Главная > Экономика и финансы > Бесславный конец украинского «оплота»

Бесславный конец украинского «оплота»


9-11-2019, 17:00. Разместил: MGM

Почему бывший флагман советского танкостроения — харьковский завод имени Малышева оказался не способен обеспечить ВСУ новой бронетехникой

 

Главный «нелох» «Незалежной» Владимир Зеленский на днях посетил временно оккупированный Украиной Харьков. Как и подобает любому «президенту мира», он первым делом отправился на оставшийся в наследство от более развитой цивилизации танковый завод имени Малышева, где устроил разнос местным «свинарчукам», которые уже несколько лет не могут погасить долги по зарплате перед работниками предприятия, да и вовсе оставили украинскую армию без танков.

«Я в шоке, что касается статистики. Нам сказал директор завода, что с 2009 года один танк построили мы с вами, один танк для ВСУ», — сокрушался Зеленский, сетуя на то, что завод Малышева делает танки для Таиланда, но не для Украины.

При этом он даже привёл в качестве примера ненавистное советское время, когда ежегодно с конвейера ХЗТМ сходило порядка 900 боевых машин. А новый гендиректор «Укроборонпрома» литовский «варяг» Айварас Абромавичус озвучил поистине фантастические цифры задолженности предприятий концерна, которые составляют 10,5 миллиардов гривен, из которых 450 миллионов – долги по зарплате.

«Задолженность по зарплатам страшная — до 4 лет. Очень низкая заработная плата, на авиационном заводе — 3,5 тыс. гривен (примерно $140). Как может человек уважать себя и работать на государство? Зимой люди работали в помещении, где была температура 0 градусов. Мы же как к скоту к людям относимся, а потом хотим, чтобы они уважали власть, уважали Украину, чтобы они никуда не уезжали», — сетовал Зеленский.

Конечно, плач «Моники Ярославны Зелински» по украинской «оборонке» в целом и заводу Малышева в частности – это в некотором смысле метко брошенный камешек в огород его предшественника, который в последние месяцы своей каденции оказался вовлечённым в крупный коррупционный скандал, связанный с масштабными хищениями в «Укроборонпроме» и поставках неликвидных и контрабандных запчастей для украинской военной техники, в том числе из так называемой «страны-агрессора».

Однако ситуация вокруг ХЗТМ поистине уникальная. Харьковский завод имени В.А.Малышева (между прочим, человек, имя которого носит предприятие, был одним из сталинских наркомов, непосредственно причастным к созданию мощного оборонительного потенциала Страны Советов, а соответственно, подпадающим под пресловутый украинский закон о декоммунизации) наряду с нижнетагильским «Уралвагонзаводом» некогда слыл ключевым предприятием отечественной танковой промышленности. При нём ещё в 1927 году было создано конструкторское бюро, которое ныне носит имя выдающегося советского инженера-танкостроителя А.А.Морозова. Именно в Харьковском КБ в конце 1930-х годов был спроектирован легендарный танк Т-34, а также целая линейка советских танков послевоенного времени – Т-55, Т-64, Т-80УД и ставший символом оборонно-промышленного комплекса «незалежной» Украины танк «Оплот».

Незавидную участь главного украинского танка «Оплот», видимо, и имел ввиду Зеленский, когда жаловался на то, что за последнее десятилетие завод имени Малышева передал в ВСУ лишь один-единственный новый танк. Справедливости ради стоит отметить, что расконсервацию, ремонт и некоторую модернизацию танков более старых образцов харьковские предприятия производят вполне стабильно.

До линии фронта в Донбассе единственный танк «Оплот» так и не дошёл (во всяком случае, автору неизвестны достоверные эпизоды его боевого применения), а вот на международных танковых соревнованиях НАТО в прошлом году опозорился. Это при том, что «Оплот» – далеко не самая худшая боевая машина, которая по своим тактико-техническим характеристикам вполне сопоставима с основным российским танком Т-90, который был разработан уральскими конструкторами в конце 1980-х годов и принят на вооружение уже после распада Советского Союза.

