К вопросу о «культе личности» в кинематографе.
Когда либералы говорят о Сталине, то автоматически появляется словосочетание «культ личности», а с ним и тезисы о бесконечном славословии и восхвалении «Отца народов» во всех СМИ 1920-50-х. В качестве аргументов приводятся фильмы «Падение Берлина», «Ленин в 1918-м году». Слова из песен к фильмам «Трактористы»:
«Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И первый маршал в бой нас поведет!»,
или «В шесть часов вечера после войны»:
«Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, завет Отчизна нас!».
Не будем спорить. «Из песни слова не выкинешь», даже в буквальном смысле, несмотря на старания «десталинизаторов» времен «Оттепели». Сталин присутствует во многих картинах того времени. Но с одной стороны, он просто историческая фигура, действительно принимавшая участия в событиях, о которых идет речь в кино. С другой, давайте посмотрим на кинематограф того времени немного шире. Попытаемся дать более объективную оценку.
Думаю, не будет преувеличением сказать, самым популярным фильмом 1930-х был фильм «Чапаев» режиссеров Братьев Васильевых[1], вышедший на экраны СССР в 1934-м. Фильм считается одним из лучших в истории советского и мирового кино, что правда.
О ком этот фильм? – Правильно: О герое Гражданской войны Василии Ивановиче Чапаеве. Однако давайте немного углубимся в вопрос. Кем был В.И. Чапаев во время действия фильма? Весной и летом 1919-го, до своей гибели в сентябре того года он командовал 25-й стрелковой дивизией и принимал участие в Уфимской, Златоустовской и Челябинской операциях. А дальше начинается интересное. 25-я дивизия, наряду с 26-й и 29-й входила в состав 5-й армии, которой командовал, внимание! — М.И. Тухачевский. В 1934-м Тухачевский зам. Наркома Обороны, в 1935-м – один из пяти первых советских маршалов, в 1936-м – 1-й зам. Наркома Обороны. Он на пике своей карьеры. И фильм «Чапаев» о его непосредственном подчиненном. Трудно утверждать, что фильм «Чапаев» был инициирован Тухачевским, скорее всего, немалую роль сыграл хороший литературный материал Дмитрия Фурманова. Но если Тухачевский приложил к этому руку, нужно отдать должное его уму. С одной стороны, героизируется подчиненный, а значит и тот, кто отдавал ему приказы. При этом инициатор скромно остается в тени. С другой стороны, мертвый – не конкурент.
Несмотря на то, что Тухачевский находился в натянутых отношениях с Ворошиловым, Буденным, Шапошниковым – теми, кого принято относить к сталинской команде, фильм был снят, получил множество наград и регулярно показывался и продолжает показываться. Даже после того, как Тухачевский был репрессирован, фильм не был снят с проката, режиссеры продолжали работать. Известно, что сам Сталин считал его лучшим советским фильмом и в 1934-35-м году посмотрел более 30 раз.
И если «Чапаева» очень трудно прямо назвать оппозиционным кино, то были случаи и прямого оппонирования, если не сказать хуже, Сталину. Вот фильм «Вражьи тропы», вышедший на экраны в 1935-м, режиссеров Правова и Преображенской. В нем напрямую говорится, что статья Сталина «Головокружение от успехов» была ошибочной, замедлила темпы коллективизации и позволила кулачеству уйти от ответственности и совершать новые преступления, что было наглядно продемонстрировано в финале фильма. Тем не менее, фильм демонстрировался, режиссеры продолжали работать. В 1941-м году они сняли фильм «Парень из тайги», посвященный взаимовыгодному сосуществованию государственной и артельной форм хозяйствования.
Ну ладно, в 1930-х Сталин мог и не иметь решающего влияния в кинематографе. Но после Великой Отечественной войны он возглавлял и Партию, и правительство и, по логике «десталинизаторов», его имя должно было быть везде, где только можно. Но это не так. Взять, хотя бы фильмы «Мичурин» режиссера Александра Довженко (1948) или «Сельский врач» Сергея Герасимова (1951). В первом Сталин только упоминается, в кадре не присутствует гораздо больше внимания уделено М.И. Калинину, а во втором присутствует только в виде барельефов в оформлении актового зала, в тексте не упоминается вообще. И это в разгар «культа».
Попробуем подвести итог. О «культе личности» и «засилии» Сталина в кинематографе в целом говорить нельзя. Только о присутствии. Более того, в кино имела место, причем совершенно безнаказанно, и оппозиция. Явно, нечто подобное наблюдалось и в других отраслях жизни нашей страны того времени. Так что картина вырисовывается гораздо более сложная, чем её принято рисовать по итогам ХХ съезда КПСС.
[1] Творческий псевдоним. На самом деле не братья, а однофамильцы.
Комментарии (0)
Добавить