Мост на Сахалин - маниловщина XXI века?

Заметка задумана давно, да внезапные обстоятельства надолго отвлекли. Вот только очередной бред еще одного иксперда  Hush в "Готовятся к мосту? В 2018 году на Сахалине выполнили «перешивку» более 50 км пути на общесетевой стандарт 1520 мм" таки простимулировал.

Спрашивается, вот когда эти клованы научатся не то чтобы думать, про анализ я уже не заикаюсь, а хотя бы чутка больше погружаться в информацию по теме? Для начала, половина Сахалина была под японцами, когда после 1945 года СССР в наследство досталась довольно развитая узкоколейная ж/д-сеть. В связи с чем в Холмске были депо по "переобувке" составов, прибывающих/отбывающих паромной переправой. Но, в конце концов, устарели не столько сами пути, с подвижным составом морока, потому как юг Сахалина такой единственный на всю Россию, почему и было принято окончательное решение о переходе на общий стандарт. Гипотетический мост тут вовсе не при чем.

К слову, крупнейшие порты Сахалина, Корсаков и Холмск, также дело рук еще японцев, но при этом их возможности все же не сравнимы с материковыми (Приморье, Хабаровский край, в конце концов по сжиженному газу - отдельный теминал, несколько в стороне от порта Корсаков).

Порт Холмска - вообще банкрот. Это я о возможностях по другому главному экспортному грузу острова - углю, помимо нефти/газа. На Сахалине в данный момент нет ни одного порта, который в состоянии принимать крупнотоннажные суда под первые два.

По нефти - трубопровод до Де-Кастри на материковом побережье Татарского пролива, практически все добываемое отбирает, за 2017 год - 10,6 млн т всего-то.

По углю работают мелководные, скажем так, порты (ну несерьезные, да) - в порядке грузооборота по убыванию: Шахтерск, Невельск, Бошняково, Углегорск. За 2017 год добыто при этом 7,6 млн т, экспортировано - 7,5 млн т.

Просто для примера почему это почти ниачом - через Татарский пролив  компания "Дальтрансуголь"(1*) в  Ванино отгрузила только за 6 мес. 2018 г. - 10,2 млн т, за 2017 г - 19,4 млн т, в планах к 2020 году нарастить до 30 млн т, и это не считая условной "шпаны" в виде самого порта Ванино, который отгрузил за прошлый год более 7 млн. т всех грузов, в ближайших планах - увеличение более, чем в 2 раза.

А еще есть какой-никакой порт Советская Гавань и строящийся угольный терминал  компании "Колмар" (Саха) еще на 12 млн т в год первой очереди, а к 2021 году - до 24 млн т и под жлезнорудный концетрат, и в целом - с перспективой расширения всех терминалов и портов этого кластера до 70-80 и выше млн т в год. И это, повторю, только уголь.

Есть еще глинозем (3*), нефть и нефтепродукты (4*), есть планы по перевалке сжиженного газа(5*), имеется довольно крупный лесоперерабатывающий комплекс(6*). Т.е. для расширения есть все возможности, кроме одной - РЖД не в состоянии перевезти столько

У железнодорожников только в планах и идет постепенная реализация реконструкции и модернизации, до двухпутной, линии Комсомольск-на-Амуре-Ванино и ее электрификация в будущем. До 2030 года, т.е. "грозятся" с нынешних 30 млн т грузооборота в год довести до 100 млн т. Но и при этом с относительно неясной перспективой решения остаются два главных "затыка" - вторые тоннель через Кузнецовский перевал и мост через Амур в Комсомольске.  Если же на эту ветку и прожект пути на Сахалин добавлять Транссиб, то потребуется аналогичная работа по расширению с электрификацией маршрута Волочаевка-2 (станция не доходя до моста через Амур, что на 5-тысячной банкноте) - Комсомольск-на-Амуре. А тут эти клованы и прожектеры про мост на Сахалин.

Смотрим картинку и вдумчиво вкуриваем.

