В Польше внимательно наблюдают за правительственным кризисом, разразившимся в Германии после срыва переговоров о создании правящей коалиции, в которых принимали участие ХДС/ХСС, Свободная демократическая партия (СвДП) и партия «Союз 90/Зеленые». Как образно заметил один из польских обозревателей, «насморк у немцев — это грипп у нас, что относится в равной степени как к экономике, так и политике и безопасности Польши». Главных вопросов два: какой в итоге окажется политическая конфигурация Германии и что будет с Ангелой Меркель, которая не просто определяла курс немецкого правительства, но и ассоциируется с определенной идеологией, доминировавшей в Европейском союзе как минимум последнее десятилетие.
Для Польши ответы на эти вопросы имеют два измерения, тактическое и стратегическое. Во-первых, Варшава сама потенциально стоит перед правительственным микрокризисом. Спустя два года после начала эпохи «хороших изменений», как правящая партия «Право и Справедливость» (PiS) сама именует свой приход к власти, обсуждается возможность изменений состава кабинета министров. Слухов много, но связаны они с обозначившейся конкуренцией между президентом Польши Анджеем Дудой и лидером PiS Ярославом Качиньским. Под прицелом два министра — иностранных дел Витольд Ващиковский и национальной обороны Антоний Мачеревич. Пресса публикует «утечки», говорящие об ультиматуме, который Дуда якобы поставил Качиньскому, требуя отставки главы военного ведомства. Как уже о практически решенном говорят о замене Ващиковского на начальника канцелярии президента Польши Кшиштофа Щерского.
Radosław Czarnecki
Анджей Дуда
Интрига в том, почему «Право и Справедливость» тянет с объявлением о перестановках. Ведь первоначально шла речь о том, чтобы их сделать в начале ноября, сейчас говорят уже о середине декабря. Возможно, дело в западном соседе Польши. В PiS могли рассчитывать на то, что после сентябрьских выборов в бундестаг переговоры о создании новой правящей коалиции не затянутся, соответственно, после того как определятся министры на «той стороне», Варшава сможет принять решение, кого противопоставить им в качестве переговорщиков-оппонентов на своей. Однако то, что случилось в Берлине, стало большой неожиданностью для многих, особенно если президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер решится объявить о досрочных выборах. В таком случае немецкий «политический насморк» затянется еще как минимум на полгода, что затрудняет краткосрочное и среднесрочное внешнеполитическое планирование.
Вместе с тем такая ситуация может оказаться выгодной «Праву и Справедливости», поскольку позволит провести некоторые реформы, в другой ситуации вызывавшие бы пристальный мониторинг со стороны Берлина и — потенциально — его противодействие. Например, Варшава может достать из-под сукна отложенный законопроект о реполонизации польских средств массовой информации. Необходимость его принятия правящая партия обосновывала тем, что региональные издания практически полностью находятся в руках немецких медиаконцернов, значительная доля всепольских изданий также принадлежит им, а на законодательном уровне не установлен лимит владения иностранными собственниками польскими СМИ. В преддверии выборов в местное самоуправление в 2018 году и с прицелом на избирательную кампанию в Сейм Польши в 2019 году реполонизация массмедиа является важной задачей для PiS.
Но есть и — это, во-вторых — стратегическая глубина. Известный польский журналист Славомир Сераковский подчеркивает, что уход с политической сцены Меркель будет означать слабую Германию, а слабая Германия — это сильная Россия. При этом в Берлине «нет недостатка в политических силах, прежде всего связанных с бизнесом, таких как СвДП, которые считают, что только сочетание немецкого капитала и технологий с российским сырьевым и демографическим потенциалом даст им еще один скачок в развитии». В этой ситуации, считает Сераковский, новый немецкий канцлер может пойти на альянс с Москвой, обогнув Варшаву и «успокоив» ее какими-нибудь «символическими подачками» (например, красиво выглядящими постами в ЕС), «которыми премьер-министр Беата Шидло и Качиньский будут хвастаться в Польше и за пределами страны». Тем временем «политически нестабильную Европу отделит буфер националистических полудиктатур от Польши до Болгарии, от которых уже никто не будет ждать демократии и либерализма, а только стабильности и задержки беженцев на их границах».
Собственно Россия в этой концепции упоминается больше для красного словца, поскольку в большей степени «либеральную» часть варшавского салона беспокоит то, что брюссельская бюрократия будет воспринимать ее так же, как и различных своих «агентов влияния» в странах, не входящих в Евросоюз, а значит — меньше влияния в Европарламенте и институтах ЕС, меньше финансирования, меньше внимания. Однако нельзя сказать, что и правящая партия сегодня готова сформулировать вызывающую геополитическую концепцию. Как отмечает советник президента Польши, профессор Анджей Зыбертович, Польша подала сигнал ЕС о том, что «мы отделились от стада», но «мы не вооружили себя инструментом, чтобы показать, что наше решение — это не просто пустое повторение формулы о суверенности, а что за ним лежит продуманное видение наших национальных интересов и предупреждающий сигнал для Европы».
Пожалуй, с этим можно согласиться и добавить, что, на наш взгляд, Варшава ныне находится в той же ситуации, что и Россия в первой половине 2000-х годов, когда Москва выдвинула концепцию «суверенной демократии», под прикрытием которой реорганизовывала внутреннее политическое пространство, следствием чего в середине 2010-х годов стал «крымский консенсус» и продуманная стратегия действий на Ближнем Востоке. Варшаве этот путь еще только предстоит пройти.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.