Леонид Радзиховский
8 декабря, как известно – 25 лет Беловежскому соглашению, которое де-юре поставило точку в биографии СССР.
«Де-юре», потому что к тому времени сам СССР стал де-факто многоточием – песком, который сыпался из порванной Империи, да, собственно, к декабрю весь и высыпался.
Возможность распустить СССР «по шву» — как подписали договор об образовании СССР в 1922, так и переписали – придумали не Шахрай с Бурбулисом, которых в этой связи часто называют. Нет, это довольно очевидное, хотя и изящное решение «задачи для трех ферзей» было найдено еще юристами Горбачева — именно по этой схеме готовили в августе 1991 «новый союзный договор». Там, понятно, планировалось сохранение «обновленного СССР», но юридически ход был тот же – перезаключить Договор. Это и было психологически самым важным: вдруг принять абсолютно новую парадигму, согласно которой Союз-то оказывается… вторичен! «Как республики пожелают так и сделают»… Вот 8 декабря они – пожелали и сделали.
Сейчас положено (с ностальгией, конечно) ломать голову над вопросом – почему?
«Нет у нас сил на Империю» (Солженицын).
Но что это значило конкретно?
У кого «у нас»? Каких сил нет?
Франция поняла что у нее нет сил на Империю, провоевав 5 лет в Алжире. Да и то – не все поняли, ОАС, вон покушения на де Голля устраивали за измену Родине, сдачу Алжира, политого французской кровью
СССР и не думал воевать с своими окраинами. Чуть дернулся в Прибалтике (захват ТВ-центра) – и тут же назад. Понятно – одновременно давать Москве «больше демократии», а Вильнюсу «больше социализма» — не получалось. Надо было выбирать. Отказ от выбора тоже означал выбор – паралича и распада Империи.
Значит – все дело в отсутствии личной воли у Горбачева? Как известно, это – самая популярная версия его «разоблачителей». У него не было сил – моральных и интеллектуальных – на роль Императора. Вот Империя «под ним» и расползлась.
Значит – будь на месте Горбачева… Кстати – Кто? Да как всегда! – никто. Как всегда – Альтернативы почему-то не было…
Хорошо. Но значит, если бы окружение Горбачева, видя, что он ведет в овраг, собралось… Так – собралось! Собрались и… н-да. 7 сусаниных из ГКЧП за 3 дня, под свое Лебединое озеро, проскакали к тому же оврагу путь, на который у Горбачева пожалуй ушли бы… да нет, пожалуй в 91 году ушли бы уже недели – не больше.
Хорошо. Но значит, если бы миллионы «ныне тоскующих граждан» тогда собрались, организовались, выдвинули Альтернативного Лидера, альтернативную повестку-программу, а пожалуй и альтернативную структуру, то вот тогда… Вот тогда – пожалуй – мог бы случиться «югославский распад СССР», потому что прибалтов, и западных украинцев, и московско-ленинградских «демократов» уже в 1991 загнать назад в бутылку (да еще при пустых магазинах!) было бы не так-то просто. Но Югославии, к большому сожалению многих нео-имперцев не случилось. А раз не случилось – остался нерастраченный задор.
Словом, вермонтский изгнанник был прав – сил на Империю уже не было. Нигде, ни у кого. Факт
Остались только силы на ностальгию по ней.
Причем, средний российский ТВ-гражданин сентиментально ностальгирует по «СССР Рязанова» — замечательным фильмам о «легком паре служебных романов» в добро-сказочной Москве, к которой (Москве) и к которым (фильмам) собственно Союз ССР – все эти Средние Азии, Прибалтики и Украины – не имели вообще ни малейшего отношения. Ну, только как общий задник на котором написано «СССР».
А вот жители стран-гастарбайтеров, молдаванин, узбек, таджик, киргиз или армянин ностальгирует не по кино, а по своей реальной жизни, уровень которой в СССР был гораздо выше.
Украинец после 2014, грузин после 2008, прибалты с начала 1990-х не ностальгируют – идеологическое табу. Жители Казахстана или Туркмении мало ностальгируют потому что – насколько можно судить – их уровень жизни стал выше, чем был в СССР. О чем и как ностальгируют в Азербайджане или Белоруссии – судить не берусь.
Зато довольно многочисленные в России – и только в России! — «имперские патриоты» ностальгируют идейно
Нет, не собственно об ушедших республиках – большинство имперцев вполне себе ксенофобы, кроме раздражения те же кавказцы или жители Ср. Азии у них ничего не вызывают. Если каких республик им и жаль – так только «русских» Украины и Белоруссии, которых они «не Россией» категорически не признают. Но ностальгия, понятно, не о «блудных братьях», а о своей самооценке – самооценке подданного Сверхдержавы, неведомо за что разжалованного в подданные Державы просто. И весь этот СССР нужен просто как огромная шахта для огромных ракет. Хотя ракеты на 100 % остались в России – но те же ракеты без прежней территории имеют менее поражающую воображение силу и дальность идеологического полета.
Собственно и эти ТВ-имперцы всерьез о восстановлении СССР не думают – сумасшедших там совсем не много. Просто им нравится сладкая скорбь, нравится бороться с кощунниками и растравлять свои «оскорбленные религиозные чувства» верующих в Империю. Ну, а профессиональные плакальщики-по-Империи даже не скорбят – они работают.
Ну, хорошо. Да, СССР был обречен – факт. Но констатация – не объяснение. Все-таки почему же он был обречен-то?
