{headers}
Главная > Аналитика > Стратегия упреждения угроз
Стратегия упреждения угроз5-03-2019, 16:00. |
Российское военно-политическое руководство действует в строгом соответствии с фундаментальной парадигмой, гласящей, что Россия может существовать только как полностью суверенное государство и никак иначеДоклад начальника Генерального штаба (ГШ) ВС РФ Валерия Герасимова о векторах развития военной стратегии на конференции в Академии военных наук, в том виде, в котором он стал доступен в открытых источниках, вызывает особый интерес в той части, где говорится о характере современных и будущих военно-политических угроз безопасности России и способах противодействия таковым. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что, пожалуй, впервые на таком высоком военном уровне в перечень потенциальных угроз российскому государству включена внутренняя подрывная деятельность, ведущаяся в интересах вероятного противника.
Начальник ГШ, по роду своей деятельности, занимается вопросами обеспечения военно-политической безопасности собственной страны. Поэтому данный пассаж доклада невозможно воспринимать иначе, как касающийся именно интересов России. Признание на официальном уровне того факта, что так называемая «пятая колонна» реально существует и может быть задействована в особый период для дестабилизации обстановки в РФ, само по себе является безусловно позитивным фактом. Ибо нет ничего хуже непризнания угрозы, которая реально существует, а значит и непринятия своевременных эффективных мер для ее нейтрализации. В этой связи заслуживает внимания то место в докладе Валерия Герасимова, где он достаточно пространно и определенно говорит об информационной войне, как о новом формате боевых действий:
Таким образом, можно констатировать, что своего рода «дорожная карта», позволяющая в полной мере оценить масштабность угроз подрывного и информационного характера, а также возможные меры противодействия таковым, в российском оборонном сознании уже четко сформулирована. И, следовательно, можно ожидать разработки комплекса практических мер по минимизации этих угрожающих факторов. Еще одним принципиально важным моментом в докладе НГШ был совершенно четкий акцент на опережение потенциального противника, как в части развития передовой военной теории, так и в смысле упреждающих действий, способных разрушить его планы по созданию неприемлемых угроз безопасности РФ.
Таким образом, Валерий Герасимов дал понять, что предупреждение Президента РФ, озвученное в ходе его недавнего послания Федеральному собранию, о неминуемости ответного удара по «центрам принятия решений» принято у исполнению Генеральным штабом ВС РФ и соответствующие цели уже являются предметом практического военного планирования. Кроме того, генерал армии без обиняков предупредил правительства стран Восточной Европы, которые уже разместили на своей территории пусковые установки для американских ракет средней дальности, или планируют это сделать, о возможности нанесения по этим установкам упреждающего удара. То есть фактически о том, что эти страны смертельно рискуют, принимая у себя такие системы оружия, которые Российская Федерация может уничтожить в любое время, когда сочтет это необходимым. Однако «упреждающая нейтрализация угроз безопасности государства», о чем говорил Валерий Герасимов применительно в ситуации с ракетами средней дальности в Европе, является, очевидно, универсальным принципом современной российской военной стратегии. И в этом смысле касается и тех потенциальных угроз, о которых в общедоступной версии доклада не говорится. Среди таких прямых угроз безопасности РФ, находящихся либо в стадии своего формирования, либо реальной перспективы на обозримое будущее, является, безусловно, развитие ситуации на Украине. Здесь следует выделить следующие базовые форматы таких угроз, которые по логике их «упреждающей нейтрализации» подлежат безусловному учету в военно-стратегическом планировании РФ:
Указанные выше угрозы, наверняка учитываются Генеральным штабом РФ и просчитываются на предмет их упреждающей нейтрализации. Во всяком случае, именно этого требует системный подход к работе по курированию экзистенциальных угроз безопасности РФ. Косвенным указанием на то, что такая работа органами военно-стратегического планирования ведется, является следующий пассаж из доклада НГШ ВС РФ:
Среди проблемных вопросов, выделенных в выступлении Валерия Герасимова и явно нуждающихся в дальнейшем осмыслении и проработке, следует отметить вопрос о мобилизационной готовности промышленности к выпуску оборонной продукции в военное время.
В действительности это как раз то, что можно назвать проблемой проблем подготовки страны к ведению крупномасштабной современной войны с сильным противником. По сути дела, начальник Генштаба открыто признал, что в военное время, в условиях огневого воздействия противника, сохранение сложных технологических цепочек необходимых для продолжения выпуска сложной военной техники, может стать непосильной задачей. В качестве выхода, он предлагает все необходимое для войны выпускать и накапливать уже в мирное время. Частично так сейчас и делается. Но таким способом полностью подготовить страну к войне в принципе невозможно. Ибо для этого её надо уже в мирное время перевести на военные рельсы, чего не выдержит никакая экономика. Получается замкнутый круг, из которого нет выхода? Не совсем так! Если в военное время будет трудно, или вообще невозможно, производить сложную военную технику, то может быть стоит заранее подумать о создании менее сложных образцов вооружений, не требующих слишком большой промышленной инфраструктуры? Например, тех же легких самолетов-штурмовиков на современной технологической базе, которые можно будет собирать из уже готовых, недорогих машинокомплектов практически в любом месте. Об этом ваш покорный слуга уже неоднократно писал. И сегодня, по прочтении доклада генерала армии Герасимова, лишний раз убедился, что подобные озабоченности отнюдь не высосаны из пальца, коль скоро они циркулируют на уровне Генерального штаба. Юрий Селиванов Вернуться назад |