Военно-политический конфликт в Арктике: предпосылки и возможные сценарии

oboznik.ru - Минобороны продолжает в Арктике исследовательскую экспедицию

Аннотация. В настоящей работе приводятся объективные основания возможного военно-политического конфликта в Арктике. В статье также рассмотрены три возможных сценария военно-политического конфликта в Арктическом регионе: борьба за раздел месторождений углеводородов на Арктическом шельфе; конфликт обусловленный нерешенностью проблемы судоходства в Арктике; война за ресурсы между арктическими и неарктическими державами.

Сделан вывод о том, что, несмотря на наличие объективных предпосылок, в обозримом будущем возникновение военного конфликта в Арктике маловероятно. Ключевые слова: Арктика, военно-политический конфликт, сценарии конфликта, милитаризация, шельф, Северный морской путь.

 

Долгое время Арктика находилась в стороне от ключевых мировых политических процессов. Однако в начале XXI в. арктическая тема стала занимать одно из приоритетных мест в глобальной повестке дня. Сегодня фактически ни одно действие в Арктике не остается без внимания мирового сообщества. В последнее время появилось большое количество статей и репортажей в ведущих мировых СМИ, а также публицистической литературы, где авторы пытаются привлечь внимание общественности провокационными заявлениями о начале «схватки за Арктику», о «переделе Арктики», о «войнах за ресурсы», о вероятности начала «горячей войны за холодные земли» Арктики и т. п. В связи с этим возникает вопрос: на чем основываются такие предположения и какова реальная вероятность возникновения военнополитического конфликта в Арктике? Оснований для заявлений о грядущей войне в Арктике множество.

Во-первых, в связи с процессами глобальных климатических изменений открывается доступ к богатым залежам природных ресурсов («здесь сосредоточены, по разным оценкам, от 25 до 30 % запасов минерально-сырьевых ресурсов» [3, с. 7]) и более интенсивным развитием межконтинентальных транспортных путей. Значение Арктики будет только возрастать в связи с ростом потребности в углеводородных ресурсах и их истощением в традиционных районах добычи. Таким образом, уже к середине XXI в.

Арктика может стать самой крупной кладовой энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты. Вместе с тем существует правовая неопределенность статуса морских арктических пространств и недр акватории Северного Ледовитого океана, которая порождает споры по поводу разграничения этих пространств и континентального шельфа. Другим основанием может служить явная тенденция к милитаризации региона, происходящая главным образом за счет усиления военного присутствия арктических государств. «В последние годы заметно возросло количество американских, норвежских и российских судов и самолетов, находящихся на боевом дежурстве в морском и воздушном пространствах Арктики. Возросло также количество военных учений как по линии отдельных государств, так и военно-политических организаций. Началась ускоренная модернизация вооруженных сил арктических держав, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры. США, Канада и Россия приняли решения о модернизации и строительстве новых военных баз в Арктике.

Страны региона стали активнее использовать военно-морские флоты для отстаивания своих экономических интересов» [1, с. 284]. Подливают масла в огонь и заявления некоторых политических деятелей стран Арктического региона о готовности применить военную силу для обеспечения интересов своих государств в Арктике. Помимо арктических стран интерес к экономическому, геополитическому и геостратегическому потенциалу Арктики сегодня проявляют и неарктические страны Европы и Азии. Последние не имеют необходимых прав на разработку арктического шельфа в связи с отсутствием у них прямого выхода к Северному Ледовитому океану. Поэтому данные страны объективно заинтересованы в пересмотре уже сложившихся правовых норм и сфер влияния, чему активно пытаются содействовать. Это не может не вызывать недовольства и опасений у арктических держав. Таким образом, совокупность объективных оснований позволяет многим авторам говорить о будущем военном столкновении в Арктике.

И все же, какова его вероятность? Одним из наиболее распространенных сценариев военно-политического конфликта в Арктике является борьба за раздел месторождений углеводородов на арктическом шельфе. Участниками такого конфликта могут стать все приарктические страны, причем в любых сочетаниях. Вместе с тем стоит отметить, что сама по себе добыча углеводородов с арктического шельфа несет большие технологические и финансовые риски, которые многократно увеличиваются, «если не урегулированы риски юридического, политического и, тем более, военного характера» [4, с. 48]. Ни одна нефтяная или газовая компания не начнет добычу ресурсов на спорных участках шельфа, так как такой проект заведомо окажется убыточным. В этой связи А.А. Храмчихин считает такой сценарий возможного конфликта в Арктике «совершенно иллюзорным» [5, с. 55].

Другой сценарий возможного конфликта представлен в форме столкновения ВМС стран в связи с нерешенностью проблемы судоходства в Арктике, а именно из-за статуса Северного морского пути и Северо-Западного прохода. Кроме того, конфликт может возникнуть по поводу принадлежности тех или иных морских территорий. В такой конфликт могут быть втянуты как арктические государства, так и члены НАТО, а также страны Евросоюза. Однако, как отмечает А.А. Храмчихин, вероятность такого сценария также не велика. Конфликт, который повлечет «необходимость сопровождения торговых судов боевыми кораблями, причем на всем маршруте через Арктику, сразу многократно увеличивает стоимость перевозок, тем самым ликвидируя выгоду сокращения маршрута» [4, с. 48]. Кроме того, сложность природноклиматических условий в Арктике приведет к многократному удорожанию боевых систем, использующихся для ведения войны в данном регионе. «Ситуация может измениться только в случае очень существенного военного ослабления России по сравнению даже с нынешним положением» [5, с. 56]. Еще один сценарий предполагает войну за ресурсы между арктическими державами и неарктическими странами, в первую очередь Китаем. По мере нарастания дефицита природных ресурсов в традиционных местах их разработки привлекательность Арктики будет увеличиваться. Китай уже испытывает острую нехватку ресурсов, поэтому Арктика представляет для КНР значительный интерес. Китайцы выражают свое недовольство сложившимся положением в Арктике. Контр-адмирал Инь Чжоу отмечает, что «Арктика принадлежит всему миру, так как ни у одного народа нет над ней единоличной власти» [2, с. 42].

В свою очередь научный сотрудник Шанхайского института международных исследований Чэн Баочжи говорит, что «невообразимо представить, чтобы неарктические государства оставались пользователями арктических морских маршрутов и потребителями энергоресурсов Арктики без возможности участия в процессе принятия решений, так что конец монополии циркумполярных держав в арктических вопросах становится абсолютной необходимостью» [2, с. 24]. Сегодня вооруженные силы Китая, несмотря на быстрый рост их потенциала, не способны к проведению военных операций в Арктике. Однако по мере дальнейшего роста военной мощи, а также потребности в ресурсах жесткость политики Китая в Арктике будет нарастать. Таким образом, «в долгосрочной перспективе возможно военное противостояние в Арктике внутри треугольника США – Китай – Россия. Участие других стран и коалиций возможно, но оно заведомо будет чисто вспомогательным» [5, с. 59].

Таким образом, несмотря на наличие объективных предпосылок, создающих теоретическую возможность для возникновения в Арктике различных военно-политических конфликтов, в обозримом будущем вероятность реального военного столкновения представляется весьма невысокой. Более вероятным является использование государствами «мягкой силы» (например, природоохранная риторика и деятельность иностранных НКО) для реализации своих интересов и оказание международного давления на страну, так или иначе нарушившую установленный порядок.

1. Конышев, В. Н. Ремилитаризация Арктики и безопасность России / В. Н. Конышев, А. А. Сергунин // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества : хрестоматия.В 3 т. Т. 1 / Рос. совет по междунар. делам ; под общ. ред. И. С. Иванова. – М. : Аспект Пресс, 2013. – С. 284–302. 2. Лабюк, А. И. Интересы Китая в Арктическом регионе / А. И. Лабюк // У карты Тихого океана : информ.-аналит. бюл. – 2015. – № 36. – С. 39–42. 3. Лукин, Ю. Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире : монография / Ю. Ф. Лукин. – Архангельск : САФУ, 2013. – 281 с. 4. Храмчихин, А. А. Военно-политическая ситуация в Арктике и сценарии возможных конфликтов / А. А. Храмчихин // Арктика и Север. – 2011. – № 2. – С. 36–50. 5. Храмчихин, А. А. Станет ли Арктика театром военных действий по последнему переделу мира? / А. А. Храмчихин // Арктика и Север. – 2013. – № 10. – С. 52–60.

Пойлов Алексей Николаевич



Источник новости: http://www.oboznik.ru/?p=53117




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: