Президент Сербии Александр Вучич не получил в Москве карт-бланш на признание независимости Косова и Метохии, считает сербский аналитик Стеван Гайич.
Сербский президент Александр Вучич заявил 2 октября, что удовлетворен итогами переговоров с Владимиром Путиным. "Все, что мы искали, мы получили. Мы обо всем договорились", — сказал Вучич, добавив, что не может публично раскрыть подробности.
"Как вы уже знаете, ситуация на западных Балканах очень сложная и Сербия как государство сталкивается с многочисленными провокациями на ежедневном уровне. Хотел бы подчеркнуть еще раз, что Сербия как независимое и свободное государство будет сохранять военный нейтралитет", — отметил Вучич.
Напомним, что обстановка в крае Косово и Метохии обострилась после того, как несколько десятков бойцов спецназа самопровозглашенной республики Косово вошли в Центр экологии и развития в Зубин-Потоке, а также заняли водохранилище и ГЭС "Газиводе", которые входят в их систему энергоснабжения Сербии. После этого Вучич привел вооруженные силы в состояние высшей боевой готовности.
До этого президент Сербии пытался договориться с главой Косова Хашимом Тачи об обмене территориями: населенный сербами север Косова переходит под управление Белграда, взамен Приштина получает сербские территории Прешево и Буяновац, где в основном проживают албанцы. Это открывало бы Белграду путь в ЕС и НАТО, так как означало бы урегулирование отношений с краем или фактически признание его независимости.
Итоги визита Вучича в Москву комментирует "Правде.Ру" сербский аналитик, доктор политических наук сотрудник Института Европейских исследований Стеван Гайич.
— Что же Вучич получил от Путина?
— Вучич до визита говорил о том, что Россия должна поддержать любые решения Сербии по Косову. Если бы он это получил, то тогда была бы дискредитирована резолюция СБ ООН 1244, которая говорит о территориальной целостности Сербии. Обмен территориями с Косовом фактически означал бы его признание и открытие дверей для создания "Великой Албании".
Я думаю, что за закрытыми дверями Вучич карт-бланш на это не получил. Потому что признание Косова означает его объединение с Албанией. А так как Албания уже находится в НАТО, Косово бы тоже официально стало членом НАТО. После этого и Сербия не смогла бы сохранять нейтралитет. Не знаю в курсе ли Путин, но на днях в Сербии пройдут большие военные учения с участием 40 стран НАТО, и это говорит о неискренности президента Вучича, который обещает Путину не вступать в альянс.
Он бы туда обязательно привел Сербию, если бы не испытывал огромного сопротивления в самой Сербии и в Косове и Метохии. Прежде всего, со стороны Сербской православной церкви, да и большинства населения.
— Какая обстановка сейчас на Балканах?
— Недавний референдум в Македонии показал, что несмотря на колоссальное давление генсека НАТО Столтенберга, Ангелы Меркель, Терезы Мэй македонцы против вступления в НАТО. Референдум провалился, а Столтенберг и все остальные говорят, что Скопье нужно все равно идти на на сделку с Грецией, что надо принимать Македонию в НАТО.
Они (НАТО) очень спешат, потому что в мае 2019 года будут выборы в Европарламент, полностью поменяется вся обстановка и архитектура внутри Еврокомиссии, Европарламента и т. д. Плюс еще никто не знает, что выкинет Трамп в отношении альянса. И Вучич — часть этой спешки. Неслучайно он сказал, что-либо мы сейчас решим вековую проблему с албанцами, либо никогда.
— Но Вучич заявил, что удовлетворен итогами переговоров с Путиным. Чем же он на самом деле удовлетворен?
— Он может лукавить, он политик. Сам Вучич признал на съезде, что его политика провалилась. Потому что резиденция Сербского патриарха находится именно в той части, которую Вучич готов отдать "Великой Албании". Это не просто так, это категории идентичности народа, Церкви и государства. Я думаю, что Москва будет поддерживать Белград, если Сербия будет соблюдать собственную конституцию и международное право.
Мария Захарова отлично сказала, что вопрос Косова — это не только вопрос сербов и албанцев, а это наиважнейший вопрос международного права. Потому что в 1999 году, когда без резолюции СБ ООН НАТО бомбил Югославию, и в 2008-м, когда многие страны признали Косово, было нарушено международное право. Поэтому вопрос Косова — это не локальный спор между соседями, это вопрос, который касается всего мира: существует международное право или не существует.
Фото: kremlin. ru