В новой оценке Бюджетного управления Конгресса США опубликован вес будущей замены устаревшей боевой машине Bradley. Замена будет в 1,3 раза тяжелее, чем танк M1A1 Abrams, и в 1,8 раза тяжелее российского танка Т-90.
Новая американская боевая машина пехоты GVC будет весить рекордные 84 тонны и станет самой тяжелой бронированной машиной на поле боя ближайшего будущего.
Необычайно большой вес объясняется прежде всего необходимостью обеспечить чрезвычайно высокий уровень защиты от противотанковых средств. Тем не менее, даже с учетом большого веса, GCV прежде всего будет полагаться не на толщину стали, а на высокотехнологичные электромеханические системы активной защиты.
Критикуемая за большой вес израильская БМП Namer весит около 50 тонн. Американская GCV будет на 34 тонны тяжелее
Защита GVC будет обеспечена принципом "луковицы", в которой непосредственно броня станет последней линией обороны. Предполагается, что основные функции защиты: раннее обнаружение потенциально опасной цели, упредительный огонь, системы постановки помех, система активной защиты, сбивающая ракету или противотанковую гранату. Лишь затем в дело вступит броня, задерживающая прорвавшиеся сквозь оборону снаряды. Не исключено также использование лазерной системы противоракетной обороны, "умной" динамической защиты и роботов.
Закупки GVC планируется начать с 2018 года. Всего планируется закупить более 1800 бронемашин по цене ориентировочно 13 млн долл. за штуку и заменить ими более 40% парка БМП Bradley. БМП GCV сможет перевозить 9 бойцов плюс экипаж и будет максимально защищена во всех проекциях, включая крышу.
Большой вес GVC станет большой проблемой для военной логистики и инженерных войск. Транспортировать такую большую и тяжелую машину будет крайне сложно, а ее проходимость придется обеспечивать мощным двигателем и широкими гусеницами, что повышает эксплуатационные расходы. С другой стороны, мощная защита снижает необходимое количество БМП и существенно уменьшает потери личного состава, что доказал опыт войн в Ираке и Афганистане.
Вы уже слышали о новой БМП, разрабатываемой компанией BAE Systems по программе GCV. Но появились некоторые конкретные цифры, и долг зовёт остановиться на машине подробнее.
Общее эстетическое впечатление — как от «Шерманов» в Нормандии: короткая пушка, высокий, с «юбками». А вот вес и расход топлива больше, чем у «Тигра». Прогресс идёт по спирали? (Здесь и ниже илл. BAE Systems.)
Концепция Hybrid Electric Drive изначально была нацелена на минимизацию расхода топлива. По уверениям разработчиков, недавние испытания показали: расход сравнительно низок — всего 322 л на 100 км и 17,3 л за час холостого хода. Учитывая, что вес этой машины — 63,5 т (в российской армии, к примеру, нет ни одного танка такого веса), это не очень плохо. Для сравнения можно вспомнить, что основной танк США М1 «Абрамс» потребляет при движении по шоссе не менее 390 л на 100 км и даже на холостом ходу сжигает 38 л в час. Для машины поля боя этот показатель очень важен: танки сутками могут находиться на позиции с включённым мотором, снабжающим его электронику и СУО.
Кстати, нынешние БПМ «Брэдли» тратят 22,5 л в час на холостом ходу, так что разрыв по экономичности гибридной установки новой БМП и существующей очевиден — особенно с учётом того, что «Брэдли» вдвое легче. На 15–20% ниже и расход гибрида во время движения. Настолько же меньший BAE Systems обещает и средний расход за 180-дневную кампанию.
Как и следовало ожидать, использование электромоторов для движения позволило машине быстрее разгоняться (выше момент с нуля): до 32 км/ч БМП добирается за 7,8 с, против 10,5 у существующих американских аналогов.
На фоне нынешней бронетехники американской армии GCV и правда следует считать очень экономичным. Из-за меньших пиковых нагрузок на двигатель не столь дорогим будет и ремонт.
Разумеется, самый важный элемент столь массивной БМП — броня, призванная защищать трёх членов экипажа и девятерых десантников. Именно она привела к тому, что машина тяжелее танка «Тигр», притом что вооружена 25-миллиметровой (а не 88-миллиметровой) пушкой. Броня здесь весьма традиционная: всё её элементы покоятся на обычной стальной основе, никакого стеклопластика, как у корейского К21. Собственно говоря, это одна из главных причин столь внушительного веса, в два с половиной раза превосходящего корейские показатели.
Что же, наверное, стоит назвать такую экономичность похвальной? Мы бы поостереглись. Начнём с того, что такой паспортный расход мы где-то уже видели. Да, точно, память вас не подводит: танк «Тигр», бензин с октановым числом 74, 314 л на 100 км (опять же по паспорту). Скажете, несправедливо сравнивать данные «Тигра», которые реально достигались только на хорошем шоссе, при следовании на установившейся скорости? Да, конечно. А ещё у «Тигра» была МКПП, в то время как у GCV — АКПП, да и энерговооружённость у последней повыше. Ну так и бензиновый карбюраторный двигатель начала сороковых не вполне сравним по экономичности с двигателем XXI века, а ведь нам ещё обещали преимущества гибридной схемы!
Возникают и другие вопросы. Мощность двигателя GCV один в один совпадает с тем, что есть у «Абрамса» (1,1 МВт); вес брони сравним. Неужели Пентагон примет на вооружение БМП дороже танка? Заметим, что конкурс на создание GCV определяет верхний лимит закупочной цены в $13 млн. Что едва ли не в полтора раз дороже «Абрамсов», то есть эта парадоксальная ситуация, кажется, не просто возможна, а запланирована военными.
И тем не менее отметим плюсы. Броня у этого монстра явно лучше, чем у любой другой БМП мира. Да, против массово применяемых танков GCV может выглядеть слабовато, однако у потенциальных противников США нормально управляемых танковых войск нет. Так что в целом Армия США получит именно то, что искала. Подготовлено по материалам Gizmag.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.