Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Основные итоги саммита НАТО в Великобритании (2014)

    | 23 ноября 2014 | Армия и конфликты | | Просмотров: 1 081 | автор: Lektor

    Подполковник С. Пушкин,
    капитан А. Котов

    В период с 4 по 5 сентября в Великобритании (г. Ньюпорт, Уэльс) состоялась сессия Совета НАТО на уровне глав государств и правительств стран - членов блока. На заседание были приглашены также представители международных организаций (Евросоюза, Совета Европы и ОБСЕ) и делегации более чем из 20 государств, не входящих в альянс, которые приняли участие в расширенных заседаниях Совета НАТО по афганской проблематике и партнерской политике блока.

    В ходе саммита были рассмотрены вопросы, касающиеся наращивания военного потенциала блока, развития партнерской политики, участия альянса в урегулировании кризисных ситуаций в различных регионах мира. Характерно, что практически все проблемы обсуждались в контексте дальнейшего выстраивания отношений с Российской Федерацией с учетом «ее роли в украинском кризисе». Так, лидеры глав государств и правительств стран - членов НАТО в очередной раз подчеркнули, что они не признают и в будущем не намерены признавать «незаконную и противоправную аннексию» Россией Крыма и требуют соблюдать нормы международного права и международные обязательства, а также «прекратить незаконную оккупацию Крыма». Одновременно в альянсе призвали Россию использовать свое влияние на «сепаратистов» для деэскалации ситуации на юго-востоке Украины и предпринять конкретные шаги для обеспечения политического и дипломатического урегулирования при уважении суверенитета Украины, ее территориальной целостности и международно-признанных границ. 

    В данном контексте острая дискуссия развернулась в отношении политики Североатлантического союза на российском направлении. Несмотря на призывы ряда государств к пересмотру или денонсации «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», на саммите было заявлено, что партнерство между НАТО и Россией, основанное на уважении международного права, будет иметь стратегическое значение для альянса. Североатлантический союз и в дальнейшем будет стремиться к развитию сотрудничества и конструктивным отношениям с РФ, в том числе через взаимное укрепление мер доверия и транспарентности. Участники мероприятия подтвердили необходимость продолжения взаимодействия по политическим каналам в рамках Совета Россия - НАТО в качестве механизма консультаций по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности. Вместе с тем Брюссель не планирует отменять решение о приостановке сотрудничества с Москвой до «полного урегулирования конфликта на Украине».

    В интересах определения военно-политических рамок коалиционной деятельности на среднесрочную перспективу главы государств и правительств одобрили декларацию «О трансатлантической связке», в которой закреплены приоритет коллективной обороны в перечне ключевых задач альянса, а также обязательства стран блока по выделению на военные нужды не менее 2 проц. ВВП. Положения документа предусматривают сохранение «сбалансированного» сочетания ядерных сил, противоракетного потенциала и сил общего назначения НАТО для обеспечения коалиционной безопасности.

    С целью дальнейшего наращивания военного потенциала альянса лидеры стран блока в контексте кризиса на Украине утвердили «План действий по повышению готовности НАТО к реагированию на кризисы». Документ содержит комплекс мер, направленных на усиление военного присутствия альянса в государствах Восточной Европы и Прибалтики. В частности, в рамках коалиционных ВС намечается создать силы повышенной готовности численностью около 4 тыс. военнослужащих. Планируется, что в их состав войдут подразделения сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, а также сил специального назначения. Наряду с этим одобрено предложение Великобритании о формировании объединенных экспедиционных сил, способных вести боевые действия высокой интенсивности. Предполагается, что это будет содействовать эффективному развертыванию существующих и вновь создаваемых частей и подразделений. О своей готовности выделить в его состав национальные контингенты заявили представители Дании, Латвии, Литвы, Нидерландов, Норвегии и Эстонии.

    Одновременно в странах Восточной Европы и Балтии намечается создать базы заблаговременного складирования вооружения, военной техники и запасов материально-технических средств для развертывания в случае необходимости войск усиления блока. «Планом действий по повышению готовности НАТО к реагированию на кризисы» предусматривается также обеспечить постоянное присутствие на ротационной основе подразделений альянса вдоль его восточных границ. Так, на польских, румынских и прибалтийских аэродромах будут дислоцироваться до 50 боевых самолетов, в Латвии, Литве, Эстонии и Польше - по ротной тактической группе американских сухопутных войск, а в Румынии -подразделение морской пехоты США.

