В связи с падением цен на нефть скептики уверяют, что Россия будет вынуждена отказаться от амбициозных проектов по освоению Арктического шельфа. Тем более что западные санкции призваны лишить ее доступа к технологиям оффшорного бурения. Однако результаты деятельности компании «Роснефть» в Арктике доказывают обратное. Крупнейший недропользователь на шельфе даже не думает замораживать свои программы на Крайнем Севере.
Более того, согласно отчетным документам, сейсморазведочные работы на шельфе выполнены в объемах, значительно превышающих лицензионные соглашения. По итогам работ на 24 лицензионных участках объем сейсморазведочных исследований составил: 2D - 31 503 пог. км, 3D - 12 939 км2. Также была выполнена аэрогравимагниторазведка в объеме 225 006 пог. км, электроразведка - в объеме 1300 пог. км. Были организованы четыре геологические полевые экспедиции. Кроме того, «Роснефть» провела в этом году бурение двух поисковых и одной разведочной скважины, а также инженерно-геологические исследования для бурения скважин на четырех площадках.
Еще один важный момент: на прошлой неделе в танкер была загружена первая партия нефти, добытой на лицензионном участке «Северная оконечность месторождения Чайво» на прибрежном шельфе острова Сахалин. На терминале Де-Кастри в Хабаровском крае впервые в России будет функционировать система круглогодичной транспортировки нефти в суровых ледовых условиях. (До конца года на экспорт планируется отправить еще одну партию сырья).
Лицензионный участок «Северная оконечность месторождения Чайво» располагается в пределах мелководной части северо-восточного шельфа Сахалина. Запасы нефти и конденсата здесь превышают 15 млн тонн, газа - 13 млрд м3. В 2014 году на данном участке «Роснефть» пробурила первую эксплуатационную скважину и теперь вводит ее в эксплуатацию (компания применяет инновационные технологии бурения. Работы проводятся с помощью уникальной установки «Ястреб», не имеющей аналогов в мире). В перспективе Северное Чайво обеспечит годовую добычу 1,5 млн тонн нефти. Что же касается запасов газа, они станут начальной ресурсной базой для перспективного Дальневосточного завода СПГ.
Огромный объем исследовательских работ, оперативность их проведения, масштабные планы по освоению шельфа – все это, надо сказать, обусловлено не только экономическими, но и политическими интересами РФ. Россия рассчитывает расширить морские границы в Арктике на 1,2 млн км2. И во многом благодаря усилиям нефтегазовых компаний в следующем году страна сможет повторно внести в Комиссию ООН по морскому праву заявку на присоединение территорий, доработав ее с учетом международных требований.
Ключевую роль для геополитического положения России играет также развитие Северного морского пути. Это самый короткий грузовой путь не только от Мурманска до Дальнего Востока, но и из Европы в Японию. Грузоперевозки по СМП, по прогнозам экспертов, к 2020 году могут вырасти до 28,8 млн. тонн с нынешних 4 млн., а в перспективе достигнут 75 млн. тонн в год. При этом успешность проекта, в первую очередь, будет зависеть от темпов добычи минеральных ресурсов.
Неслучайно изучать и осваивать Арктику будут крупнейшие нефтегазовые компании страны, которые привыкли мыслить стратегически и учитывать в своей деятельности российские геополитические интересы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.