Как и предполагалось, Священный синод Русской православной церкви, прошедший 15 октября 2018 года в Минске, принял решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Можно только приветствовать данное решение соборного разума Русской церкви, являющееся вполне закономерной реакцией на недружественные действия Фанара. Однако это вовсе не должно нас успокаивать, поскольку ответные действия оппонентов Москвы, безусловно, последуют, причем уже в самое ближайшее время.
Анализируя реакцию информационного поля на решение о прекращении евхаристического общения между Москвой и Константинополем, можно прийти к удивительному выводу: значительная часть комментаторов, защищающих позицию РПЦ, видит причину происходящего исключительно во внешних факторах, совершенно игнорируя внутренние причины, приведшие к описываемым печальным событиям. Но у этого, на наш взгляд, поражения на украинском направлении есть именно что конкретные внутренние основания. И без тщательнейшего разбора полетов обойтись не получится, более того, это неминуемо приведет к новым неприемлемым поражениям. Итак, по пунктам.
Первое. Московский патриархат, являясь, по сути, полноценной вселенской Церковью, представленной практически во всех крупнейших регионах мира, за последние годы значительно растерял накопленный за XX век потенциал влияния на узловые международные процессы в религиозном и гуманитарном сегментах. Фактически мы вступили в эпоху системной стагнации. Даже в годы официально господствующего в Советском Союзе атеизма и борьбы «с рудиментами религиозных предрассудков» Русская православная церковь активнейшим образом действовала на международной арене, будучи представлена практически во всех крупнейших организациях, борющихся за дело мира, аффилированных со структурами ООН. Также она выступала в качестве инициатора процессов высокопрофессионального теологического диалога с инославными Церквями. Еще в 1990-е — 2000-е годы в Москве на регулярной основе проходили представительные богословские симпозиумы, собирающие выдающихся специалистов-богословов со всего мира (например, таких, как православный грек Христос Яннарас).