВПР республики было объявлено о пересмотре всех военных соглашений, заключенных с рядом стран континента. В основном это касается исключения из договоров с франкоязычными государствами вопросов, связанных с их внутренней безопасностью. Одновременно в соответствии с разработанным в 2010 году планом Франция осуществляет поэтапное сокращение своего военного присутствия в Африке.

    По оценке военного руководства страны, реализация данного плана позволит отказаться от весьма дорогостоящего присутствия в регионе на долгосрочной основе достаточно крупных воинских контингентов, уменьшив общую их численность с 8 до 5 тыс. человек. С этой целью в 2011 году были сокращены воинские контингенты Франции в Джибути и Сенегале. В то же время для обеспечения своего присутствия под предлогом борьбы с терроризмом на севере Мали (район Тессалит вблизи границы Мали и Алжира) была создана новая военная база, о чем заявил министр обороны Жан-Ив ле Дриан 15 марта 2014 года в ходе визита в Алжир.

    При оценке степени влияния Франции на Африканском континенте обращает на себя внимание тот факт, что бывшие колонии оказывают ей поддержку во всех важных вопросах международного сотрудничества - от борьбы с терроризмом до изменения климата, а 15 из 20 стран региона всегда поддерживают Париж в ООН по любым вопросам, что придает ему дополнительный дипломатический вес на международной арене.

    Кроме того, в настоящее время на континенте проживают 240 тыс. граждан Франции, еще 150-200 тыс. французов работают в некоммерческих и негосударственных организациях, связанных с Африкой. В частности, в Мали располагаются 50 филиалов французских компаний с общим числом занятых 2 тыс. человек. Они присутствуют также в соседних государствах. Исходя из этого, когда в 2013 году возникла угроза ослабления позиций Парижа в Мали, военное вмешательство стало единственным возможным вариантом разрешения ситуации.
    Таким образом, прямое вооруженное вмешательство французских ВС в апреле 2011 года во внутренний конфликт в Кот-д'Ивуаре, а также проведение с 2013-го военной операции «Сервал» по освобождению Мали от «террористических элементов» и восстановлению территориальной целостности его бывшей колонии свидетельствует о готовности Парижа отстаивать свои политические и экономические интересы в Африканском регионе любыми методами, включая силовые, осуществлять свержение неугодных режимов и обеспечивать приход к власти лояльных правительств6.

    При этом необходимо отметить, что любое военное вмешательство французов не встречает никаких протестов среди бывших колоний и почти никогда среди других стран Африки: интервенцию в Кот-д'Ивуар осудили лишь португальская Ангола и ЮАР, недавнюю операцию в Мали - только уже бывший президент Египта М. Мурей. Представители ООН также не препятствуют тому, чтобы французские патрули остались в Мали на неопределенный срок.

    Таким образам, в настоящее время Франция проводит достаточно активную внешнюю политику, принимая участие в операциях за пределами своей территории, в том числе для отстаивания национальных интересов и защиты своих граждан. Данные действия подтверждают тенденции сохранения взглядов официального Парижа на ВС как на одну из главных составляющих достижения своих политических и экономических целей.

    В этой связи в отношении стран Африканского континента военно-политический курс Франции характеризуется стремлением ее руководства сохранить традиционное влияние на государства региона и способствовать развитию обстановки по выгодному для себя сценарию, несмотря на заметное снижение своей роли на континенте. При этом Париж подчеркивает свое право на развитие привилегированных отношений с входящими в сферу жизненно важных интересов Франции странами, выражая готовность оказывать им всю необходимую финансовую и военную помощь.

