orlaivis-c-27-spartan-61184619

У руководства Литвы опять сломался самолет. В воскресенье первые лица страны не смогли вылететь из-за него в Ригу, а в понедельник премьер-министр Саулюс Сквернялис не смог вернуться из Брюсселя в Вильнюс.

В истории с самолетом, как в капле воды, проявилась вся современная Литва: непрерывно ломающийся самолет предназначен для перевозки военных грузов, а не глав государств, а в Брюсселе Сквернялис просил НАТО обеспечить воздушную оборону Литвы.

За последние дни даже самые далекие от политики литовские граждане уяснили себе, что их властвующая элита летает в заграничные командировки на военном грузовом самолете.

Итальяно-американский военно-транспортный самолет Spartan был создан для перевозки высокогабаритных военных грузов. Довольно странно использовать подобное средство передвижения для официальных визитов высших должностных лиц. Это как если бы президент США летал по миру на «кукурузнике».

Над территорией России руководители Литовской Республики вроде бы не летают, так что потребности использовать непременно военное судно у них нет. Видимо, других вариантов у них тоже нет. Потому и используют.

Остается надеяться только, что внутри самолета салон переоборудован в соответствии с нормами перевозки пассажиров. Если президент Литвы летает на саммиты ЕС и в Вашингтон к Дональду Трампу, сидя на деревянном ящике с противогазами, то неудивительно, что она такая недобрая.

Но все бы ладно — перемещались до сих пор литовские власти и не на таких «барбухайках», и никто не обращал внимания.

Однако теперь военно-грузовой самолет Spartan повадился каждый день выходить из строя и позорить своим состоянием и самим своим наличием литовскую национальную гордость.

В воскресенье 18 ноября литовская делегация во главе с президентом Далей Грибаускайте не смогла из-за неисправности воздушного судна вылететь в Ригу на празднование столетия Латвии. Когда глава государства, глава правительства и председатель Сейма прибыли в Вильнюсский аэропорт, оказалось, что Spartan не может подняться в воздух и высшие лица могут разъехаться по домам.

25e6f2351daea21965ec5b55ada797d9

На возникший у всех вопрос, почему нельзя было поехать в Ригу, до которой от Вильнюса три часа езды, на машине, в администрации президента Литвы с большим опозданием пояснили, что Грибаускайте и присные два часа ждали, пока починят Spartan, и время для того, чтобы лично поздравить братскую страну со столетним юбилеем, было безнадежно утеряно.

Между прочим, тоже странный ответ. Во-первых, праздничные мероприятия в Риге продолжались до позднего вечера, и на финальный концерт с фейерверком литовская делегация и после двух часов ожидания в аэропорту не опоздала бы.

Во-вторых, неужели у Литовского государства нет запасных самолетов на случай таких непредвиденных ситуаций? Если в надежности борта, которым летает руководство страны, возникли сомнения, его отправляют на длительную диагностику и летят запасным самолетом, а не ждут два часа, пока починят неисправное средство передвижения.

Литовский случай показал, что такая тактика абсолютно оправданна.

На следующий день после казуса с Ригой наспех отремонтированный Spartan снова вышел из строя и не смог вернуть премьер-министра Литвы Саулюса Сквернялиса из Брюсселя в Вильнюс.

«При выходе из строя триммера самолет становится неуправляемым, и нет возможности управлять его высотой. Вечером он был отремонтирован, и этот самолет сегодня доставит премьер-министра в Брюссель», — доложил утром в понедельник о состоянии военного грузоперевозчика литовской нации командующий ВВС Литвы Дайнюс Гузас.

Доставить Сквернялиса самолет действительно доставил. А вот обратно привезти не смог. «Прилететь удалось. Вернуться, к сожалению, уже не получится», — написал премьер-министр Литвы в Facebook из Брюссельского аэропорта, откуда он вылетел в Вильнюс рейсовым самолетом, в то время как из Вильнюсского аэропорта в Брюссель летела группа военных техников, чтобы снова чинить злополучный Spartan.

46496006_1458141204319224_4691347748983668736_n

История сама по себе выдающаяся, но во всем блеске она предстает, если принять во внимание, для чего Саулюс Сквернялис летал в Брюссель в раздолбанном ведре с гайками.

Литовский премьер встречался в Брюсселе с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, которого просил усилить воздушную оборону Литвы.

«В последнее время блок НАТО действительно сделал немало шагов в плане укрепления несколько подзабытых мощностей коллективной обороны и сдерживания. В свою очередь, для Литвы особенно актуально, чтобы блок НАТО был готов в любое время и должным образом отреагировать на возможную агрессию, укрепить мощности воздушной обороны и предпринять другие важные шаги», — сообщила пресс-служба Сквернялиса.

Глава правительства прямо дал понять, почему НАТО нужно инвестировать в воздушную оборону Литвы. «Не наблюдая никаких позитивных изменений в поведении России, нет предпосылок изменять сплоченной линии ЕС и НАТО по данному вопросу», — говорится в заявлении премьера.

Так что в истории с самолетом, как в капле воды, проявилась вся современная Литва.

Первые лица страны летают в общей для всех раздолбанной «барбухайке» для перевозки военных грузов, срывают из-за ее аварийного состояния участие в международных мероприятиях и надеются, что союзники по НАТО помогут им улучшить их незавидное положение, приняв во внимание ту незаменимую роль, которую играет Литва в деле отражения «русской угрозы».

Глядя на военно-грузовой самолет Spartan, начинаешь понимать причины неадекватного поведения литовских властей на международной арене. Почему Даля Грибаускайте преданно улыбается Дональду Трампу, когда он смотрит ей в глаза и говорит про «очень тупых людей», которые не хотят хороших отношений с Россией. Почему та же Грибаускайте называет Владимира Путина «параноиком».

И в том, и в другом случае ее поведение диктуется комплексом неполноценности. Понятное дело, Путин и Трамп в грузовых самолетах и товарных вагонах не перемещаются. Даля Поликарповна — тоже глава государства, ей тоже хочется президентский борт представительского класса.

Вся надежда на то, что Запад ей поможет. Однако союзники по НАТО ценят услуги Литвы по «сдерживанию» России так низко, что пока денег нет даже на то, чтобы починить «барбухайку».