Парламент Нидерландов отклонил предложение лидера партии «Форум за демократию» Тьерри Боде о привлечении украинской стороны к ответственности за причастность к крушению малазийского «Боинга» в 2014 году.
По словам названного политика, Украина должна была закрыть воздушное пространство над Донбассом во время военных действий. Он напомнил, что за три месяца до трагедии над этим районом было сбито как минимум 16 летательных аппаратов, принадлежавших армии этой страны. Однако голландские парламентарии не стали детально изучать предложение Боде, а поддержали решение правительств Австралии и Нидерландов о привлечении к ответственности России.
Депутаты также отклонили инициативу по изучению возможности привлечения к ответственности и Малайзии как акционера компании «Малазийские авиалинии». В докладе Боде подчеркивалось, что авиакомпания проявила беспечность. Она использовала воздушное пространство над районом боевых действий в Донбассе, зная о предыдущих катастрофах.
Напомним, вопрос о привлечении Киева к ответственности за катастрофу малазийского «Боинга» ранее уже поднимался во время дебатов в голландском парламенте. На прошлой неделе глава МИД этой страны Стеф Блок, отвечая на соответствующий вопрос, не исключил возможности включения Украины в список ответственных за крушение рейса МН17, так как власти этой страны не закрыли воздушное пространство над зоной конфликта. При этом министр подчеркнул, что на данный момент не видит для этого достаточных «легальных оснований».
Почему депутаты голландского парламента категорически не приемлют позицию руководителя МИДа собственной страны? Чем вызваны эти разногласия? И неужели доводы Боде о виновности Киева, как минимум, в диспетчерской халатности, не производят совсем никого впечатления?
— МИД и парламент — разные ветви власти, они не несут ответственности друг за друга. Так что не стоит увязывать воедино их позиции, — подчеркивает политолог Иван Лизан.
«СП»: — Почему страны, чьи граждане стали жертвой той катастрофы не проявляют интереса к объективному расследованию? Они не боятся повторения?
— Катастрофа уже давно стала разменной монетой в большой политике. Поэтому правду мы узнаем очень нескоро. Примерно тогда, когда ЕС станет самостоятельным субъектом геополитики и влияние США на Голландию снизится. Конечно, если это вообще произойдёт.
«СП»: — Депутаты отказались принять инициативу Боде, который указывал на то, что Украина должна была закрыть воздушное пространство над Донбассом на время военных действий. А что, он не прав? Разве все не так было?
— Прав, но кому на Западе до этого дело? Вся эта история — позор для Нидерландов. И чем меньше о ней кричат в прессе, тем легче политикам.
«СП»: — На что повлияет это решение парламента Нидерландов? Для Киева это «перемога»?
— В Киеве его не заметят. Там сейчас тема недели — воскресший Бабченко с его требованием 50 тысяч долларов за каждое интервью. И 47 журналистов, которых, якобы, должен был убить «Фонд Путина» по заказу Путина. Так что Киев заявление голландских депутатов воспримет как должное.
«СП»: — При каких обстоятельствах тема ответственности Киева может стать ключевой в этой истории?
— Лишь после снижения геополитической роли США и усиления самостоятельности ЕС. До этого ещё дожить нужно.
— На самом деле депутаты в Нидерландах еще ничего не отвергали. Голосование в их парламенте состоится на следующей неделе, — отмечает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов. — Что касается позиции МИД этой страны, то он в письме парламенту подчеркнул, что другие страны могут быть привлечены к ответственности судом. Просто не парламент или правительство должны определять степень виновности.
«СП»: — Кстати, кто такой этот Тьерри Боде? И много ли еще в Голландии политиков, которые разделяют его мнение?
— Тьерри Боде — молодой голландский политик, один из организаторов референдума по Соглашению Украина-ЕС. Собственно, его партия и была создана на волне этого референдума. Очень перспективный политик.
«СП»: — Много ли вообще в Европе людей, разделяющих мнение, что с Украины надо спросить, как минимум, за халатность ее диспетчеров? Можно ли ожидать, что этот вопрос еще всплывет?
— Этот вопрос обязательно всплывет, однако лишь тогда, когда дело дойдёт до суда. Мало того, в предварительных решениях Совбеза Нидерландов содержится пока ещё сдержанное осуждение действий Украины.
«СП»: — Чем, в конечном итоге, для Киева может закончиться эта история? Даже если не найдут конкретных виновных в запуске зенитной ракеты…
— Рано или поздно, скорее всего, по завершению следствия родственники жертв катастрофы рейса MH17 подадут иски против Украины. Правда, скорее всего, одновременно они же подадут иски и против России.
— Было бы ошибочно смешивать консолидированную политическую позицию стран Запада с мнением отдельных политиков, — считает доцент НИУ ВШЭ Павел Родькин. — Нет ничего удивительного, что в рамках большой политической игры и эти мнения, и сама политика могут меняться и варьироваться.
Еще большей ошибкой было бы ориентироваться на всевозможные позитивные сигналы, обещания и посулы со стороны ЕС и США, которые являются фирменной чертой западной политики.
«СП»: — Это решение на что-то повлияет? Им кто-то будет руководствоваться? Какую роль парламент Нидерландов играет в расследовании?
— Данное решение необходимо оценивать как звено в цепи аналогичных решений и заявлений по отношению к России. Именно в таком контексте этот факт имеет значение для понимания общей политической повестки.
«СП»: — Почему депутаты не приняли доводов Тьерри Боде о том, что Украина обязана была закрыть воздушное пространство над Донбассом во время военных действий? Это и так не понятно?
— Проблема заключается, прежде всего, в отсутствие решения суда по данному делу. Еще большей проблемой является сомнение в беспристрастности ведущегося расследования. Отсутствие ясного и объективного вердикта дает возможность для политических игр, шантажа, манипуляций и разыгрывания медийных кампаний. Большинство политиков используют это дело для решения собственных политических задач и держатся доминирующего мейнстрима, который явно против России.
«СП»: — Будет ли еще кто акцентировать на этом внимание и поднимать тему ответственности Киева? Кто и в каких странах?
— Повторюсь, что отдельные мнения имеют мало шансов быть услышанными в рамках существующей консолидированной политики по отношению к России. Серьезного влияния они не окажут, пока не поменяется сама политика. Что вполне вероятно, если, например, Запад по каким-то причинам захочет избавиться от действующего киевского политического режима.
«СП»: — Долго ли еще, по-вашему, в европейском политическом дискурсе будет всплывать тема «вины России»? Почему Запад, наконец, не предъявит «самые убедительные доказательства», не объявит вину России доказанной и не успокоится?
— Антироссийский политический дискурс устраивает многих политиков, нуждающихся в образе врага, на которого можно много чего списать. Образ России был не вполне позитивным даже когда отношения с Западом были на пике. Так что серьезного перелома ожидать в данном случае не стоит. Скорее всего, «вина» России будет в итоге даже опровергнута. Но до этого из этой ситуации западный политический класс снимет все «сливки».