    В ходе саммита лидеры стран альянса заявляли о неизменности политики «открытых дверей». В частности, на состоявшейся встрече министров иностранных дел государств НАТО и стран, стремящихся войти в состав этой организации (Босния и Герцеговина - БиГ, Грузия, Македония, Черногория), был отмечен значительный прогресс в процессе достижения ими необходимых критериев членства в альянсе. Тем не менее было признано, что до настоящего времени ни одна из перечисленных стран не выполнила в полном объеме условия, необходимые для перехода на более высокий уровень сотрудничества с НАТО. При этом было заявлено о поддержке евроатлантических устремлений Боснии и Герцеговины. Вместе с тем руководству БиГ было указано на необходимость принятия незамедлительных мер для начала выполнения «Плана действий по подготовке к членству». Также нашло подтверждение намерение до конца 2015 года принять Черногорию в НАТО. Кроме того, Брюссель предложил руководству Грузии расширенный пакет мер, направленных на ускорение подготовки страны к вступлению в Североатлантический союз.

    Согласно заявлению руководства альянса реальные перспективы на евроатлантическую интеграцию сохраняет Македония. Участники встречи подтвердили неизменность позиции организации по принятию страны в ее состав, одновременно отметив, что приглашение на вступление в НАТО будет направлено после достижения с Грецией согласия по вопросу о государственном наименовании бывшей Югославской Республики Македонии.

    В рамках реализации решений саммита руководство Североатлантического союза внесло существенные коррективы в планы развития сотрудничества с государствами, не являющимися членами НАТО. При этом основной акцент делается на упорядочение деятельности блока на данном направлении и углубление взаимодействия с заинтересованными странами и международными организациями в различных областях, представляющих практический интерес для Запада.

    Большинство программ и проектов в сфере партнерства намечено реализовывать в рамках утвержденной в Ньюпорте инициативы по оперативной совместимости с партнерами, которая включает три формата сотрудничества: «платформа оперативной совместимости»; расширенное партнерство; взаимодействие с международными организациями.

    Наиболее объемной по составу, содержанию и характеру решаемых задач является «платформа оперативной совместимости». Перечень государств-участников предусматривается определять ежегодно с учетом их практического вклада в деятельность альянса. В настоящее время в этот формат включены 24 страны, в том числе шесть бывших республик Советского Союза (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Молдавия и Украина). Главной формой сотрудничества блока с указанными государствами станет совместная реализация программ подготовки военнослужащих по различным специальностям и проведение учебно-боевых мероприятий в интересах достижения необходимого уровня оперативной совместимости войск (сил). Наряду с этим Североатлантический союз намерен активизировать подключение стран, обладающих необходимым научно-техническим потенциалом, к отдельным проектам инициативы «Смарт дефенс», которая направлена на качественное совершенствование коалиционного потенциала в условиях ограниченных финансовых ресурсов и предусматривает дальнейшее развитие приоритетных направлений военного строительства, внедрение широкой международной военно-технической кооперации, специализацию стран-участниц в сфере разработки и производства конкретных образцов вооружения и военной техники.

    С государствами, поддерживающими наиболее тесные отношения с альянсом и военно-политический курс которых соответствует стратегическим установкам Запада, планируется развивать расширенное партнерство. В настоящее время руководство блока к числу таких стран отнесло Австралию, Грузию, Иорданию, Финляндию и Швецию, а их перечень будет корректироваться один раз в три года. В интересах углубления сотрудничества с участниками расширенного партнерства в НАТО намерены активизировать проведение политических консультаций на высшем уровне и практическое сотрудничество в рамках инициативы по оперативной совместимости. Кроме того, были согласованы подходы к повышению оперативной совместимости национальных воинских формирований и ОВС НАТО в интересах проведения совместных операций в будущем. При этом руководство альянса особо отметило высокую степень политической, военной и финансовой поддержки этих операций со стороны данной группы государств.

