Главная > Новости культуры > Музей имени Пушкина представляет выставку работ Пауля Клее

Музей имени Пушкина представляет выставку работ Пауля Клее


16-12-2014, 15:55.

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку работ Пауля Клее «Ни дня без линии». Этой строкой из Плиния Старшего художник подписал один из рисунков. Но не может быть подозрения в том, что мастер придавал значение численности работ. Он сложен, как немногие другие художники ХХ века. У Арсения Тарковского есть небольшое стихотворение – «Жил да был художник Пауль Клее….» и в нём строчки: «Он хотел, чтоб линии и пятна, Как кузнечики в июльском звоне, Говорили слитно и понятно». Но чтобы понять работу Пауля Клее, любую из его работ, надо ещё потрудиться. И может даже ничего не получится. И он предупреждал. Даже на его надгробии высечена его фраза: «Посюсторонне меня не постичь». Выставка – это одно из событий, посвящённых 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией.

«Ни дня без линии» – в качестве названия выставки в Пушкинском выбрали девиз самого художника Клее, которому он оставался верен всю жизнь. Он действительно очень много работал, искал, эволюционировал, открывал. Сохранилось около 9 000 работ Клее, в экспозиции ГМИИ представлено 150 произведений из швейцарских фондов и музеев. И это не только живопись и графика, но и уникальные артефакты – композиции-гербарии, инструменты и фотографии из мастерских художника, марионетки, созданные им для домашнего кукольного театра.

Этих марионеток Клее создал, когда у него родился сын. Художник часто разыгрывал для него спектакли, и такие домашние представления явно повлияли на выбор профессии – сын Феликс стал театральным режиссёром. А Клее продолжал играть в куклы – их у него было около полусотни. Кукольный театр был чем- то вроде медитации, своеобразным способом познания себя, мира и людей. Ещё Клее очень любил составлять гербарии, искусствоведы даже склонны называть их полноценными абстрактными работами художника.

«Составление гербариев помогло найти ему свой путь в абстрактном искусстве и стать теоретиком искусства в Баухаусе. Он утверждал, что произведение искусства вырастает подобно растению из точки, линии, из самых простых элементарных частиц», – поясняет куратор выставки Алексей Петухов.

Гербарий, в качестве примера, Клее использовал и во время занятий со студентами. На протяжении 10 лет художник преподавал в Баухаусе теорию формы. Дизайнерам и архитекторам он советовал чаще наблюдать за жизнью. Клее был уверен: анализ процесса роста в природе обязательно подскажет творческим людям верное решение, нужную форму.

«Педагогический опыт Клее давался не просто, – рассказывает куратор выставки Фабьенн Эггльхёфер. – У него не было специального образования, он не очень комфортно чувствовал себя перед аудиторией. Свою первую лекцию он вспоминал с улыбкой – тогда подготовился досконально, написал заумную лекцию и просто прочел её от и до. Потом, конечно, методика поменялась. Он, как и в своем искусстве предпочитал создавать свои правила, двигаться свободно. Студентам его стиль нравился и был понятен».

Вся жизнь Клее – это поиск, он обращался к самым разным течениям, но, прежде всего экспериментировал в границах фигуративного и абстрактного искусства. Большое влияние на него оказали художники Василий Кандинский и Франц Марк. Робер Делоне познакомил его с системой симультанного цветового контраста. А после путешествия в Тунис, Клее почувствовал себя, наконец, художником и восторженно заявил, что цвет овладел им навсегда и теперь он и цвет едины.

«Он понял, что самое главное, что существует в жизни художника – это избавление от штампов, от любых учёб с точки зрения классического. Наоборот, надо найти в себе ребенка, самого наивного, чистого, который не озадачен ничем, кроме понимания красоты мира, счастья», – отмечает директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Эта выставка построена по хронологическому принципу, в ней семь разделов, и каждый рассказывает об одном из важных этапов в жизни Клее. Экспозиция закольцована: открывается его детскими и юношескими рисунками, а в последнем разделе, названном «Глазами ребенка», представлено позднее творчество. В нём «внутренний ребенок» Клее, окончательно вырывается наружу и одерживает верх. Искусство художника теперь непосредственное, абсолютно свободное от каких либо условностей. Правда, для самого Клее это были самые тяжелые годы жизни – в 35-м у него обнаружили редкое заболевание, но он не остановился – наоборот, стал работать еще больше. В письмах сыну писал: «Производительность наращивает темпы, я не поспеваю за этими детьми, они вырываются на свободу». За один только1939 год, уже на пороге смерти, Клее создал 1250 произведений. 

 



Вернуться назад