Китайские правительственные СМИ заявили сегодня, что КНР может начать войну за Тайвань, если президент Трамп подпишет одобренный Конгрессом закон, направленный на укрепление связей США и Тайваня:
https://www.cnbc.com/2018/03/01/chinese-state-media-makes-war-threat-over-us-taiwan-bill.html
Ранее китайские СМИ уже высказывали жёсткую реакцию на этот законопроект, когда он только получил одобрение комитета нижней палаты Конгресса:
США готовят признание Тайваня?
Текст документа предполагает, что американские чиновники «на всех уровнях власти» смогут свободно путешествовать в Тайвань для встречи со своими тайваньскими коллегами, и наоборот, тайваньские чиновники смогут беспрепятственно посещать Соединённые Штаты. В том числе, это сделает возможными визиты президентов Тайваня в США и американских президентов — в Тайвань.
Китай считает Тайвань своей территорией, и когда в 1979 году американцы поддержали эти притязания в обмен на экономическое сотрудничество, дипломатические связи США и Тайваня были разорваны. Поэтому восстановление данных связей воспринимается в КНР как отказ США от былых договорённостей и угроза для политики единого Китая, направленной на воссоединение с Тайванем.
Официальное китайское издание China Daily заявило в редакторской статье, что если американский законопроект станет законом, то это стимулирует тайваньского президента Цай Инвэнь к дальнейшим шагам по утверждению независимости острова, что приведёт к «неизбежному следствию — задействованию Закона против сецессии, который позволяет Пекину использовать силу для предотвращения отделения острова» (газета ссылается на принятый в 2005 году закон — Anti Secession Law).
Далее China Daily намекает на военную угрозу для США: «Поскольку США, согласно собственным законам, обязаны выступить на стороне острова в таком случае, то это наполнит содержанием мнение о том, что всё может очень быстро скатиться на путь в ад.»
Другое государственное издание, Global Times, заявило, что Китай может «предпринять целевые меры против сил, выступающих за независимость Тайваня». Китайский таблоид указывает на резкое усиление Народно-освободительной армии Китая (НОАК) за последние десятилетия, а также на рост военной инфраструктуры и военного присутствия в районе Тайваньского пролива.
Враждебность властей КНР к правительству Тайваня резко выросла после того, как в 2016 году к власти на острове пришла Цай Инвэнь, председательница Демократической прогрессивной партии, которая выступает за независимость и провозглашение отдельной Тайваньской Республики (пока что Тайвань официально называется Китайской Республикой и претендует на всю территорию Китая). Впрочем, сама Цай Инвэнь заявляет, что находясь у власти намерена сохранять статус кво и поддерживать мирные отношения.
Для Китая вопрос Тайваня — очень чувствителен. Для Си, с учётом недавних изменений в китайской политической системе, недопустимо проявлять слабость.
Создаётся впечатление, что Вашингтон нащупал болевую точку у Пекина и сейчас будет по ней бить, совмещая это с тарифной войной.
Китайский ответ вряд ли будет в военной плоскости. Это просто небезопасно. Значит, придётся искать экономические варианты воздействия на Вашингтон. Очевидный инструмент — китайский портфель американских государственных облигаций, которые можно, например, начать демонстративно распродавать.