Система образования РФ. Смотрим матчасть

Российское образование - тема чувствительная. Каждый может заслуженно считать себя тут экспертом с многолетним стажем. Оттого дискуссии получаются жаркими и наслушаться можно всякого.

Например, такой тезис - государству не выгодны умные граждане с критическим мышлением и государство целенаправлено стремится оглупить граждан посредством соответствующей системы образования.

Обычно этим тезисом наиболее активно пытаются размахивать те противники нынешней системы ЕГЭ, которые сами ЕГЭ способны сдать едва на "троечку".

Тем не менее. Давайте глянем.

Основные документы, регламентирующие сферу образования в России - это Федеральные Государственные Образовательные Стандарты

Стандарты разработаны и утверждены для общего и профессионального образования. Наибольшие дискуссии ведутся о общем образовании. Для общего образования существуют 3 стандарта:

для начального общего образования (1-4 класс)

для основного общего образования (5-9 класс)

для средного общего образования (10-11 класс)

Документы не самые объемные) Вполне доступны для ознакомления кому вдруг стало интересно.

И вот что интересно. Стандарты формулируют три группы результатов освоения программы школьником - личностные, метапредметные и предметные. Посмотрите, что получается - собственно предметные результаты, то есть сами знания и навыки по конкретным предметам поставлены на последнее место. Выше - личностные и метапредметные результаты.

Полюбуйтесь на формулировки значимых результатов из Стандартов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Это навскидку всего несколько пунктов. Личностных и метапредметных результатов в каждом из Стандартов  сформулировано более десятка.

Легко можно сказать - это просто пустые декларации никого ни к чему не обязывающие. Но в том то и дело, бюрократическая машина в своей работе обязана работать по букве закона. И чиновничья машина это делает. По критериям ФГОС оценивают новые учебники. Надо понимать, учебник не пройдет экспертизу если в нем не задействован системно-деятельностный подход. По школам кочуют комиссии и выносят мозг администрациям школ и преподавателям-предметникам - по критериям ФГОС проверяют школьные образовательные программы и рабочие программы учителей.  Предметникам волей-неволей приходиться как-то шевелиться, искать, изучать и вводить в учебный процесс прогрессивные технологии методики.

Да, проблем много. Но факт в том, что государство-то предельно четко формулирует необходимость развития в школьниках творческого начала, критического мышления и ответственного отношения к жизни.

Государство свое слово сказало, каких результатов оно желает от школьников после завершения школы. Во ФГОС сформулировно  и опубликовано. А уж как наше общество реализует сей посыл, и вообще спсобны ли мы все, как общество, к осмысленной деятельности по воспитанию ответственности и критического мышления в молодом поколении граждан - это другой хороший вопрос.



Источник новости: https://aftershock.news




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: