Жители Монголии принимают участие в выплате долгов, сделанных правительством. В ход, кроме денег, идут драгоценности, ценные вещи и даже чистокровные рысаки
После недолгого бума, вызванного высокими ценами на полезные ископаемые, которыми очень богата Монголия, вместе с обвалом цен на сырье пришло отрезвление. У Улан-Батора нет денег, чтобы расплачиваться по вполне крупным для такой страны счетам. Монгольские власти должны выплатить 580 млн долларов держателям гособлигаций, но денег в казне нет. Правительство ведет переговоры о займе с Пекином и МВФ, однако помощь едва ли успеет вовремя, потому что платить необходимо уже в марте.
На помощь властям пришли простые монголы, организовавшие сбор средств на выплату долгов правительства. В ход идут деньги, драгоценности, ценные вещи, в том числе и породистые лошади, которые стоят большие деньги.
Премьер-министр МНР Жаргалтулгын Эрдэнэбат утверждает, что не обращался к гражданам с просьбой о помощи, но быстро добавляет, что его правительство не отказывается ни от какой помощи.
«Власти не могут запретить организованную гражданами кампанию,- цитирует главу правительства агентство Reuters.- Кабинет решил потратить добровольные пожертвования на здравоохранение, образование, борьбу со смогом и на общественную инфраструктуру».
Слова премьера о том, что в правительстве рады любой помощи, не обычная вежливость. Монгольская экономика, рост которой еще не так давно выражался двузначными числами, последние пару лет находится в свободном падении. Не удивительно, что Улан-Батор действительно отчаянно нуждается в пожертвованиях.
Причина такого положения лежит на поверхности. Во всем, конечно, в первую очередь виновата зависимость МНР от добывающей промышленности, дела которой сейчас идут плохо.
«Сырьевой бум нельзя считать правильной стратегией развития государства»,- объясняет Кэти Путц, специалист по Центральной Азии из журнала Diplomat.
К 2016 году иностранные инвестиции практически закончились, а цены на сырье обвалились. Рецессия в России и Китае, по словам Путц, «заразили» и монгольскую экономику, которая в прошлом году не показала никакого роста.
Неприятностей монголам добавил и «дзуд». Так в Монголии называют очень сильный холодный ветер вместе с засухой. Подобная «комбинация» оказывает негативное воздействие на центрально-азиатские степи. Монголия все еще приходит в себя после прошлогоднего дзуда, убившего более миллиона голов крупного рогатого скота. Экономисты из Азиатского банка развития (ADB) прогнозируют, что даже при самом благоприятном развитии событий в этом году не следует ждать роста экономики более 1,4%.
Для того, чтобы переждать трудные времена, правительство МНР несмотря на высокую безработицу было вынуждено сократить расходы на социальные и общественные нужды. Nikkei Asian Review приводит слова одной из владелиц столичного магазинчика. Женщина рассказала журналистам, что примерно 8 из 10 ее знакомых лишились работы из-за экономического кризиса и с трудом сейчас сводят концы с концами.
«Они экономят на продуктах первой необходимости, потому что необходимо покупать топливо для печек, чтобы не замерзнуть,- рассказала женщина.- Только посмотрите, как мало у нас покупателей!»
В 2016 году тугрик, монгольская валюта, обесценился почти на четверть. Валютные резервы Монголии снизились, по данным рейтингового агентства Fitch, до семилетнего минимума.
«Самая большая сейчас проблема Монголии состоит в том, что у нее очень мало валюты,- объясняет Саймон Гуджано, аналитик финансовой компании Legal & General Investment Management.- Поэтому инвесторы с таким нетерпением ждут подписания соглашения с МВФ.
Несмотря на тяжелое положение средства в созданный на прошлой неделе известным экономистом и несколькими депутатами фонд потекли бурной рекой. В сборе их участвует монгольский бизнес и политики. Они уже собрали порядка 100 млн тугриков (40,5 тыс. долларов).
Премьер Эрдэнэбат утверждает, что нашел способ расплатиться с держателями гособлигаций в марте, но экономисты не очень доверяют его оптимизму. Делом жизни и смерти для Монголии становится кредит от МВФ.
«Если они не получат деньги от МВФ, как они расплатятся с кредиторами?- задает риторический вопрос брокер из Гонконга, имя которого Reuters не приводит.- Без этой выплаты они не смогут выпустить новые гособлигации и произвести рефинансирование. Это все похоже на ситуацию яйца и курицы».