Причины по которым возникают, живут, погибают Империи – так же загадочны, как вообще движущие силы Истории. В поисках «объяснения» можно сделать лишь еще один шаг — увидеть некоторые закономерности.
Например, во второй половине XIX века началась Имперская Олимпиада – Англия, Франция, Германия, Бельгия гонялись как сумасшедшие друг за другом по всей Африке и Азии, спеша как бабочек в сачок захватить побольше стран-трофеев. Конечно, были тут и экономические интересы (или по крайней мере тогда казались такими), но в общем, этот рабский (или крайне низкоквалифицированный труд) туземцев большой выгоды не приносил. Нефтяной век еще не начался, да и не было там особой нефти, всякие «бивни» и «крокодилова кожа» не оправдывали расходов Империалистических Крокодилов. Нет, прежде всего тут была Историческая Мода – необходимость «тоже иметь колонии», не отстать от Лидера. «По примеру авторитетов» Россия сперва невесть зачем прихватила Ср.Азию («несколько миллионов хивинских и бухарских оборванцев», как писал Данилевский), затем чуть не влезла в Корею (1903-4 год).
Как бы там не было, первый крах Мировой Имперско-колониальной Системы случился по итогам Первой Безумной Мировой Войны
Распались 4 Империи – Османская, Австрийская, Германская, Российская. У старых Империй – «пирровых победительниц» — уже было маловато драйва захватывать и переварить новые колонии. В Европе колоний (протекторатов) больше не появилось, вместо Австро-Венгрии и кусков Российской и Германской империй родились национальные государства – Польша, Чехословакия, Венгрия. Но вот в Азии некоторые осколки Османской Империи перешли «под мандат» Англии и Франции – ослабленный вариант колоний.
Однако, Благо Жизни колониальных Империй еще не совсем кончилось.
У Исторической Программы (Игры) «Империи» еще оставался после Первого Зависания шанс на перезагрузку. Но – на совершенно новых основаниях.
Эти основания были найдены в России (СССР) и Германии (3 Рейхе).
Абсолютно полярные – на уровне деклараций – основания.
Ленин создал Империю Нового Типа – «новую историческую общность»
На принципах «равенства и братства» был создан Союз ССР. И надо сказать, что-что, а вот национальное равенство подданных выдерживалось строго (хотя иногда бывала «позитивная дискриминация» в пользу жителей бывших окраин-колоний). Больше того. На уровне слов выдерживалось даже равенство «республик».
Здесь стоит вспомнить забавную интригу. Сталин сперва не понял всю гениальную пропагандистскую глубину и выгоду ленинского плана – он сначала хотел просто и откровенно в духе старой Империи включить «национальные республики» в состав России. Но до него быстро дошла вся мощь ленинской «монументальной пропаганды» — и, надо отдать ему должное, вся практическая реализация «в металле» была им осуществлена строго по ленинскому чертежу. Так возник вариант Колониальной Империи ХХ века – I – СССР. Империя Равенства.
А вот Гитлер, вообще-то исключительно высоко ценивший «методологию большевизма», тем не менее строил свою Империю как Анти-СССР. Если СССР отличался от традиционных европейских империй декларацией предельного национального равенства – то его Империя отличалась декларацией предельного национального неравенства. Так возник вариант Колониальной Империи ХХ века – II – Третий Рейх.
Абсолютный – военный, политический, моральный, идеологический, метафизический разгром, даже аннигиляция 3 Рейха – означал конец Эпохи Империй (точнее территориальных империй), эпохи колониализма. Раз была предана анафеме и объявлена преступной идея расового неравенства в ее экстремистском, гитлеровском варианте – то из-под колониальных Империй был выбит идейный стул. И после 1945 г. они задергались в политико-идеологической петле.
Афро-азиатские колонии, ни сном ни духом не участвовавшие в Войне – оказались ее главными политическими бенефициарами
Как сейчас главными идеологическими бенефициарами политкорректности являются уже беженцы из бывших колоний в бывшие метрополии – всякий кто их критикует, тот «нацист», «гитлеровец», хотя эти афро-азиатские народы и колонии никаких столкновений с Третьим Рейхом никогда не имели.
Так, 3 Рейх утянул в небытие боровшиеся с ним Британскую и Французскую Империи («я не желаю председательствовать на распродаже Британской Империи» — Черчилль, 1942. Верно. Это случилось уже когда он ушел). Империя СССР и Империя США с чувством глубокого морального удовлетворения наблюдали за их гибелью – особенно, понятно, ликовал СССР.
Так что живая очередь дошла до СССР – последней Великой Территориальной Империи – примерно через 40 лет после начала и 20 лет после конца развала всех других Империй. Тут впору удивляться не «почему же?», а только «почему же так поздно?». Потому что так уж гениально было придумана и прочно сколочена Отцами-Основателями. Ленин угадал и опередил Мировую Моду на национальную политкорректность – на добрых 90 лет. Эта «политкорректность» была использована как антикоррозийное покрытие для тоталитарной машины Власти. Блестящее ноу-хау! Но против Мировой Исторической Моды – без конца идти невозможно.
То что веками (тысячелетиями!) считалось Легитимным основанием для существования Империй – стало в ХХ веке основанием нелегитимным, лживым. А с Историей бороться – бизнес эффектный, но безнадежный.
Осталась последняя Великая Империя – США. Не территориальная, с помощью мягкой (изредка – не очень мягкой!) силы диктующая свою волю другим странам. Судьба этой Империи – открытая книга, которую нам волей-неволей предстоит читать. А территориальные империи – ушли.
Иллюстрация: Вася Ложкин