Тереза Мэй объявила внеочередные выборы в Парламент Великобритании. Официально Мей объяснила это неожиданное решение тем, что в Парламенте нет единства по Брекситу. Тема эта болезненна для Евросоюза, особенно для Германии. Судьба ЕС под вопросом, поэтому СМИ Германии активно обсуждают эту тему.
Welt и другие газеты комментируют событие уже несколько дней.
Мэй заявила, что „только новые выборы помогут сохранить стабильность в стране“. При этом она подтвердила, что у Брексита "нет обратного пути".
Оппозиция выразила готовность к новым выборам, Евросоюз отнёсся к объявлению Мэй лояльно, и только премьер-министр Шотландии выразила недовольство, предупредив народ, что „этот шаг означает поворот страны вправо и очень жёсткий выход из ЕС с драконовским режимом экономии“.
Ранее Мэй, напомним, отвергала возможность новых выборов.
По закону следующие выборы должны были бы состояться в 2020 году. Но, согласно последним опросам, Консервативная партия Мэй имеет значительный перевес по сравнению с Лейбористской, и спешит это преимущество реализовать.
По мнению экспертов Welt, Мэй, „по своей воле меняя календарь выборов, совершает неслыханную дерзость. До этого она без шума, но решительно стала председателем партии и премьер-министром. Она особенно и не боролась, а проявила необыкновенный инстинкт, который руководит ею“. Даже её враги выражают восхищение её хватательным рефлексом, отмечает СМИ.
Она почти открыто ругает лейбористов, либерал-демократов и шотландских националистов, называя их предателями отечества, предрекает им политический закат, но при этом просит их отдать голоса за перевыборы Парламента. Мей пользуется раздробленностью политической сцены Великобритании и надеется на прорыв с такой тактикой.
В результате все получат понемногу. Лейбористы выиграют, потому что в результате этого хаоса с выборами возникнет ясность в борьбе с левыми. Шотландцы за выборы, потому что это повод снова реализовать тему отделения от Великобритании. И либерал-демократы в результате могут получить на пару мест больше в Парламенте.
Все понимают, однако, что реальный большой выигрыш достанется премьер-министру. Если она получит ещё большее присутствие её партии в Парламенте, то сможет действовать, не оглядываясь не только на однопартийцев, но и на оппозицию.
„Она будет правительницей в построенной ею системе власти, а не управляющим кучей осколков Дэвида Кэмерона. Она будет властительницей в пререговорах по Брексит“, пишет Süddeutsche Zeitung.
SZ уверена, что новые выборы подвергнут опасности страну и „вскроют её гноящиеся раны“. И без того, политический климат в стране нарушен, при этом особенно национальное единство. Умиротворение Великобритании, на которое уповает Мэй, это только её мечты.
Газета указывает на "позорное" положение Великобритании, когда "половина страны, прежде всего молодые люди, которые не согласны с отделением от Евросоюза, игнорируются властью". "Эта часть населения беспартийная, поэтому их интересы некому защитить" - нагнетает издание. И тоже предрекает "отвал Шотландии".
„Партия Мэй должна была бы распустить нижнюю палату сразу после референдума и дать возможность британцам выбрать Парламент для этого столетия“. - рекомендует Süddeutsche Zeitung. Но сейчас уже поздно, и Британию ждут испытания.
P.S. Редакции
Мы не имеем, разумеется, никакой специальной симпатии ни к идее единой Европы, ни к идее независимой Великобритании. Мы ни за кого не болеем в героическом торге при разводе острова и союза.
Поэтому можем лишь напомнить, что в современной практике любые предрекаемые ужасы оказываются, как правило, менее болезненными, чем изображаются. Не замёрзла Украина - и не запросились обратно в её состав люди Крыма и Донбасса. Не разгорелась горячая гражданская война в Америке - и не заголодала под санкциями Россия. Хаос, нищета и бегство капитала из Великобритании, полагаем, тоже были сильно преувеличены.