Лидерство Шавката Мирзиеева, бывшего с 2003 года по сути правой рукой Ислама Каримова и нынешнего и. о. президента, на состоявшихся выборах главы республики в Узбекистане было абсолютно предсказуемым. Мне кажется, что и соперники прекрасно понимали, что именно Мирзиеев – главный претендент на победу. Он как многолетний сподвижник Каримова способен уберечь страну от потрясений, которых явно не желает народ республики.
Каримовский курс будет скорее всего продолжен с поправками на ускорение решения многочисленных социальных проблем, но без резких изменений. Прежняя линия сохранится и во внешней политике – как минимум в течение первого срока нового президента. Это ориентация на Россию. Осложнений между нашими странами не предполагается, более того, Мирзиеев скорее всего станет присматриваться к Евразийскому экономическому союзу. В плане безопасности можно ожидать, что новый узбекский лидер будет развивать двусторонние отношения в первую очередь с Россией, а также с Казахстаном. Но в ОДКБ в ближайшие годы Узбекистан вряд ли вступит. Такой позиции нейтралитета в военно-стратегических вопросах придерживался Каримов, сохранит ее и его преемник.
Что касается активизации радикальных исламистов, которую можно ожидать из-за смены власти, такая угроза существует. В первую очередь потому, что, как мне кажется, Мирзиеев не обладает той жесткостью в отношении экстремистских проявлений, которая была свойственна Исламу Каримову. На это, возможно, будут рассчитывать радикальные элементы – и те, что находятся в Афганистане, и те, кто ныне воюет в террористических организациях на Ближнем Востоке. Они постараются усилить свое проникновение в республику, максимально увеличить влияние. Но в Узбекистане достаточно мощные спецслужбы, имеющие хороший опыт борьбы с исламским радикализмом, так что противодействие терроризму будет весьма квалифицированным. Я считаю, что довольно жесткое подавление радикальной оппозиции во время Каримова было правильным шагом, обстановка стала намного спокойнее. Так что пусть и менее жестко, но Мирзиеев вынужден будет продолжить эту линию, поскольку ему надо завоевывать авторитет не только внутри страны, но и на международном поле.
Проблемы, с которыми столкнется новый президент внутри страны, все те же – безработица, массовая трудовая эмиграция в Россию и в Казахстан. С соседями по Средней Азии проблем у Мирзиеева не возникнет: он долгие годы «в теме», лично знаком со всеми руководителями окружающих республик. Но конфликты возможны из-за той же Рогунской ГЭС, которую начал строить Таджикистан, что может еще больше сократить поступление воды в Амударью. Высказываются опасения в связи с сейсмической опасностью территории, на которой возникнет огромное водохранилище. Впрочем, «водные противоречия» возникли в Средней Азии не вчера. И скорее всего их разрешение не обойдется без участия России – в первую очередь как члена Совета Безопасности ООН, для которой Центральная Азия является зоной неформальной ответственности.
Леонид Ивашов,
президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник