“Al Monitor”, США - 06 января 2017 г. "Iraqi Kurdistan oil a slippery issue"
Скользкий вопрос нефти Иракского Курдистана
Пламя вырывается из трубы на месторождении Так Так в Эрбиле, Ирак, 16 августа 2014 г. (фото - Рейтер/Азад Лашкари)
Принадлежность нефти иракского Курдистана является основным источником трений между Багдадом и Эрбилем, в то время как Турция и Иран конкурируют за прибыльные контракты по транспортировке нефти.
Али Мамури
НАДЖАФ, Ирак - Иран и Турция пытаются расширить их экономическое влияние на нефть Иракского Курдистана, как раз когда разгорается спор в отношении тайных сделок между Курдистаном и Турцией.
Иракский Курдистан отправляет нефть в Турцию без ведома Багдада, что привело к тому, что Ирак нарушил соглашение ОПЕК, согласно обвинениям, выдвинутым 3 января иракским премьер-министром. Также Ирак недавно подтвердил, что министр Регионального правительства Курдистана (РПК) предложил продать нефтяные месторождения Турции за 5 миллиардов долларов, снова не проконсультировавшись с Багдадом.
Тем временем иранский министр нефти Бижан Намдар Зангане планирует посетить иракского министра нефти Джабара аль-Луаби на следующей неделе, чтобы обсудить совместные проекты, связанные с нефтью и газом. Главным среди них является строительство нефтепровода из провинции Сулеймания в Иракском Курдистане до иранской территории.
Такой проект почти совершенно покончит с монополией на экспорт нефти Демократической партии Курдистана (ДПК), которую возглавляет президент РПК Масуд Барзани. Сейчас нефть идет через Турцию, у которой тесные стратегические связи с партией Барзани.
Назим Дабаг, представитель Иракского Курдистана в Тегеране, сказал новостной сети Rudaw, что визит Зангане в Ирак "пройдет в рамках попыток Ирана связать нефть Киркука, региона Курдистана и всего Ирака с Ираном, чтобы экспортировать [ее] через иранскую территорию".
Нефть Иракского Курдистана является одной из основных тем раздора между регионом Курдистана и Багдадом, с одной стороны, и между курдскими политическими партиями, с другой. Критики говорят, что ДПК Барзани, контролирующая Региональное правительство Курдистана и базирующаяся в Эрбиле, использует деньги от нефти и газа для достижения своей цели отделения (от Ирака). Некоторые другие партии выступают против сепаратизма, опасаясь, что ДПК будет контролировать богатства Курдистана и, как следствие, монополизирует власть в Иракском Курдистане.
Курдские разногласия, в первую очередь, из-за вопроса экспорта нефти привели к появлению идеи раздела региона Курдистана и объявления еще одной курдской провинции, в которую бы входили Сулеймания, Халабжа, Киркук и Ханакин, что ограничило бы власть Барзани небольшой провинцией без особых средств. Эта идея была предложена губернатором Киркука Нажмалдином Каримом, который является лидером Патриотического союза Курдистана (ПСК), политического движения в Ираке.
РПК считает вопрос нефти и газа внутренним вопросом, который касается только курдов, без участия Багдада, и оно проводит международные конференции, которые ратуют за международные инвестиции. Тем временем РПК заключает контракты с компаниями без участия Багдада. Нефтегазовая конференция Курдистана-Ирака состоялась 5-7 декабря в Лондоне под эгидой Иракского Курдистана и при участии курдских официальных лиц, включая министра природных ресурсов Ашти Хаврами и большое число представителей международных нефтяных компаний. Организаторы говорят, что конференция стала крупнейшей когда-либо проводившейся международной встречей по нефтегазовому сектору Иракского Курдистана.
Между тем Турция пользуется своими стратегическими отношениями с ДПК и предлагает возможность экспортировать иракскую нефть из региона Курдистана по территории Турции без соглашений между Багдадом и Эрбилем. В статье 111 иракской Конституции утверждается, что "нефть и газ принадлежат всему народу Ирака во всех регионах и провинциях".
Иракский бюджет на 2017 год, принятый 7 декабря, обязывает Иракский Курдистан экспортировать в целом 550 000 баррелей в день с его нефтяных месторождений, включая нефть из провинции Киркук, исключительно посредством транснациональной Государственной организации по продаже нефти. Выручка, согласно бюджету, должна поступать в федеральную государственную казну.
Однако иракский премьер-министр Хайдер аль-Абади 3 января обвинил РПК в экспорте больших объемов нефти через Турцию без ведома Багдада, что привело к тому, что Ирак нарушил свои обязательства в рамках ОПЕК сократить суммарную добычу на 200 000 баррелей в день. За один только ноябрь РПК экспортировало 587 646 баррелей нефти через Турцию без какого-либо согласования с Багдадом, сказал Абади.
Стратегические отношения между Турцией и ДПК Барзани являются предметом дискуссий среди выступающих против Барзани партий, особенно ПСК и Движения за перемены (Горран), парламентарий которого Серва Абдул Вахид призвал РПК 25 сентября вернуться в Ирак, а не обращаться к Турции, добавив, что "РПК ранее пробовало с Турцией, но не получило выгод".
Абдул Вахид сказал в декабре, что финансовые, коммерческие и нефтяные сделки, заключенные под руководством Барзани, не являются прозрачными.
Хошияр Абдалла, глава парламентского блока за перемены, ранее обвинял ДПК Барзани в экспорте 1 миллиона баррелей нефти в день через Турцию, сознавая, что адресаты получения доходов от экспорта пока не раскрыты.
Лидер ПСК Херо Ахмед направил письмо Абади в сентябре, призвав Абади воспрепятствовать Иракскому Курдистану экспортировать нефть из-за его неспособности следовать "принципам прозрачности и справедливости, когда речь идет о нефти в регионе".
Арес Абдалла, член парламента от ПСК и председатель парламентского объединения по нефти и энергетике, обвинил в феврале ДПК в экспорте 400 000 баррелей нефти из Киркука, направляя в казну правительства доходы только от 20 000 баррелей.
Также "Викиликс" опубликовала год назад секретные документы о существовании сделки между РПК и Турцией по продаже нефтяных месторождений Турции в обмен на 5 миллиардов долларов. Махсин аль-Садун, лидер в ДПК Барзани, подтвердил в интервью 29 декабря с Al-Baghdadia News, что "Министр природных ресурсов Курдистана Ашти Хаврами ранее предлагал продать несколько нефтяных месторождений в регионе Курдистана турецкому министру энергетики Берту Байраку, чтобы выплатить долги и решить финансовый кризис, создающий массу проблем правительству в Эрбиле". Однако эта сделка не была заключена, согласно Садуну.
Вопрос нефти Курдистана останется картой на руках Багдада, Тегерана и Анкары для достижения их политических целей в Иракском Курдистане, что означает, что это останется ключевым препятствием для проекта независимости Курдистана, пока курдские партии не смогут заключить прозрачное и справедливое соглашение.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.