    В рамках расширения взаимодействия с международными организациями руководство Североатлантического союза намерено перевести на постоянную основу проведение встреч с представителями Евросоюза, ОБСЕ и Совета Европы. В ходе этих мероприятий предполагается обсуждать вопросы, касающиеся устранения дублирования функций организаций при проведении операций кризисного регулирования и разрешении проблем обеспечения безопасности в Евро-Атлантическом регионе. В свою очередь, с Европейским союзом будут рассматриваться различные аспекты взаимодействия в ходе реализации программ создания новых образцов ВВТ, а также по вопросам обеспечения кибербезопасности, распространения оружия массового поражения и борьбы с терроризмом. Поэтому в итоговой декларации саммита подчеркивается, что Североатлантический союз продолжит развитие военно-технического сотрудничества с Евросоюзом. При этом основное внимание будет уделено повышению финансовой эффективности и устранению возможного дублирования при реализации совместных проектов, а также обеспечению взаимного дополнения инициатив НАТО «Смарт дефенс» и Евросоюза «Объединение и совместное использование потенциалов».

    В части касающейся перспектив развития сотрудничества Североатлантического союза с ООН важное место отведено расширению практического двустороннего взаимодействия. В интересах дальнейшего сближения сфер деятельности НАТО и ООН альянс намерен сосредоточить свое внимание на выполнении резолюций СБ ООН № 1325 и 1612 (о роли женщин и защите детей в ходе вооруженных конфликтов), а также на изучении дополнительных возможностей НАТО по предотвращению, мониторингу и реагированию на нарушения прав человека.

    Кроме того, на встрече в Великобритании заявлено о запуске инициативы об укреплении оборонного потенциала и связанного с ним потенциала обеспечения безопасности в интересах оказания содействия государствам, не являющимся членами Североатлантического союза, в развитии их национальных возможностей в области обороны и безопасности. С этой целью Брюссель намерен развернуть координационный центр при штабе стратегического командования операций ОВС НАТО (г. Касто, Бельгия) и создать специальные группы советников, которые будут направляться в оборонные ведомства заинтересованных стран. В качестве первых участников данного проекта рассматриваются Грузия, Ирак, Иордания, Ливия и Молдавия.

    Одновременно в НАТО признано целесообразным сохранить существующие форматы сотрудничества (Совет евроатлантического партнерства, «Средиземноморский диалог», «Стамбульская инициатива по сотрудничеству», «контактные страны»). Данные площадки предполагается использовать для проведения в случае необходимости консультаций с их участниками. Однако взаимодействие намечается организовывать только на двусторонней основе.

    Следует отметить, что уже в ходе прошедшего саммита началась практическая реализация инициативы по оперативной совместимости с партнерами. Так, Брюссель разработал для Грузии расширенный пакет мер, предусматривающий ускорение подготовки Тбилиси к вступлению в Североатлантический союз. В рамках этого пакета планируется направить в страну группы советников по развитию военного потенциала, расширить офис связи НАТО в Тбилиси, создать региональный учебный центр для подготовки как грузинских военнослужащих, так и личного состава ВС государств - членов альянса.

    Кроме того, Финляндия и Швеция подписали с Североатлантическим союзом соглашения о поддержке «принимающей стороны», определяющие юридические основы пребывания войск (сил) НАТО на территории данных стран при реагировании на кризисы, ликвидации последствий природных бедствий и катастроф, проведении совместных учений и осуществлении транзитных перебросок.

    Значительное внимание на сессии было уделено выработке практического наполнения сотрудничества с Украиной. В интересах наращивания боевых возможностей украинских ВС созданы четыре трастовых фонда: в сфере управления, разведки и связи; тылового обеспечения; киберобороны; переподготовки увольняемых военнослужащих. Для решения данных задач выделено около 20 млн долларов. Наряду с этим численность сотрудников офиса связи и центра информации НАТО в Киеве увеличена почти в 2 раза. На Украину также направлены советники по чрезвычайному гражданскому планированию, и там же развернута группа по кибербезопасности.

    По итогам заседания комиссии НАТО - Украина на высшем уровне заявлено о долгосрочном характере двустороннего сотрудничества. Вместе с тем в совместном заявлении этой комиссии отсутствуют ссылки на решения Бухарестского саммита (2008) о том, что Украина «станет членом Североатлантического союза».

    Принятые на саммите решения относительно партнерской политики альянса свидетельствуют о намерениях руководства Североатлантического союза перенести основные усилия в процессе ее осуществления с военно-политических аспектов сотрудничества на практическое взаимодействие в военной области, что создаст основу для более активного привлечения не входящих в блок государств к деятельности НАТО.

    В ходе консультаций по афганской проблематике, проходивших в форматах Совета НАТО и совместного заседания с участием стран - партнеров по операции Международных сил содействия безопасности (МССБ), были согласованы планы вывода национальных группировок с территории Исламской Республики Афганистан (ИРА). В частности, в итоговых документах саммита подтверждены установки чикагских решений 2012 года по завершению к 31 декабря 2014-го операции МССБ. Одновременно лидеры государств блока заявили о намерении развернуть с 1 января 2015 года в стране учебно-тренировочную миссию «Решительная поддержка», но только после подписания с Кабулом соответствующих договоренностей о статусе войск (сил). Наряду с этим заявлено о готовности в период до конца 2017 года оказывать афганским силовым структурам международную финансовую помощь, с тем чтобы до конца 2024-го передать всю полноту ответственности за их финансирование на правительство ИРА. При этом по инициативе Соединенных Штатов ежегодно выделяемые средства планируется увеличить на 1 млрд - с 4,1 до 5,1 млрд долларов.

    Кроме того, государства-участники подтвердили приверженность согласованной на саммите в Лиссабоне (2010) программе развития устойчивого взаимодействия по линии НАТО - Афганистан с перспективой разработки и подписания в будущем индивидуальной программы сотрудничества в рамках партнерской политики блока.

    Руководство ведущих стран альянса в условиях динамичного изменения современной военно-политической обстановки, появления новых вызовов и угроз в их адрес направляют свои усилия на поддержание и дальнейшее наращивание достигнутого уровня боевых возможностей альянса за счет модернизации существующих и создания перспективных образцов ВВТ.

    Так, в ходе саммита НАТО особое внимание было уделено вопросам практической реализации инициативы «Смарт дефенс». Следует отметить, что в настоящее осуществляются около 30 совместных программ «первой очереди». При этом приоритетными для альянса считаются проекты по развитию возможностей блока по сбору, обработке и обмену данными воздушной разведки и наблюдения за наземной обстановкой в рамках единого информационного пространства (ЕИП), повышению экспедиционных возможностей войск (сил), организации совместной оперативной и боевой подготовки, обеспечению защиты и безопасности войсковых формирований, развернутых на ТВД, повышению возможностей войск (сил) по ведению боевых действий, а также созданию системы противоракетной обороны.

    Кроме того, отобрано более 140 проектов, которые находятся в стадии дополнительной проработки. В интересах реализации этих планов руководство НАТО наряду с требованием выделять на военные нужды не менее 2 проц. ВВП призвало союзников направлять на военно-технические программы не менее 20 проц. объема национальных оборонных бюджетов.

    В частности, Дания, Греция, Испания, Норвегия, Португалия и Турция подписали меморандум о сотрудничестве в области приобретения, складирования и обслуживания высокоточных авиационных бомб и ракет. Стороны взяли на себя обязательства проводить совместные закупки боеприпасов, обмениваться сведениями об их расходовании и в случае необходимости предоставлять имеющиеся излишки государствам - участникам соглашения.

    В ходе состоявшейся встречи в рамках инициативы «Смарт дефенс» главы государств и правительств стран - членов НАТО одобрили предложенную Германией концепцию государств-лидеров, которая нацелена на запуск различных по своим параметрам многонациональных проектов, отвечающих приоритетам альянса в развитии широкого спектра возможностей реагирования на вызовы и угрозы. В первую очередь проекты будут нацелены на углубление и активизацию сотрудничества на долгосрочную перспективу в области тылового обеспечения, защиты от химических, биологических, радиоактивных и ядерных веществ, обеспечения огневой мощи с земли, воздуха и моря, а также создания мобильных штабов. Реализация этой концепции будет содействовать альянсу в формировании совместимых подразделений вооруженных сил государств - членов альянса в Европе.