Итак, пропускная способность РЖД на стратегических направлениях Волочаевка-2-Комсомольск-на-Амуре-Ванино оставляет желать лучшего, а тут на полном серьезе собираются в приамурских топях строить ж/д в малонаселенных местах, причем приравненных к Крайнему Северу, с соответствующим отсутствием экономической деятельности и иных существенных ресурсов, чем лес. Помимо крайней дороговизны, экспортным грузам с материка через нее нечего делать - нет соответствующих портовых мощностей, причем и сама география острова к этому не располагает, как и нынешняя экономика Сахалина, не говоря уже про излишнее логистическое плечо, равно как нет двухпутки - нет объема грузов.

Трудно заподозрить Путина в маниловщине, но проект моста на Сахалин меньше всего про эффективную экономику.

Примечания:

1* - принадлежит компании СУЭК с общим объемом добычи свыше 60 млн т в год.

2* - терминал строится под масштабный проект разработки Нерюнгринского месторождения с объемом запасов в 1 млрд т.

3* - компания Русал, идет подготовка к строительству нового специализированного причала, что позволит увеличить грузооборот вначале до 1,5 млн т, в перспективе - до 3 млн т.

4* - компания "Трансбункер" - нефтеперегонная установка, перевалка нефтепродуктов, в 2017 г, - 2,4 млн т.

5* - компания "Прайм" собирается строить на м.Токи специализированный причал и хранилища, в планах перевалка до 2 млн т.

6* - несколько видов деревопереработки, причем лес поступает из регионов РФ, например, из Красноярского края, но объемы с углем несопоставимые.))

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

По итогам дискуссии, как всегда: немало не прочитало, не вдумалось, проблемы с экономической географией и арифметикой, в последнем случае такое ощущение, что приведенное мной обилие цифр попросту напугало, и они их "не заметили".

Итак:

1. Существующей на Сахалине ж/д-сеть нечего возить в больших объемах: нефть/газ идут по трубопроводам, у сахалинского угля есть достойные материковые конкуренты, при этом даже для наращивания его перевалки требуются вложения - нет и крайне дорого обойдется строительство портовых мощностей, потому что существующие - итак на пределе. Иных серьезных ресурсов на острове нет (вот про рыбу только не надо, да).

2. По предполагаемой трассе Селихино-Ноглики до моста, повторяю, из существенных ресурсов - только лес и сезонный лосось, хватит смотреть на БАМ - мало того, что это совсем другая история, до того же Нерюгринского месторождения пришлось строить дополнительную ветку.

3. Отчасти я уже перечислял более важные и первоочередные инфраструктурные проекты, тут еще по дискуссии другие всплывали - мост через Лену, я еще добавлю "затык" БАМа - второй Северомуйский тоннель. Как показывает практика нынешнего столетия, на суперпроекты все равно оттягиваются ресурсы с тех, что власти считают не такими политически актуальными, ДВ так вообще с этим столкнулся в полный рост в связи со стройками к АТЭС-2012. К слову сказать, к тому саммиту должны были построить две гостиницы (возле моста в самом Владике и на м.Бурном) под брендом транснациков, не введены в эксплуатацию до сих пор! Мост на Сахалин лично я вижу только глубоко второстепенным, после реализации более насущных проектов.

4. Военно-стратегическое значение. Вы это серьезно? Это еще при жизни Сталина утратило смысл из-за появления стратегической авиации, чего уж говорить про времена БПЛА и КР не столько воздушного базирования, но морского, с АПЛ. В такой ситуации только на пассивную защиту в диких и огромных просторах потребуются охрениарды затрат. Вы, блин, понятия не имеете о местной географии - у нас только 320-километровая автодорога Лидога-Ванино одну из речушек, Гобилли, пересевает  раз 10 таким же количеством мостов. Железка, канеш, будет иметь таковых поменьше, но вообще, в низовьях Амура воды много.

Учитесь расставлять приоритеты, а не шапками Америку закидывать, с Китаем заодно.



Источник новости: https://aftershock.news/?q=node/574771




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: