Буревестник

По российским СМИ прошла волна ничем не подтверждённых сообщений, что в НАТО внесли в свои коды отдельное обозначение для крылатой ракеты «Буревестник».

Это может быть розыгрыш. Шутка. Может быть, фейк. А может быть, даже целенаправленная информационная спецоперация для проверки или отработки новых методик.

Во всяком случае, то, как был запущен информационный «беспилотник» о том, будто бы в НАТО придумали кодовое обозначение для российской крылатой ракеты с ядерной силовой установкой, очень похоже на целевой вброс. А то, с каким энтузиазмом он был встречен в российских медиа, может указывать на то, что вброс был удачным и нужную реакцию выявил.

Но, с другой стороны, пожмём плечами, отчего бы не вспомнить – и не напомнить своим читателям – о том, что собой представляет «Буревестник». Во всяком случае, в той части, которая может быть раскрыта без нарушения государственной тайны.

Подозрительная новость

В этой новости действительно всё подозрительно.

Некто Анкит Панда из некоего издания The Diplomat, со ссылкой на некий источник, пишет три строки в Twitter: «Обновление от источника: российская крылатая ракета с ядерной энергетической установкой «Буревестник» имеет код SSC-X-9 SKYFALL (USIC также называет эту ракету KY30)».

Что понимается под USIC – тоже не совсем ясно. Разведывательное сообщество США (United States Intelligence Community)? Или United States Interdiction Coordinator – координатор по запрету? Но это — орган по борьбе с наркотиками.

В общем, надо быть в теме.

Буревестник

Панда, говорят, в теме. Будто бы он и раньше писал про российское оружие, брал комментарии у экспертов и военных, выкладывал информацию об источниках. Некоторые из российских медиа сделали вывод, что, следовательно, «логично предположить: выложенная им в интернете информация наверняка соответствует действительности».

Не факт! Подобного рода источники куда как удобны как раз для производства и сброса информационных «торпед» – нередко даже втёмную. Какова цель? Исследовательская. Проверочная. Разведочная. Любая.

Война у нас идёт. Давно. Пока – информационная. Но давайте не забывать, что ещё на памяти нынешних поколений именно в информационной войне бесславно пал Советский Союз…

Перевод

В перевод понятия skyfall тоже отчего-то вцепились практически все. «Падение неба», «падение с неба», «падающая с неба», даже «разверзшиеся небеса» – бездна фантазии! Но кто сказал, что перевод должен быть только прямым? Уж коли так, то «падение неба» пишется в два слова: «sky fall». А слово «fall» вообще имеет кучу значений. Вплоть до «осени». Зато словом «skyfall» называется 23-й фильм про Джеймса Бонда. И песня там с тем же названием есть – правда, всё с тем же смыслом: «Пусть небо падёт, когда оно сыпется, мы будем стоять прямо, смотря на это вместе».

Если в НАТО действительно это имели в виду, когда (если) давали обозначение нашему «Буревестнику», то да – хороший вкус проявили. Возвышенно-романтический. Этакие шпенглеры в кокардах. Но если имелась в виду компьютерная игра – есть такая? Или вообще – то ли девочка-дракончик, то ли дракончик-девочка, вообще-то на дракончика-кошку похожая? Имеется в нынешней мировой культуре и такой персонаж…

Но суть — не в точном переводе. В конце концов, во время Великой Отечественной войны немецкую эскадрилью «Зелёное сердце» (Jagdgeschwader 54 «Grünherz») по нашу сторону фронта «переводили» как «Зелёная задница» – уж слишком двусмысленно выглядело сердечко зелёного цвета, намалёванное на истребителях эскадрильи. Да и крови она нашим летунам попортила немало.

Суть в том, как вся пресса и указала с готовностью, что НАТО внесло в свои кодовые книги изделие, существование которого Запад до сих пор официально так и не признал. То есть – той самой крылатой ракеты практически неограниченной дальности полёта, которая движется при помощи ядерной энергетической установки. И даже публикация российским Министерством обороны видеоролика с испытаниями «Буревестника» никакой особенной реакции на Западе не вызвала. Хотя, вроде бы, должна была. Всё же это крылатая ракета, неуязвимая для всех существующих и перспективных систем противоракетной обороны.

Гордо реет «Буревестник», чёрной молнии подобный

Российская крылатая ракета неограниченной дальности с ядерным двигателем — так примерно охарактеризовал «Буревестник» 1 марта этого года президент России Владимир Путин. Правда, имени у этой ракеты тогда ещё не было – где-то через месяц опрос по России вывел на первое место слово «Буревестник».

То, что на эту ракету у Запада нет внятного ответа даже в перспективе, было понятно сразу. Достаточно представить, что в угрожаемый период в воздух поднимается всего пара дюжин таких устройств и далее просто тихо себе барражирует, имея неограниченный радиус действия и неограниченное время полёта. Куда более занятно для аналитиков было понять, на каком, собственно, принципе, движется такая ракета. Это что, русские ядерный реактор засунули в фюзеляж диаметром в 70 сантиметров? Что это за реактор такой? А мощность его какова в таком размере? А какое в нём топливо, учитывая, что всякие ураново-плутониевые его виды всем прекрасно известны и в данном варианте не проходят? А как он охлаждается? А что у него в качестве теплоносителя? А в качестве рабочего тела двигателя? А какой след от выхлопа остаётся – радиоактивный или как?

В общем, чесали в затылках эксперты. А Владимир Путин ещё и подсыпал уголька в огонь, сказав, что у нас есть реактор, который в 100 раз меньше, нежели у современных подводных лодок.

Позднее, с помощью своих источников в научной сфере, удалось непротиворечиво предположить, на каких принципах всё это может работать.

Скорее всего, речь идёт о каком-то виде электроплазменного двигателя, запитываемого от компактной ядерной силовой установки. Та, в свою очередь, запитывается от компактной ядерной «батарейки» – специального топливного элемента.

5703387_original

У плазменного двигателя выброс струи принципиально не радиоактивный. В случае с «Буревестником», как предполагают некоторые эксперты, в качестве рабочего тела может выступать чуть ли не сам атмосферный воздух. Он засасывается в специальные отверстия, разогревается до состояния плазмы и отбрасывается, разгоняя ракету сильнее, нежели самый лучший жидкостный ракетный двигатель. На порядок сильнее.

Понятно, что с такой установкой «Буревестник» может вволю резвиться возле территории потенциального агрессора, ненавязчиво намекая ему на его бессилие перед неотвратимостью возмездия. Особенно хорошо это будет выглядеть, когда ракета будет мирно крутиться над собственной территорией. Над Калининградской областью, например.

В Министерстве обороны по этому поводу высказывались лаконично: в настоящее время создание крылатой ракеты неограниченной дальности осуществляется в плановом порядке. Совершенствуется, разрабатывается, оснащается, испытывается. Кто этого не признаёт – сам себе страус, исследующий песок под ногами…

Разве это имя не защищено авторским правом?

Такой вопрос прозвучал среди голосов тех, кто обсуждал новость от Анкита Панды на его страничке. Один среди пары дюжин и забавных, и озабоченных откликов.

«Что, «skyfall» продолжает падать с неба? И разве это имя не защищено авторским правом?» – спрашивает один. «Нет! Это добросовестное использование!» – отвечает другой.

«Я всё ещё довольно скептически отношусь ко всей этой «ядерной» крылатой ракете. Неужели мы должны верить, что Россия волшебным образом решила проблемы, с которыми мы столкнулись с проектом «Плутон», и эта ракета не собирается лить тонны грязных отходов, когда летит?» – сомневается третий. «Не уверен, что они заботятся об этом… плюс она постоянно падает, так что я думаю, что они слишком заняты, пытаясь заставить её летать правильно», — высокомерно страусничает четвёртый.

А пятый пытается разобраться с выбором кода: «Какие переговоры ведутся для определения того, получит ли оружие «крутой» обозначитель или «некрутой» обозначитель? (Смотрю на тебя, «Fishbed»). «Как поверхностное оружие, оно получает S-имя, — поясняет какой-то знаток. — Должно быть 2 слога, потому что оно сверхзвуковое. Индикаторы «x» все еще тестируются. Хотя, интересно, поскольку это ядерная энергия, должны ли они идти с SSCN?» (SSC — крылатые ракеты наземного базирования, под N вроде бы должно идти Naval – морского базирования, но, возможно, имеется в виду nuclear – ядерная).

Мудрые, впрочем, спрашивают по делу: «Анкит, можешь предоставить источник?». В ответ им – молчание.