    Таблица 1 Военные операции Франции в Африке3
    Годы Основные операции
    1956-1963 Контрповстанческие операции в Западной Сахаре в поддержку действий войск Мавритании и Марокко
    1959-1964 Помощь правительству Камеруна в создании силовых структур и борьбе с повстанческими отрядами «Союза народов Камеруна»
    1961 Операция «Бульдог» - вторжение в Тунис для захвата стратегического порта Бизерта
    1964 Интервенция в Габон для подавления военного мятежа против президента Л. Мба
    1968-1972 Операции «Лимузин» и «Бизон» против повстанцев в чадской провинции Тибести
    1977 Операция «Вербена» по поддержке действий марокканских и заирских войск против повстанцев в провинции Шаба (Заир)
    1977-1978 Операция «Ламантин» французских ВВС в Мавритании и Западной Сахаре против отрядов фронта ПОЛИСАРИО
    1978 Операция 2-го полка Иностранного легиона по разгрому повстанцев и спасению европейцев в запросом Кольвези
    1978-1980 Операция «Такод» в Чаде против повстанцев движения ФРОЛИНАТ
    1979-1981 Операции «Кабан» и «Барракуда» в Центральноафриканской Республике по свержению императора Жана Бокассы I и возвращению к власти президента Д. Дако
    198-1984 Операция «Манта» в Чаде по поддержке режима президентах. Хабре
    1985  Рейд французских ВВС на ливийскую авиабазу Уади-Дум в северном Чаде
    1986  Высадка 150 французских парашютистов в Того после попытки свержения президента Г. Эйадемы
    1986-н. в.  Операция «Эпервье». Военное присутствие Франции в Чаде
    1989  Операция «Озид» по ликвидации последствий переворота на Коморских Островах, устроенного наемниками под командой полковника Б. Денара
    С 1990 (ежегодно) -н. в. Операция «Коримб» в Гвинейском заливе. Систематически проводимая ВМС Франции операция для обеспечения военно-морского присутствия и демонстрации флага в зоне Гвинейского залива у побережья Западной Африки - действия против пиратов и морских террористов, защита интересов национальных добывающих компаний в регионе
    1990 Интервенция в Габон. 2 тыс. французских солдат эвакуировали 1,8 тыс. иностранных граждан и оказали помощь местным силовым структурам во время беспорядков в городах Либревилль и Порт-Жентиль
    1990-1993 Операция «Норуа» в Руанде. Поддержка войск президента Ж. Абьяримана в борьбе с повстанческим Руандийским патриотическим фронтом
    1991 Тысяча французских солдат посланы в Заир совместно с бельгийцами для поддержки диктатора Мобуту Сесе Секо во время массовых беспорядков
    1992-1994 Операция «Орико. Участие французской армии в гуманитарной операции США и ООН в Сомали
    1992-1999 Операция «Искутир» в Джибути. Французские части контролировали соблюдение условий перемирия между правительством Джибути и повстанческим движением ФРАД
    1993 Эвакуация французских граждан из Киншасы после начала военного мятежа, в ходе которого был убит французский посол в Заире Ф. Бернар
    1994 Операция «Амарилио в Руанде. Эвакуация европейцев после убийства президента Ж. Абьяримана и начала геноцида тутси
    1994 Операция «Таркуаз» в Руанде. Миссия по защите мирного населения
    1995 Операция «Азалия» на Коморских о-вах по предотвращению попытки наемников Боба Денара свергнуть президента Сайда Мохаммедз Джохара
    1996-1997 Операции «Алмандин I и II». Подавление мятежей и беспорядков в столице ЦАР - г. Банги
    1996-2007 Операция «Арамис» в Камеруне. Поддержка вооруженных сил страны по защите п-ова Бакасси от притязаний Нигерии
    1997 Операция «Пеликан» в Конго. Эвакуация 6,5 тыс. иностранцев из Браззавиля во время уличных беспорядков
    1997 Операция «Эспадон» по эвакуации французских граждан из охваченной гражданской войной Сьерра-Леоне
    1998 Операция «Малахит» по эвакуации иностранцев из Киншасы
    2002-н. в. Операция «Ликорн» в Кот-д'Ивуаре. Французские войска разделили правительственные и повстанческие силы после восстания против президента Л. Гбагбо
    2003 Операция «Артемис» в Итури (Демократическая Республика Конго). Боевая поддержка контингента ООН в регионе
    2004 Уничтожение авиации ивуарийских ВВС в ответ на атаку французской базы в Буаке
    2006 Гуманитарная воздушно-морская операция «Балист» у побережья Ливана в ходе ливано-израильского конфликта с эвакуацией около 1 500 беженцев и французских граждан
    2008 Содействие чадским войскам в защите столицы - г. Нджамена - во время ее штурма повстанцами и эвакуация иностранцев
    2008 Логистическая поддержка армии Джибути во время пограничного конфликта между Джибути и Эритреей
    2008 Логистическая поддержка Франции (совместно с Ливией) операции ВС стран Африканского союза -Коморских Островов, Сенегала, Судана и Танзании против сепаратистов о. Анжуан
    2011 Помощь оппозиции в свержении президента Кот-д Ивуара Л. Гбагбо
    2011 Операция «Харматтан». Участие французской армии в военной интервенции в Ливию
    2013 Операция «Сервал». Военная интервенция в Мали
    2013 Операция «Сангарис»4. Военная интервенция в ЦАР с целью прекращения гражданской войны
    Примечание. Кроме того, на Африканском континенте ВС Франции участвуют в следующих миссиях и операциях, проводимых под эгидой Европейского союза: миссия по подготовке подразделений малийской армии (EUTM) и военно-морская операция ЕС «Аталанта» по борьбе с морским пиратством в Аденском заливе (Сомали) и опасных зонах Индийского океана.

     

    Таблица 2 Операции и миссии ООН, в которых были задействованы вооружённые силы Франции
    Наименование миссии Начало операции/ миссии Страна Цель Основание
    Операция ООН в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ) 2004 Кот-д'Ивуар Защита гражданского населения и поддержка правительства Резолюция СБ ООН №1528 (2004) от 27.02.2004 г. 30 июля 2013 г. СБ в своей резолюции № 2112 (2013) утвердил рекомендацию Генерального секретаря и постановил сократить военное присутствие Миссии в Кот-д'Ивуаре и изменить ее конфигурацию
    Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК)(1 июля 2010 года МООНСДРК сменила собой предыдущую миротворческую операцию ООН - Миссию ООНвДРК(МООНДРК)) 2010 Конго (Киншаса) Защита гражданского населения, сотрудников гуманитарных операций и защитников прав человека от непосредственной угрозы физического насилия, а также оказание поддержки правительству ДРК в его работе по стабилизации и консолидации мирного процесса Резолюция СБ ООН № 1925 (2010) от 28.05.2010 г. Мандат продлен до 31.03.2014 г.
    Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) 2013 Мали Поддержка политических процессов в стране и выполнения ряда задач по обеспечению безопасности Резолюция СБ ООН №2100 от 25.04.2013 г.
    Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) 1991 Западная Сахара Контроль за прекращением огня, а также поддержка ряда программ содействия по борьбе с тяжелым положением перемещенных и разделенных семей в Сахаре Резолюция СБ ООН № 690 (1991) от 29.04.1991 г. Мандат продлен до 30.04.2014 г.
    Миссия ООН в Либерии (МООНЛ) 2003 Либерия Поддержка в выполнении соглашения о прекращении огня и осуществлении мирного процесса; защита персонала ООН, объектов и гражданских лиц; поддержка деятельности по оказанию гуманитарной помощи и помощи в области прав человека; поддержка реформы в сфере безопасности, включая подготовку национальной полиции и формирование новых, реформированных вооруженных сил Резолюция СБ ООН №1509 (2003) от 19.09.2003 г. Мандат продлен до 30.09.2014 г.

    1 Livre blanc. Defense et securite nationale-2013.

    2 Источник: EMA, Droits: Ministere de la Defense, 10/03/2014.

    3 Источники: официальный сайт министерства обороны Франции: www.defense.gouv.fr. и И. П. Коновалов «Военные операции Франции в Африке». Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.

    4 В марте 2014 года Генеральный секретарь ООН ввиду серьезного ухудшения обстановки в ЦАР рекомендовал Совету Безопасности санкционировать развертывание многоаспектной операции ООН по поддержанию мира в этой стране. Мандат предлагаемой операции должен предусматривать защиту гражданского населения, поддержку политического и переходного процессов, включая восстановление государственной власти и ее распространение на территорию страны. Общая численность военного персонала новой операции должна составить 10 тыс. человек. Большинство подразделений Международной миссии Африканского союза по поддержке в ЦАР (АФИСМЦАР) наряду с персоналом других участвующих стран будут переподчинены операции ООН по поддержанию мира,

    5 И. П. Коновалов «Военные операции Франции в Африке». Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.-С. 14.

    6 Военно-политическое вмешательство в африканские дела координирует генеральный директорат внешней безопасности (Direction Generate de la Securite Exterieure - DGSE) - французская внешняя разведка.


    Добавить новость в:





    Ключевые теги: Франция

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://factmil.com/publ/strana/francija/rol_francii_v_razreshenii_vooruzhjonnykh_konfliktov_v_afrike_2014/33-1-0-472

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Чем вы готовы пожертвовать ради России в противостоянии с Западом?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2021 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2021