Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Всеобщее высшее образование

    | 24 января 2017 | Наука и образование | | Просмотров: 932 | автор: MGM

     



    Государство ежегодно тратит на образование примерно 3 трлн рублей. Это много — для сравнения, примерно столько же тратит государство на медицину и ещё примерно столько же — на армию.

    Более того, у нас явно взят курс на массовое высшее образование. В 2017 году на каждые 100 выпускников школ будут приходиться по 57 только бюджетных мест. Для сравнения, в 1975 году в студенты шёл только каждый пятый школьник:

    https://aftershock.news/?q=node/478843
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_СССР

    Таким образом, мы наблюдаем принципиальное изменение подхода государства к образованию. Если раньше считалось, что стране нужны рабочие руки, а в вузы должны идти только самые умные и способные представители молодёжи, то теперь в вузы гребут всех подряд — кроме тех, кто совсем уж не хочет учиться, и кроме тех, кто изначально был нацелен именно на получение рабочей специальности.

    Не скажу за все города, но конкретно в Санкт-Петербурге рабочие с руками — сантехники, плиточники, маляры, фрезеровщики и так далее — могут смело рассчитывать на зарплату выше средней по городу, а в некоторых случаях — в разы выше средней. При этом конкуренция за рабочие места, наоборот, не слишком высока. Это менеджеров много — хороших же рабочих всегда дефицит.

    Так вот, курс государства понятен: даём высшее максимальному числу граждан, даём качественное среднее профессиональное тем, у кого есть к нему тяга, оставшиеся пусть доучиваются как-нибудь и где-нибудь. Чего можно ждать от этого курса?

    В краткосрочной перспективе, конечно же, нужно ждать непрекращающегося потока жалоб со стороны преподавателей вузов. Если раньше школьники со средними способностями изначально нацеливались на ПТУ, то теперь школьники со средними способностями, напротив, безусловно целятся в вуз. Из-за этого средний уровень студентов сильно просел по сравнению с советскими временами — знают они меньше, учатся они медленнее. Этот «средний уровень», разумеется, тормозит и умных студентов — которые теперь вынуждены двигаться со скоростью самого медленного корабля эскадры.

    Не то чтобы это сильно ухудшало качество образования — оно в любом случае передаётся скорее по неформальным личным связям «преподаватель-студент», нежели через традиционные лекции — однако на настроения в преподавательской среде снижение среднего уровня студентов влияет сильно.

    В среднесрочной и в долгосрочной перспективе нас, напротив, ждут сплошные плюсы. Одна из главных проблем современной России — низкий уровень культуры среднего гражданина. В СССР эту проблему отлично понимали, советская власть уделяла огромное внимание культуре начиная чуть ли не с 1917 года, если не с ещё более ранних времён. Однако несмотря на значительный прогресс в этом важном деле, к 1991 году культурный уровень россиян был всё ещё довольно низким, и к 2017 году мы недалеко ушли в культурном плане от жующих жвачку и залезающих с ногами на стол американцев.

    Приведу простой пример — близкий, думаю, каждому читателю блога. Наше общество сильно озлоблено, считается нормой начинать беседу с агрессивной ругани, зачастую предельно грязной. Те же самые американцы, равно как и жители европейских стран, ведут себя в этом плане куда как цивилизованнее: по умолчанию они тактичны и дружелюбны, а если и выказывают недовольство, то облекают его обычно в форму лёгкой иронии.

    Напомню очередной раз известную зарисовку из жизни завсегдатаев интернета. «На американском форуме задаёшь вопрос, тебе дают ответ. На израильском форуме задаёшь вопрос, тебе задают встречный вопрос. На русском форуме задаёшь вопрос, тебе долго рассказывают, какая ты сволочь».

    Почему у нас такие проблемы с культурным общением?

    Потому что изначально, «по умолчанию», человек бескультурен, и процесс обучения во многом как раз и состоит в подавлении естественных инстинктов. Помните, у Стругацких, «То что наиболее естественно, то наименее приличествует человеку». Конечно, это преувеличение, однако если не вдаваться в детали, утверждение верно.

    Как можно нарастить культуру?

    Довольно просто. Михаил Луначарский, брат того самого Анатолия Луначарского, дал в своё время рецепт интеллигентности: «Чтоб стать интеллигентным человеком, необходимо иметь три высших образования. Первое должно быть у деда, второе у отца и третье — у тебя». Этот рецепт работает.

    Сразу оговорюсь — это не единственный рецепт получения «интеллигентности», да и срабатывает он далеко не всегда. Мы знаем как очень интеллигентых людей из самых простых семей, так и, напротив, чудовищно бескультурных наследников целых творческих династий. Вместе с тем тысяча условных выходцев из, допустим, врачебных семей будет однозначно более культурна в сренем, чем тысяча выходцев из среды люмпен-пролетариата.

    Таким образом, для повышения культурного уровня в стране нужно создание неких долгоиграющих традиций, создание среды, в которой умение есть вилкой и говорить «извините» вместо «куда прёшь» будет передаваться от родителей к детям, от соседей к соседям и от коллег по работе к коллегам по работе. Проще говоря, нам нужно инфицировать культурой некоторую критичную массу граждан, и тогда они потянут за собой вперёд всех остальных.

    В России, к сожалению, в XX веке условия для этого складывались не самые благоприятные. Революция 1917 года и катастрофа 1991 года частично разрушали накопленные до того традиции. Вспомните, какими были советские журналисты, и кто пришёл им на смену после Перестройки. Просадка в культурном уровне была колоссальной — пришла публика, которая не умела грамотно писать, которая обладала дурным вкусом, и которая искренне считала матерщину и всякое непотребство признаком смелости авторской мысли.

    Сыграли свою роль и сугубо материальные проблемы. Вспомним хотя бы известный эффект «грязных сортиров», о котором писал ещё Булгаков. Вот история из семидесятых примерно годов. Рабочим выдали новые квартиры в панельном доме, те начали там обживаться. Один из опытных рабочих в конце смены собрался взять с собой несколько кирпичей. На вопрос коллег «зачем», последовал неожиданный ответ: «обложить унитаз».

    Оказывается, ранее рабочий никогда не видел унитазов. Он привык к дыркам в полу, и считал, что находящийся у него в туалете унитаз также нужно обложить кирпичом, дабы он стал законченной, готовой к использованию конструкцией. Друзьям по бригаде пришлось идти к рабочему домой, чтобы объяснять ему тонкости пользования новым устройством.

    Собственно, у нас и сейчас, в 2017 году, цивилизованные унитазы есть далеко не в каждом доме. Это значит, что грязь в сортирах на вокзалах, в поездах и в торговых центрах мы будем наблюдать ещё довольно долго. Конечно, нам легче, чем китайцам — там в этом плане вообще всё грустно, половина страны ещё недавно никакой сантехники вообще в глаза не видела. Однако и нам тоже есть, куда расти.

    Вернёмся к высшему образованию. Я довольно скептически отношусь к идее передавать знания путём лекций и семинаров — это очень долгий, дорогой и неэффективный метод, особенно в условиях околонулевой мотивации большей части студентов. Однако вот культуру высшие учебные заведения распространяют великолепно.

    Существует статистика, согласно которой одно только наличие высшего образования вдвое снижает вероятность, что персон совершит какое-нибудь преступление. При этом сами преступления также меняют свой характер — люди без высшего склонны грабить прохожих, люди с высшим — растрачивать казённые деньги. Для общества, разумеется, преступники с высшим менее опасны.

    Подведу итог

    Я двумя руками за массовое образование — желательно, высшее. Более того, я считаю, что государство должно активно развивать и образование для тех, кто уже вышел из студенческого возраста: в виде разного рода курсов, в виде всяческой помощи профессиональным репетиторам и в виде разрешения вузам учить взрослых, например.

    Эти вложения окупятся в перспективе однозначно.


    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://fritzmorgen.livejournal.com/985674.html

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Чем вы готовы пожертвовать ради России в противостоянии с Западом?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru