{headers} Полит Информ > Версия для печати > Вопросы пенсионного обеспечения. Возможно ли значительно увеличить пенсии в России?
Главная > Точка зрения > Вопросы пенсионного обеспечения. Возможно ли значительно увеличить пенсии в России?

Вопросы пенсионного обеспечения. Возможно ли значительно увеличить пенсии в России?


6-11-2019, 10:00.

В последнее время, особенно в связи с проведенной пенсионной реформой, резко увеличилась критика правительства России с малым размером государственных пенсий по старости. Постоянно выходят различные статьи, требования, лозунги и т.д. Давайте попробуем разобраться, как обстоят дела на самом деле и посмотрим, что может сделать правительство, чтобы увеличить размер пенсионного содержания, которое на данный момент (2019 год) в среднем составляет 15 000 рублей в месяц в целом по стране, а в 2018 году составляло 14 200 рублей в месяц. Насколько вообще реально поднять размер средней пенсии в нынешних условиях. Говоря по-другому – где взять деньги для увеличения пенсий?

Для этого необходимо понять, где сейчас государство берет деньги на выплату пенсий по старости. В России ответственный за начисление и выплату пенсий по старости – Пенсионный фонд Российской Федерации. Давайте посмотрим, какие доходы и от чего поступают в бюджет Пенсионного фонда. Приведу данные с сайта Пенсионного фонда: http://www.pfrf.ru/about/isp_dir/budget_reporting/

 

Сопоставление показателей, утвержденных законом о бюджете и показателей исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год

Таблица 1.

 

Наименование показателя

Утверждено Федеральным законом от 5 декабря 2017 г.      № 363-ФЗ 

(в ред. Федерального закона   от 3 июля 2018 г.  № 187-ФЗ)

Кассовое исполнение
за 2018 год

 
 

 

 

 

 

ДОХОДЫ, ВСЕГО

8 266 546 909,5

8 269 641 403,9

 

в том числе:

 

 

 

     -  за счет межбюджетных трансфертов, получаемых:

 

 

 

из федерального бюджета

3 277 559 691,9

3 229 324 826,2

 

из бюджетов субъектов Российской Федерации

3 323 300,0

2 997 470,9

 

Доходы в части, не связанной с формированием средств  для  финансирования накопительной пенсии

8 169 244 219,0

8 191 850 180,0

 

РАСХОДЫ, ВСЕГО

8 532 090 810,8

8 428 691 846,3

 

из них:

 

 

 

в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии

8 328 214 219,0

8 240 731 895,8

 

Справочно:  расходы на исполнение публичных нормативных обязательств

8 214 249 787,3

8 133 872 109,0

 

ОБЪЕМ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ПФР,  всего

-265 543 901,3

-159 050 442,4

 

 

Из таблицы выше видно, что налоговые поступления в фонд тогда будут составлять сумму – 5 037 319 106 800 рублей, что составляет только 61% от потребностей Фонда на 2018 год. Остальные почти 40% потребностей Фонда вынужден закрывать Федеральный бюджет РФ.

Напомню, что основными плательщиками в Пенсионный фонд РФ являются не граждане, а работодатели (юридические лица) – предприятия, организации и учреждения, которые платят 22% от фонда начисленной заработной платы. Ими за 2018 год уплачено 4 триллиона 963 миллиарда рублей, то есть они сформировали 98,5% всех поступивших страховых взносов (налогов) в Пенсионный фонд. На остальных плательщиков – индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан пришлось всего 1,5% поступлений в Фонд. Но и этих средств не хватает на выплату всех пенсий, средний размер которых в России, по данным статистики составил – 14 200 рублей в месяц или получается 170 400 рублей в год на одного пенсионера.

Необходимые для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда 3 триллиона 229 миллиардов рублей в 2018 году были перечислены из Федерального бюджета. Напомню, что весь Федеральный бюджет 2018 года по доходам составил – 19 триллионов 454 миллиарда рублей. То есть Федеральный бюджет в 2018 году передал Пенсионному фонду 16,5% своей доходной части. На мой взгляд, это не очень маленькая часть доходов, составляющая фактически 1/6 всех доходов Федерального бюджета.

 

 Подробную расшифровку доходов и расходов можно посмотреть в ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год» по ссылке: http://docs.cntd.ru/document/563477554

 

В таблице ниже посмотрим, на какие цели Пенсионный фонд тратит собранные деньги:

Таблица 2.

 

Вид расходов

Сумма в тысячах рублей

Процент от общей суммы расходов за год

1.

Содержание структуры (персонала) Пенсионного фонда, обеспечение его технической деятельности, выплата заработной платы, командировочные расходы и т.д.

115 498 290,3

0,013%

2.

Выплата пенсий по старости всем категориям граждан и иные социальные расходы

7 346 368 766,0

87,1%

3.

Иные  расходы фонда в том числе выплаты материнского капитала, инвестирование накопительной части трудовой пенсии, доставка и перевод пенсий и т.д.

966 824 790,0

12,887%

 

Итого

8 428 691 846,3

100,00

 

Из вышеприведенных данных видно, что на свое обеспечение Пенсионный фонд тратит совсем малую часть своих доходов. Практически все доходы он тратит на пенсионные и иные социальные выплаты.

 

Честно говоря, я тоже считаю, что 14200 рублей это мало для жизни. Давайте посмотрим здраво, что получится если мы пойдем на поводу у популистов всех мастей – Навального неоднократного пойманного на лжи, Соболь просто идиотки, пламенного коммуниста Грудинина который хранит большие деньги в швейцарских банках и продает землю в тихушку от акционеров  и других борцов за счастье народное, поднимем пенсии сразу в 2 раза, то есть до 28 400 рублей в среднем на одного пенсионера.

 

Исходя из данных таблицы 2. Для реализации такого сценария нам потребовалось бы в 2018 году сумма 14 триллионов 692 миллиарда рублей (7 346 368 766 * 2). Сам Пенсионный фонд, как мы помним, мог собрать в 2018 году только чуть больше 5 триллионов рублей, а совокупные расходы фонда тогда составили бы 15 триллионов 774 миллиарда рублей. То есть в этом случае из Федерального бюджета необходимо было передать Пенсионному фонду минимум 10 триллионов 700 миллиардов рублей или 55% всех доходов Федерального бюджета за 2018 год.

Это означает фактически на 50% урезание расходов по всем остальным статьям расходной части Федерального бюджета – армия, МВД, безопасность государства, медицина, образование, фундаментальная наука, развитие инфраструктуры, исследование и использование космического пространства, помощь регионам и иных федеральных целевых программ и т.д. Возможно ли такое в нынешней ситуации, да еще и на пороге мирового финансового кризиса?

Данный вариант я рассмотрел без учета повышения налоговой нагрузки на нашу экономику. Налоговая нагрузка сейчас составляет по различным оценкам от 38% до 40% на предприятия и экономику в целом. Это оптимальное значение и дальнейшее повышение налогов уже практически невозможно без серьезного риска «завалить» налогоплательщиков. 

Я тоже за достойные пенсии, но я реалист и понимаю, что повышать их практически не из чего. Какие могут быть еще варианты? Напечатать недостающие 7,4 триллиона и раздать пенсионерам? И получим инфляцию от 10% и более в год. Смысл такого повышения? Взять и раскулачить всех олигархов? Так на один, максимум два года, хватит повысить пенсии в два раза, а потом еще 50 лет будем возвращаться к уровню 2018 года. Как в СССР все сравнивали с 1913 годом.

 

Единственным путем улучшения материального положения пенсионеров возможен только рост ВВП и увеличение фонда оплаты труда и следовательно - увеличение суммы налоговых отчислений. Достигается это только строительством нового производства (заводов) и повышением производительность труда. Также привлечение трудовых ресурсов из-за рубежа будет способствовать увеличению доли работающих граждан.



Вернуться назад