На каждом этапе своего развития СССР имел различное политэкономическое устройство. Было как минимум пять довольно разных СССР. При этом значительную часть своего существования СССР просто выживал в кольце врагов, которые хотели уничтожить (или превратить в рабов) население, а ништяки поделить. Также, не стоит забывать и о том, что никакой теории к тому, как следовало строить социализм не было вообще, да и быть не могло. Двигались, что называется, на ощупь. Были и ошибки, были и откровенные вредители. А как же без этого.
В СССР системная проблема была только одна - социализм очень сильно зависит от человеческого фактора. Капитализм в этом смысле более вынослив, ибо ориентируется на более базовые (низменные и животные, если угодно) паттерны социального поведения.
Моделей человеческой природы, и, вытекающей из нея модели и принципов государственного устройства ровно три. И все их украли до нас китайцы, которые не одну сотню лет вели дискуссии и строили устройства гос-управления в соответствии с этими моделями. Итак (я несколько утрирую, чтобы не увязнуть в деревьях):
Направление Моцзя (по имени благородного мужа Мо цзы) - человеческая природа хороша, все друг друга будут любить и уважать, если не давить природу законами. Основателя сего направления, бл.мужа Мо цзы, весьма строго критиковал другой, не менее бл.муж, Мэн-цзы (из школы жуцзя) за излишнюю доверчивость и мягкотелость.
Фацзя (легизм) - человеческая природа весьма так себе, надо придавить ее законами и правилами, чтобы не передраться. Школа законников. Известны весьма нетривиальными подходами к управлению. Например, Вэй Ляо-цзы считал, что нужно запретить все ремёсла, не имеющие отношения к производству оружия. А Гуань Чжун был сторонником абсолютного тотального контроля со стороны государства, вплоть до контроля сквозняков в жилищах.
Направление Жуцзя (Кун цзы) - человеческая природа ни плоха, ни хороша сама по себе. Законы и ритуалы нужны для того, чтобы поддерживать уважение и порядок, как награждая, так и наказывая. Жу цзя - школа образованных.
Чтобы получить устойчивую этическую систему необходимо искусно сочетать все три подхода. В СССР так и не удалось этого сделать. И это, в конечном итоге привело СССР к краху. Кризис государственности Китая, продолжавшийся лет 200, также был вызван крахом этической системы тогдашнего конфуцианства, точнее, отходом от нее, и подменой настоящей образованности государственных чиновников на, как сейчас говорят, сдачу экзаменов по дампам. Со всеми вытекающими злоупотреблениями.
Капитализм же, как социальная этическая система, вообще не существует. Это такой конгломерат постоянно соревнующихся за любой ништяк молекул, стремящихся занять весь доступный объем. Что всегда приводит к разгону системы, кризису и развалу. Удержать капитализм от развала можно только с помощью диктатуры, а затем и войны. Потому что диктатура может существовать только в условиях войны. Во время войны половина молекул уничтожается и можно начинать сначала. Проблема только в том, что НТП привел к ситуации, когда война гарантированно уничтожит вообще всё.
Как вы понимаете ув. собеседники, ничего нового я не открыл, все уже украдено до меня ещё Марксом, Лениным, Сталиным. и Мао. А до них - Кун-цзы, Мэн цзы, и Чжу си, который в общем-то, и создал современную нам этическую систему Китая, Японии, Кореи и методику государственного управления.