{headers} Полит Информ > Версия для печати > Остановить вал скачиваний цифрового контента кажется невозможно
Главная > Экономика и финансы > Остановить вал скачиваний цифрового контента кажется невозможно

Остановить вал скачиваний цифрового контента кажется невозможно


12-12-2014, 16:44.

Борьба с нелегальным скачиванием и распространением чужой интеллектуальной собственности и произведений искусства в последние месяцы обострилась: ни писатели, ни режиссеры, ни музыканты не хотят работать исключительно «за спасибо», однако остановить вал скачиваний цифрового контента кажется невозможно

 Однако существует достаточно простое решение, которое смогло бы обеспечить доставку до потребителей полностью легального контента наилучшего качества, и при этом не потребует от них дополнительных усилий по его приобретению. В свою очередь, и правообладатели смогут получить достойное вознаграждение за свой труд. Это глобальная лицензия, концепция которой предполагает, что пользователи смогут оплачивать возможность обмена легальным цифровым контентом сразу «в пакете» с покупкой доступа к Интернету. Заключая договор с операторами связи, пользователи смогут давать информированное согласие на заключение лицензионного договора о предоставлении им за определенную плату права свободно распространять, обмениваться, скачивать произведения литературы, а также фонограммы и аудиовизуальные произведения. В свою очередь, оператор связи будет перечислять указанную сумму за каждого абонента в пользу аккредитованной организации – для распределения и выплаты средств правообладателям.

Сумма оплаты для абонента будет при этом совершенно незначительной даже в сравнении с тарифами на простой доступ к сети. На сегодняшний день речь идет, например, об установлении сбора в размере 5-10% от тарифа: в этом случае стоимость глобальной лицензии для одной точки доступа составит не более 25 рублей в месяц. Именно эта сумма была предложена рабочей группой к рассмотрению органам государственной власти как основа для дальнейшего обсуждения. Для рынка цифрового контента это дополнительные 800 млн долларов поступлений в виде лицензионных отчислений в год. Учитывая, что сейчас эта сумма составляет менее 180 млн долларов, становится понятен масштаб недополученных правообладателями «цифровых» доходов.

Сергей Федотов, генеральный директор РАО, так комментирует ситуацию: «Мы предлагаем некую модель, которая упростит жизнь всем. Те, кто предоставляет возможность скачивания того или иного контента, будут продавать уже не права, а свой сервис, удобство доступа, хранения данных и скачивания. Это хорошо и для потребителей - за тот же самый контент они будут платить в разы меньше. Расширятся разнообразие доступного контента — за счет легального взаимообмена контентом потребители получат доступ к тем медиаресурсам, за которые раньше надо было платить по отдельности различным посредникам. Для правообладателей же это означает, что они будут получать вознаграждение практически за каждое использование принадлежащих им произведений. При этом у правообладателя всегда есть два пути. Первый – это воспользоваться нашим предложением, то есть войти в систему глобального лицензирования и получать оттуда деньги. Второй вариант – правообладатель может изъять свои права и осуществлять управление правами самостоятельно. Однако, мы полагаем, что для правообладателя выгоднее модель глобального лицензирования, так как он заработает существенно больше. Одними только запретительными мерами в интернете очень сложно действовать». Глобальная лицензия будет означать и несомненную выгоду для государства. «Мы развиваем творческий сектор экономики, и, что немаловажно, вся эта история исключительно прозрачно налогооблагаемая. Все платят налоги: компании-правообладатели — с прибыли, которая растет, авторы с доходов. Вся эта система приносит деньги в бюджет и способствует развитию разных индустрий. Это будет означать и меньшую потребность в поддержке со стороны государства, например, отечественных кинопроизводителей, потому что у них появится больше собственных возможностей. Конечно же, это означает и дополнительные средства для развития музыкального и издательского бизнеса», - продолжает Сергей Федотов.

Интересно, что еще в 2011 году в статье «Is The Sky Falling On The Content Industries?» профессор Стэнфордского университета Марк Лемли, один из самых авторитетных современных американских юристов, написал: «Печатный пресс, фотография, механическое пианино, граммофон, радио, кабельное телевидение, фотокопирование, пластинки, аудиокассеты, компакт-диски, видеозапись, DVD-плеер, MP3-плеер, цифровые носители, интернет-радио, пиринговые сети и т.д. в свое время пытались объявить вне закона, клеймя «бостонскими душителями» креативной индустрии. Итог же неизменно был один: отстоявшие свое право на жизнь новинки увеличивали оборот, умножали прибыль правообладателей и авторов, повышали доступность культурного богатства для потребителей. Но одно негативное последствие, действительно, наступало: те профессиональные торговцы (спекулянты) творческим продуктом, которые держались за старые бизнес-модели и сопротивлялись прогрессу, были вытеснены более адаптированными предпринимателями. Появление новых технологий, меняющих бизнес-модели, правила распространения и потребления творческих результатов, выгодно всем участникам рынка, за исключением тех, кто в тщетной попытке сохранить свою часть пирога, старается затормозить прогресс и мумифицировать рынок».

В точном соответствии с прогнозом Марка Лэмли, против концепции глобального лицензирования высказались некоторые телекоммуникационные компании и даже отдельные Интернет-сервисы. Однако наиболее громко последнее время звучали доводы относительно негативного эффекта предлагаемой модели для кинопрокатной индустрии. Сергей Федотов решительно опровергает эти опасения: «Глобальное лицензирование не отразится на доходах кинотеатров, хотя и предоставит кинопроизводителям возможность получать существенные доходы от цифровых продаж после окончания проката их картин. В отношении релизных фильмов кинокомпании при необходимости смогут регулировать сроки их свободного появления в интернете, своевременно исключив такие фильмы из-под действия глобальной лицензии на период проката. После завершения проката можно будет точно так же вернуть изъятые фильмы в систему глобального лицензирования».

Поддерживают идею генеральной лицензии и производители отечественной кинопродукции. «Наши фильмы - «Любовь в большом городе 1-2-3», «Служебный роман. Наше время», «Гитлер Капут» - по результатам сборов в кинотеатрах вошли в ТОП-10 российских кинолент соответствующего года. ‎Однако, как и все правообладатели, мы считаем, что доходы от их цифровой дистрибуции явно могли бы быть намного выше. Я полагаю, что в отличие от «традиционного» способа выдачи лицензий владельцам сайтов, глобальные лицензии могут стать более эффективным путем монетизации контента в Интернете», ‎ - утверждает генеральный директор кинокомпании «Леополис» Сергей Бобза.

Музыкальный бизнес, испытывающий в последнее десятилетие массу проблем из-за интернет-пиратства, также выступает за идею генеральной лицензии. «Как представитель компании, которая занимается изданием и продажей музыки, я считаю, что глобальные лицензии, безусловно, принесут огромную пользу и цифровым продажам музыки в нашей стране, и правообладателям. А как пользователь интернет-сети, я думаю, что введение механизма глобального лицензирования сократит ежегодные расходы пользователя на контент. Ведь если сегодня я трачу на покупку книг, музыки и кинофильмов в Интернете несколько сотен рублей в месяц, то впредь мои расходы не будут превышать сегодняшней стоимости одного кинофильма», - говорит Карина Абрамян, PR-директор ФГУП «Фирма Мелодия».

По мнению экспертов рынка, глобальное лицензирование кардинально изменит содержание деятельности участников творческой индустрии. На смену ведению бесконечных торгов с информационными посредниками или бесплодным попыткам угнаться за «пиратами» придет возможность сосредоточиться на творческом процессе, а конкурентная борьба перейдет в сферу поиска новых маркетинговых ходов и инструментов. Кроме того, концепция глобального лицензирования позволит производителям контента без участия посредников получать вознаграждение за использование принадлежащих им авторских и смежных прав, а пользователям – свободно и легально обмениваться контентом. Кстати, немаловажно, что распределение и выплата лицензионного вознаграждения будут осуществляться аккредитованной организацией на основании данных о фактическом использовании объектов авторских и смежных прав.

В связи с идеей о генеральном лицензировании, безусловно, встает вопрос и о предлагаемом РСП механизме мониторинга. Кому-то показалось, что он избыточен. Как следует из концепции в рамках глобального лицензирования распределение и выплата вознаграждения правообладателям будут осуществляться на основании данных о фактическом использовании соответствующих объектов прав. Такие данные будут формироваться путем сопоставления результатов мониторинга медиа-трафика с базой данных «цифровых отпечатков» (реестром) аккредитованной организации. Однако при этом предлагается сначала выделить медиа-трафик (еще на уровне оператора связи) из общего потока данных и только потом проводить анализ и подсчет медиафайлов. Так становится понятным, что подобный подход не дает собирающей лицензионное вознаграждение организации возможность контроля личной информации или идентификации личности пользователей.

Что выигрывает конечный потребитель? Помимо более доступной цены за использование легального контента, все участники нового бизнес-процесса становятся участниками законной и прозрачной купли-продажи объектов авторских прав, при этом не затрачивая никаких дополнительных усилий. Авторы и исполнители наконец-то получают достойное вознаграждение за свои труды. Собственно, именно ради этого Российский союз правообладателей и ведет свою непростую и пока еще неравную борьбу. Однако ряд ведомств уже выступил на стороне инициаторов введения глобальной лицензии. Будем надеяться, что уже скоро здравый смысл возобладает над скупостью. 



Вернуться назад