Министр обороны Пакистана Хавайя Азиф 27 апреля встретился со своим российским коллегой Сергеем Шойгу в Москве. В ходе встречи Азиф призвал Россию возглавить процесс стабилизации Афганистана. Азиф неоднократно напомнил Шойгу о том, что создание эффективной контртеррористической стратегии в Афганистане может быть достигнуто лишь в результате обсуждения, на котором будут присутствовать все участники конфликта.
Несмотря на то, что отношения Москвы и Исламабада отличаются исторически сложившимся недоверием, Пакистан поддерживает всё более активные действия России в Афганистане по двум причинам. Во-первых, пакистанские политики одобряют желание России сотрудничать с Талибаном. Во-вторых, Россия, в отличие от США, не пытается сдержать влияние Пакистана на Афганистан, и при этом ведёт дипломатический диалог с Пакистаном, учитывая взгляды Исламабада на стабилизацию Афганистана.
Почему Пакистан и Россия расширяют возможности Талибана
Пакистан сменил индифферентное отношение к действиям России в Афганистане на активную их поддержку, и это обусловлено установлением дипломатических связей между Россией и Талибаном. С 2015 года Россия сотрудничает с Талибаном с целью ослабить позиции ИГИЛ в Афганистане и помешать долгосрочному военному присутствию США в стране.
Правительство Пакистана поддерживает связь России и Талибана: советник премьер-министра Пакистана по внешней политике Тарик Фатеми 9 апреля заявил, что Москва успешно использует своё влияние на Талибан с целью обеспечить его участие в мирных переговорах о судьбе Афганистана.
Пакистан поддерживает сотрудничество России и Талибана по двум причинам. Во-первых, политики Пакистана и России пришли к выводу о том, что геополитическое влияние на Афганистан можно максимизировать, усилив Талибан. Пакистан поддерживает Талибан с целью дестабилизировать Афганистан, так как в Исламабаде опасаются, что стабильность в Афганистане позволит ему стать стратегическим партнёром Индии, а многие пакистанские политики видят в этом потенциальную угрозу безопасности. Государственные деятели Пакистана считают премьер-министра Индии Нарендру Моди оппортунистом, ведущим антипакистанскую внешнюю политику.
Несмотря на то, что Россия поддерживает с Индией хорошие отношения, по мнению многих аналитиков в регионе, Россия разделяет намерение Пакистана дестабилизировать Афганистан. Индийский профессор Брахма Челлани недавно заявил, что Россия сотрудничает с Талибаном, чтобы увеличить давление на войска США в Афганистане и отплатить Америке за её поддержку суннитов в Сирии.
Во-вторых, Россия и Пакистан поддерживают Талибан, так как он препятствует вторжению ИГИЛ в Афганистан. После теракта в городе Сехван-Шариф 17 февраля Пакистан усилил внутреннюю борьбу со сторонниками ИГИЛ, а опасения по поводу проникновения боевиков ИГИЛ в Пакистан со стороны Афганистана возросли. Талибан в конце 2015 года создал элитные подразделения для борьбы с ИГИЛ, а Пакистан оказывал материальную и дипломатическую поддержку Талибану в обретении контроля над территориями Афганистана.
Несмотря на то, что угроза со стороны ИГИЛ Северному Кавказу и Центральной Азии неочевидна, Россия с большим вниманием стала относиться к потенциальной опасности, которую представляет ИГИЛ для этих регионов и страны в целом. Появление в декабре 2016 года информации о сотрудничестве России и Талибана привело к тесному взаимодействию России и Пакистана по вопросам, касающимся Афганистана. Это сотрудничество может сказаться на дальнейшей судьбе Афганистана, так как Талибан контролирует наибольшее количество территорий с 2001 года.
Дипломатическое и военное сотрудничество России и Пакистана в Афганистане
Пакистанские политики выступают не только за поддержку Талибана, но и разделяют желание России сообща найти выход из кризиса в Афганистане. В марте 2017 года Пакистан заявил о решении присоединиться к московской конференции с участием 12 сторон, посвящённой Афганистану, и одобрил инициативу России призвать враждующие организации к переговорам.
Несмотря на то, что Пакистан продолжает получать военную помощь от США, многие пакистанские военные поддержали Россию в решении исключить США с посвящённых Афганистану мирных переговоров. Возможно, это объясняется недовольством силовиков Пакистана тем, что Вашингтон не консультируется с Пакистаном и Китаем по вопросам стабилизации Афганистана.
Высокопоставленный пакистанский военный заявил изданию Telegraph, что если усилия США по улучшению политической ситуации в Афганистане не увенчаются успехом, Исламабад поддержит Россию при проведении подобных сирийским контртеррористических операций. Дональд Трамп публично раскритиковал действия Пакистана по дестабилизации Афганистана, а многие пакистанские политики уверены в том, что российское военное вмешательство в Афганистан увеличит влияние Исламабада на политический курс страны.
Кремль подпитывает эти надежды, в официальных заявлениях отзываясь о Пакистане как о партнёре в борьбе с терроризмом и усиливая двустороннее военное сотрудничество с Пакистаном. Российская военная делегация и высокопоставленные пакистанские военные 30 марта нанесли исторический визит, в ходе которого посетили границу Пакистана и Афганистана в Северном и Южном Вазиристане, где идёт конфликт.
После визита военные СМИ Пакистана объявили, что российская делегация положительно отозвалась об усилиях Пакистана по прекращению насилия на границе с Афганистаном. Прошедшие в 2016 году совместные военные учения Пакистана и России также указывают на то, что Москва относится к Исламабаду как к эффективному военному партнёру и обратится к нему за помощью в случае военного вмешательства в Афганистан.
Россия также добилась доверия Пакистана, активно привлекая Китай к разрешению афганского кризиса. О том, насколько важно для Пакистана сотрудничество России и Китая, свидетельствуют слова бывшего посла Пакистана в России Халида Хаттака, который заявил, что улучшение пакистано-российских отношений стало прямым следствием китайско-российского сотрудничества по вопросам будущего Афганистана.
Даже несмотря на то, что у России и Пакистана свои причины для сотрудничества в Афганистане, всё более активная поддержка Исламабадом российского вмешательства в Афганистан может в долгосрочной перспективе повлиять на политический курс страны. Россия ещё не проявила заинтересованность в военном вмешательстве, однако установление сотрудничества Исламабада и Москвы – это вызов для американских политиков, которые стремятся единолично определить будущий политический курс Афганистана.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.