В планово-распределительной экономике товары производятся не ради получения прибыли, а для удовлетворения потребности людей в соответствующем товаре. Точнее даже, не в товаре, а в решении какой-то проблемы. Ведь для решения некоторых проблем сейчас предлагают что-то купить, тогда как данную проблему можно решить другим способом. Например, прогулка на природе вместо таблеток от депрессии.
Такой экономике постоянный рост потребления просто не нужен. Поэтому пропаганда потреблятства просто прекратится. И здесь на сцену выходит вопрос о том, как же отличить разумное потребление от потреблятства. Где мера разумности потребления?
Однажды знаменитый древнегреческий философ Диоген (да, тот, что жил в бочке), прогуливался во время какого-то праздника в сопровождении поклонников его таланта. В толпе гуляющих он увидел богато разодетых родосских юношей, и воскликнул: «Это спесь!» В переводе на современный язык: «Это понты!» И тут ему на глаза попались грязные, оборванные и нечесаные лакедемоняне. «Это тоже спесь, - сказал Диоген, - только другого рода».
Это я о том, что неправы те, кто неуёмному потреблятству противопоставляет подчёркнутый аскетизм. Демонстрирует скромность и воздержание. Это не выход. Некоторые чтобы подчеркнуть своё презрение к обществу потребления начали носить кеды и рваные джинсы? Пожалуйста – в продаже появились кеды и рваные джинсы от лучших брендов по высоким ценам! Можете протестовать гламурно!
Капитализм не боится таких протестов. Он легко приручает «протестующих». Он как бы говорит: «Ты ударил меня? Хорошо! Вот тебе за это деньги! Ударь сильнее – дам больше денег!» Все предложения протестующих таким образом против общества потребления, в итоге становятся просто новыми видами товаров на рынке.
Термин «потреблятство», по-видимому, ввёл в оборот переводчик книги американцев Дж. де Граафа, Д. Ванна и Т. Х. Нейлора «Affluenza: The All-Consuming Epidemic». В русском переводе – «Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру». Книга прикольная, но я её не осилил. И не рекомендую тратить на неё время, потому что она не ведёт к пониманию проблемы. По сути это книга из известной американской категории книг «как разбогатеть», «как похудеть», «как перестать беспокоиться» и т. п.
Авторы возлагают вину за распространение потреблятства на недобросовестных бизнесменов и их маркетологов, а также на глупых людей, которые на их разводки ведутся. Это очень поверхностный взгляд. Если вдруг все американцы прочтут эту книгу, и попытаются жить в соответствии с её рекомендациями – ничего хорошего не получится. Экономика США просто рухнет, а следом за ней и вся мировая экономика.
Ведь бизнесмены, маркетологи и рекламщики культивируют в народе потреблятство не потому, что они негодяи. На данном этапе развития (точнее – умирания) капитализма потреблятству нет альтернативы. Капитализм – экстенсивная система, он должен постоянно расти. В настоящее время он достиг пределов роста. Весь мир охвачен капитализмом, и расширяться ему уже некуда.
Поскольку в капитализме богатство одних зиждется на бедности других, все жители Земли не могут участвовать в потреблятстве. Многие бы и не против, да не на что. А те, кому посчастливилось попасть в «верхнюю» категорию – жители стран «золотого миллиарда» и богатые из бедных стран, - просто не могут потреблять больше, чем уже потребляют. В таких условиях производители товаров и услуг просто ради своего выживания вынуждены придумывать всё новые мнимые потребности, и впаривать людям ненужные им товары. Всё естественно – никакой конспирологии.
Чем это должно закончиться? Только уходом капитализма в прошлое и переходом к новой системе экономики и общественных отношений. Это будет планово-распределительная система. Если же у вас аллергия на марксизм, специально для вас Жак Фреско придумал термин «ресурсо-ориентированная экономика». Называйте так, суть не поменяется.
Суть в том, что в планово-распределительной экономике товары производятся не ради получения прибыли, а для удовлетворения потребности людей в соответствующем товаре. Точнее даже, не в товаре, а в решении какой-то проблемы. Ведь для решения некоторых проблем сейчас предлагают что-то купить, тогда как данную проблему можно решить другим способом. Например, прогулка на природе вместо таблеток от депрессии.
Такой экономике постоянный рост потребления просто не нужен. Поэтому пропаганда потреблятства просто прекратится. И здесь на сцену выходит вопрос о том, как же отличить разумное потребление от потреблятства. Где мера разумности потребления?
Дискуссии на эту тему уже вовсю идут. Участники дискуссий предъявляют друг другу свои расчёты умеренности в потреблении. Скажем, вам будет достаточно одних штанов на три месяца? А вдруг они порвутся? А может кто-то сидит на диетах, а кто-то много ест? А вдруг я увлекаюсь коллекционированием марок, и скупаю их тысячами, это можно?
Нет, все эти дискуссии – тупиковые. В них никогда не найти истины. Но не потому, что у всех понятия об умеренности потребления разные, а потому, что дискутирующие остаются в старой парадигме потребления. Существующая в настоящее время в обществе парадигма потребления гласит, что единственной целью жизни человека является избегание страданий и умножение удовольствий, а удовольствия проистекают из товаров и услуг. Имея в голове эту установку, спорить об умеренности – бесполезно.
Осмелюсь утверждать, что знаю, как разрешить данную проблему. Вопрос разумном уровне потребления решится сам собой тогда, когда люди перестанут об этом думать!
Люди должны думать о науке, творчестве, о решении инженерных задач, и тогда потребление само войдёт в норму. Вы просто будете покупать то, что вам действительно нужно. У вас просто не будет места в голове для надуманных потребностей.
Мне возразят, что не все могут заниматься творческим трудом, да и не надо при существующем развитии технологий столько работников. Согласен. Тем, кто не может или не хочет работать творчески, предложим религию. Пусть думают о Боге. Мира потреблятства уже не будет, а человек не может жить без смысла жизни. Пусть тогда таким смыслом жизни будет вера. Кстати, и творческим личностям быть религиозными никто не запрещает.
Со временем все придут к творческому труду. Ведь на свете нет ничего более интересного, чем творчество. Это и будет коммунизм.
Предвижу недоброжелательные реплики: что это коммунист о материальных благах печётся? Сразу отвечу, что разговоры о том, что коммунисты проповедуют аскетизм и предлагают кормить людей баснями – ложь. Коммунистическая теория ставит целью построение идеального человеческого общества здесь, в этом, а не в загробном мире. А живые люди, живущие на Земле, имеют материальные потребности.
Короче говоря, начинайте уже забывать про 500 сортов колбасы и 500 фасонов джинсов! Скоро этого не будет, но об этом мало кто будет сожалеть!