    В рамках саммита состоялись также специальные заседания, посвященные ходу реализации долгосрочных проектов, направленных на разработку и внедрение в войска ВВТ, созданных на основе передовых информационных технологий и поддерживаемых новейшими средствами информационно-разведывательного и навигационного обеспечения. Согласно концепции ведения боевых действий в ЕИП к 2025 году планируется создать глобальную информационную среду, которая обеспечит получение штабами и командованиями в реальном масштабе времени сведений о противнике, своих войсках и местности. Важным элементом разведывательно-информационного компонента ЕИП блока станет перспективная автоматизированная система воздушной разведки наземной и надводной обстановки, ввод в эксплуатацию которой намечено осуществить в 2017 году.

    На саммите было подчеркнуто, что в качестве одного из ключевых направлений обеспечения коллективной обороны руководство Североатлантического союза рассматривает создание системы противоракетной обороны НАТО и ее сопряжение с объединенной системой ПВО блока. При этом в состав интегрированной системы ПВО/ПРО войдут территориальная ПРО НАТО, объединенная система ПВО альянса, а также единая система боевого управления, связи и информационного обеспечения. Кроме того, интегрированная система ПВО/ПРО будет сопряжена с европейским сегментом глобальной противоракетной обороны США. В развитие достигнутых результатов участники саммита приняли решение продолжить осуществление мероприятий в рамках второго и последующих этапов создания системы ЕвроПРО.

    В частности, до конца 2015 года предполагается завершить наращивание группировки ПРО США за счет развертывания комплексов противоракет (ПР) «Стандарт-3» мод. 1Б наземного базирования в Румынии и морского базирования в акваториях Средиземного и Северного морей, а также мобильных противоракетных комплексов ТХААД.

    В ходе третьего этапа (до 2018 года) предусматривается развернуть комплексы ПР «Стандарт-3» мод. 2А в морском и наземном (в Польше и Румынии) вариантах, обладающие ограниченной способностью перехвата межконтинентальных баллистических ракет, а также космические и авиационные средства высокоточного сопровождения баллистических целей.

    В рамках четвертого этапа планировалось до конца 2020 года провести модернизацию всех наземных и корабельных комплексов и их оснащение перспективными противоракетами «Стандарт-3» мод. 2Б, способными осуществлять перехват межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ). Однако начало развертывания этих противоракет отложено на неопределенный срок. Причиной такого решения стали финансовые и технические трудности, возникшие при создании этой модификации.

    В интересах обеспечения бесперебойного функционирования единой информационной сети альянса значительное внимание было уделено вопросам компьютерной безопасности и наращивания потенциала киберобороны НАТО. Так, на саммите была одобрена расширенная политика альянса в данной сфере. Согласно документу кибероборона признана составной частью коллективной обороны НАТО, при этом решение о применении ответных мер, предусмотренных ст. 5 Вашингтонского договора, будет принижаться Советом НАТО в каждом конкретном случае. Кроме того, были рассмотрены дальнейшие планы по внедрению во все структуры блока современных технических и программных продуктов, единых стандартов по защите информации, а также порядок взаимодействия со странами-партнерами и международными организациями. С целью повышения уровня профессиональной подготовки профильных специалистов на базе центра компьютерной безопасности (г. Таллин, Эстония) будут созданы дополнительные учебные курсы и программы.

    В целом итоги саммита НАТО свидетельствуют о намерении стран Запада, в первую очередь США, придать новый импульс трансформации альянса, направив основные усилия на наращивание боевых возможностей организации, в том числе за счет сохранения лидирующих позиций в области разработки и внедрения новых высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники, что объясняется необходимостью сдерживания якобы «имперских амбиций России».




    Ключевые теги: НАТО

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://factmil.com/publ/strana/nato/osnovnye_itogi_sammita_nato_v_velikobritanii_2014/61-1-0-485

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Чем вы готовы пожертвовать ради России в противостоянии с Западом?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru