Вдали от мировых конфликтов, жарких баталий и людской суеты располагается суровая и загадочная Арктика, много веков манящая своими таинственными глубинами и пугающая вечным холодом. За несколько сотен лет не так много народу отважилось побывать в этом краю безмолвия, однако в последнее время все изменилось. Как только Арктику отнесли к важнейшим стратегическим регионам мира с колоссальным природным потенциалом, ею все заинтересовались.
Государства, претендующие на Арктику, условно можно разделить на четыре группы. К первой относятся такие страны, как Россия, США, Канада, Дания и Норвегия, за каждой из которых еще в 20-х годах прошлого столетия закрепилась часть Арктики. Их арктический статус вряд ли можно подвергнуть сомнению, ведь они имеют прямой выход к Северному Ледовитому океану, а потому обладают преимущественным правом на разработку арктических ресурсов. Кстати, Россия – крупнейшая арктическая держава, около трети всей площади Арктики – 28% — наша, и только Россия имеет арктическую национальную транспортную магистраль – Северный морской путь.
Ко второй группе относятся так называемые приарктические государства. Эти страны хоть и не имеют прямого выхода к Северному Ледовитому океану, но, тем не менее, находятся в непосредственной близости к Полярному кругу (Исландия) или обладают территориями в Заполярье (Швеция и Финляндия). На этом основании их включили в Арктический совет, в составе которого восемь арктических и приарктических государств.
Третья группа претендентов — международные организации западных стран: НАТО (входят все арктические страны, кроме России), Евросоюз, некоторые организации стран Северной Европы, желающие принимать самое активное участие в арктических делах.
Но есть еще и четвертая группа. В нее входят государства, которые вообще не имеют ни малейшего отношения к Крайнему Северу. Например, Китай, Индия, Сингапур, Бразилия, Южная Корея, Япония. Где, скажем, Индия, а где Северный Полярный круг?! Однако каждому из них подавай свой кусочек Арктики. Кто-то строит ледоколы и организовывает полярные экспедиции, кто-то покупает кусок территории и старается добиться равноправия в Арктическом совете. И все они намерены принять участие в эксплуатации энергетических и сырьевых ресурсов арктической зоны, и особенно заинтересованы в пересмотре уже сложившихся правовых норм и сфер влияния, «интернационализации» региона по примеру Антарктиды.
Несмотря на то, что нарастающая активность вокруг Арктики пока имеет достаточно спокойный характер, развитие ситуации может перейти в гораздо более острую фазу. Тем не менее, пока государствам-членам Арктического совета удается, не обижая других претендентов, отстаивать принцип, по которому все решения, касающиеся Арктики, принимаются самими арктическими государствами. Только эти страны могут определять, какие вопросы им целесообразно решать на национальном уровне, а какие – на региональном или даже международном. Хотелось бы, чтоб так оставалось и впредь.
Арктика – неотъемлемая часть России и других арктических государств, прежде всего прибрежных. Это место, где живут коренные народы со своими традициями и укладом, где действуют национальные законы. Попытки представить дело так, что кто-то извне заботится об Арктике сильней и знает ее лучше, чем сами арктические государства, бесперспективны, наивны и должны пресекаться в корне. А потому международному сотрудничеству – да. Навязыванию своих условий – нет.
Комментарии (0)
Добавить