Профсоюзы ожидают массовой безработицы в России. Повышение производительности труда может сократить 30-40% рабочих мест — так следует из официальных документов, доступ ккоторым они получили. Официальные лица, включая министра труда Максима Топилина, пока что опровергают эту информацию.
Вместе с тем опыт стран Запада, где процесс автоматизации в силу более высокой заработной платы идёт быстрее, показывает, что сокращение рабочих мест уже вовсю идёт.
«Уолл-стрит Джорнал» пишет, что розница избавляется от ставшего ненужным персонала. Так, например, магазины массово увольняют старших кассиров — работу по подсчёту денег выполняют теперь хитрые агрегаты, которые предоставляются банком. Достаточно загрузить в них деньги, чтобы они сами всё подсчитали и оформили.
Некоторым кассирам удаётся перейти на новую работу: стоять у двери и приветствовать покупателей, например. Однако даже такого рода рабочих мест хватает далеко не для всех.
На очереди, пожалуй, продавцы-консультанты, одна из самых массовых профессий. «Амазон» уже разработал автоматического онлайн-консультанта, дающего советы англоязычным покупателям. В отличие от памятного Скрепыша от «Майкрософт», робот «Амазона» вполне разумен, а знание матчасти и доступ к истории покупок позволяет ему бить клиентов точно в цель.
Такого рода роботов вполне можно перенести и в офлайн. Японцы, придающие много значения внешней стороне вещей, давно уже научились делать похожих на человека роботов. Если оснастить этих роботов системой распознавания лиц и встроить в них, опять-таки, историю покупок, продавать они будут великолепно. Представьте диалог из близкого будущего:
— Иван Петрович! Рад вас видеть снова!
— Спасибо, робот. Хоть кто-то рад меня видеть сегодня.
— У вас сегодня годовщина свадьбы. Выбрали уже подарок супруге?
— Ох, я и забыл совсем! Ну-ка, посоветуй мне, что ей подарить?
— Дата некруглая, подарок не должен быть дорогим. Лариса Васильевна обожает ирисы и белый шоколад. Рекомендую вам купить праздничный букет ирисов, который сейчас специально для вас вынесут со склада, и большую плитку белого шоколада.
В розничной торговле заняты 16% работающих американцев. Суровая роботизация может выставить большую часть их на мороз. Или на жару — какая разница, главное, что работы они лишатся. Ещё несколько лет назад представить себе такое было невозможно. Если бы мы сказали в 2012 году продавцу-консультанту, что его заменит робот, продавец рассмеялся бы нам в лицо.
Сейчас однако все технологии уже созрели: «Финдфейс» ищет лица по фотографии, программы отлично распознают голос и, вдобавок, читают по губам, а хакеры уже запускают в Интернет нейросети, которые выпрашивают у пользователей деньги, выдавая себя за живых людей. Из всего этого можно заключить, что выданный нашим профсоюзами «инсайд», пожалуй, верен. Ибо если бы министр труда не ожидал в ближайшее время сокращения количества рабочих мест, стоило бы поставить вопрос о его профессиональной пригодности.