{headers} Полит Информ > Версия для печати > Что-то пошло не так: мобильные ракетные комплексы США
Главная > Аналитика > Что-то пошло не так: мобильные ракетные комплексы США

Что-то пошло не так: мобильные ракетные комплексы США


18-04-2019, 07:30.

Вопросу защищенности ядерного вооружения в Советском Союзе уделяли большее внимание, чем в Америке. Последнюю защищала эффективная система противовоздушной обороны «NORAD», а создаваемые МБР являлись чересчур неточными. Они могли легко попасть по крупному населенному пункту, но не по ракетной шахте. Ракеты средней дальности достичь Америки не могли, хотя отличались высокой точностью. Ракеты НАТО, запущенные, например, с базы в Германии легко могли сильно повредить либо вовсе разрушить ракетную шахту Советского Союза. В 1960-х годах в США изучали вопрос установки на поезд межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмэн», но посчитали такой проект бесполезным.



Решили сделать ставку на мобильность. Перемещающиеся ракетные комплексы необходимо сначала обнаружить и выловить, а уже затем попытаться уничтожить. Тогда в Советском Союзе начались работы над созданием мобильного грунтового ракетного комплекса (ПГРК).



Какое-то время в США думали только о том, как уничтожить отечественные ПГРК, даже не планируя создавать собственные. Однако к 1975 г. положение изменилось. Увеличивалась точность межконтинентальных баллистических ракет и ракет субмарин. МБР могли легко попасть в ракетную шахту. В Соединенных Штатах это отразилось на соперничестве авиации и ВМФ. Флот, уступив 1-ю стадию ядерной эпохи бомбардировщикам, перегнал их уже с субмаринами, которые обладали отличной защитой от удара потенциального врага. Теперь была очередь авиации, и в этот момент американцы проявили искренний интерес к ПГРК. Их начали создавать в рамках проекта ракеты MX (позднее ее прозвали «Миротворцем»).

Передвижной миротворец



Предлагалось свыше полусотни версий: от расположения на дирижаблях и глубоководных ракетных базах до шахт в высотных зданиях и камуфлировании ракет под грузовые машины. Уделили внимание и передвижным ракетным комплексам. Сначала конструкторы и военнослужащие из США тщательно рассмотрели русский опыт. Несмотря на то, что в целом ПГРК были привлекательными, советский вариант обладал множеством недостатков. В итоге было принято решение создать собственные комплексы. За разработку ПГРК взялись 2 компании – «Boeing» и «Белл». В первой создали довольно стандартный автомобиль. Многоосные колеса, поднимаемый транспортно-пусковой отсек для ракеты. Основное отличие от отечественной версии состояло в строении – в поперечном разрезе американская модель являлась по форме трапецией. Такой выбор был обусловлен большей устойчивостью к взрывной волне атомной бомбы. Смещенный центр тяжести был призван повысить стойкость. Контейнер с ракетой покрыли броней для защиты от пуль.



Разработка «Белл» являлась куда более любопытной и безрассудной. Ракеты должны были размещаться не на обычной «машине», а на защищенной броней пусковой установке на воздушной подушке. Данная установка выглядела как колоссальная усеченная пирамида из толстой брони в несколько слоев, равной стандартной стали толщиной в 100 см. В результате, по заявлениям конструкторов «Белла», установка была способна сохраниться всего в 200 м от эпицентра взрыва атомной бомбы. Благодаря турбореактивным моторам скорость ее перемещения достигала 90 км/ч. Вдобавок она обладала прыжковыми ракетными моторами для преодоления преград. В защите установка полагалась как на броню, так и на выдвижные системы ПВО «Вулкан Фаланкс» и скромный резерв ракет противоракетной обороны. Вся конструкция являлась полностью самостоятельной.

 

ПГРК МХ от «Боинг»



Несмотря на все возможности установки, ее забраковали практически сразу, а вот ПГРК «Boeing» вызвал интерес. Однако он оказался чересчур дорогостоящим и громоздким. В результате Пентагон отдал предпочтение укрепленным шахтам и размещению боеголовок на железнодорожных составах. Однако на этом история передвижных комплексов в США отнюдь не закончилась. В 1983 г. для устранения слабых сторон наземных ракет начались 2 программы: малая межконтинентальная баллистическая ракета «Midgetman» и ПГРК к ней «Тяжелая передвижная пусковая установка». Пентагон выдвигал к пусковой установке жесткие требования: наличие предельной защищенности, мобильность и быстрота подготовки к запуску.

Шустрый карлик



Для получения высокой мобильности предпочтение сразу было отдано проекту седельного тягача с полуподвижным прицепом. В работе над созданием новых комплексов принимало участие 2 соперничающих команды. «Боинг» и «Гудьир Аэроспейс» соревновались с «Катерпилларом» и «Мартин Мариэттой». В 1985 г. экспериментальные модели привезли на испытательную площадку. Победу одержала первая из 2-х вышеупомянутых команд. К 1986 г. для проверки были представлены предсерийные модели передвижной пусковой установки. Тягач уже завершал испытания, а сама МБР слегка запаздывала. Дело в том, что ракета нажила себе могущественных врагов из американского ВМФ. На их взгляд, после появления субмарин с баллистическими зарядами не требуется создавать сухопутные ядерные силы. Да и в авиационных надобность уже отпала. Лучше потратить деньги на создание большего количества подводных лодок. Правительство же планировало принести МБР «Midgetman» в жертву в рамках предстоящего договора СНВ-1 с Советским Союзом. Так и произошло. В 1989 г. финансирование деятельности по созданию ракеты приостановили, а в 1991 г. все работы и вовсе прекратили.



Вернуться назад