Спроектировали «Оплот» в конце 1990-х годов на базе Т-80УД, от которого его отличала усовершенствованная система управления огнём и наличие панорамического прицела командира. В 2000 году на «день незалежности» новейший танк украинской разработки и производства торжественно презентовали общественности и громогласно объявили о скором поступлении первых десяти боевых машин на вооружение ВСУ. Однако внезапно оказалась, что у украинского министерства обороны попросту нет денег на оплату заказа, и в результате уже отгруженные «Оплоты» были возвращены на завод-производитель, где на них спешно стали искать покупателя. Известно, что четыре единицы из этой партии в 2003 году были проданы в США под старым обозначением Т-80УД. Эту сделку сложно назвать случайной, так как американцы всегда проявляли слишком неподдельный интерес ко всем разработкам советской военной техники.

Между тем, Украина стала активно продвигать и пиарить свой «Оплот» на всех международных площадках вооружений, надеясь заключить выгодные экспортные контракты, которые позволили бы выжить харьковскому заводу имени Малышева в условиях сложной экономической ситуации и перманентной политической турбулентности. Однако как ни старались диванные пропагандисты доказать, что «Оплот» способен «порвать любой танк в мире», покупателей на украинское изделие долгое время не находилось. Лишь в 2011 году удалось заключить контракт на поставку 49 машин в Таиланд. Первая партия танков отправилась в Юго-Восточную Азию в начале 2014 года. Затем в Киеве произошёл госпереворот. С большим трудом Украине к началу 2018 года удалось выполнить свои обязательства по тайскому контракту, произведя 49 боевых машин. К тому моменту в Бангкоке уже стали задумываться о том, чтобы потребовать от Украины неустойку и найти более ответственного экспортёра этого вида вооружений.

В 2009 году доработанный и усовершенствованный танк под обозначением Т-84У «Оплот» был принят на вооружение ВСУ. Тогда же был заключён контракт на поставку украинской армии десяти новейших танков на сумму в 295 миллионов гривен. По информации The Military Balance, в 2016 году в рядах ВСУ числились порядка десяти «Оплотов». В то же время замкомандующего сухопутными войсками ВС Украины по вопросам логистики генерал-майор Юрий Толочный в декабре 2017 года признал, что единственный состоящий на вооружении ВСУ танк «Оплот» числится в харьковском Институте танковых войск. Судя по всему, о нём и говорил Зеленский, когда произносил спич о единственном танке для ВСУ, построенном за последние десять лет.

В то же время, по меньшей мере четыре украинских танка «Оплот» в июне 2018 года принимали участие в международных танковых соревнованиях в Германии (западный аналог отечественного танкового биатлона). Конкурентами украинцев стали из США, Германии, Великобритании, Франции, Польши, Австрии и Швеции, выступавшие на танках М1 «Абрамс», «Леопард-2», «Челленджер» и «Леклерк». В результате украинская команда заняла самое последнее место. По опубликованному в украинских СМИ признанию одного из членов экипажей танка «Оплот» Романа Багаева, из четырёх боевых машин выстрелить смогла лишь одна, а на остальных в самый неподходящий момент вышла из строя аппаратура. Помимо этого, сказался крайне низкий уровень подготовки украинских танкистов, которых якобы лишь один раз пустили на тренажёры и один раз на полигон, где им удалось сделать только пять выстрелов, после чего хвалёный «Оплот» просто сломался.

Ещё одну «зраду» озвучил весной 2019 года директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец. По его словам, было принято решение отказаться от закупок танков «Оплот» для ВСУ. Причина оказалась банальна – отсутствие комплектующих, которые ранее поставлялись из России. Удивляться здесь нечему, так как ещё в советские времена различные детали для боевой техники производились на десятках предприятий, разбросанных по всем союзным республикам единой и великой страны. Несмотря на громкие популистские заявления украинских политиков, за 28 лет «незалежности» Украина так и не сумела организовать импортозамещение и по-прежнему зависит от «страны-агрессора» в поставках военного оборудования и комплектующих. Это подтвердил и недавний коррупционный скандал в «Укроборонпроме», разгоревшийся аккурат накануне президентских выборов и нанёсший сильный удар по электоральным позициям теперь уже бывшего президента Петра Порошенко.

Возобновит ли Зеленский производство танков «Оплот» или просто попиарится, как это делали все его предшественники, как это уже проделал он сам, посещая обанкротившиеся корабельные верфи в Николаеве – вопрос открытый.

В конечном итоге, танк «Оплот» из распиаренного символа украинской «оборонки» превратился в «лебединую песнь» некогда прославленного Харьковского конструкторского бюро Морозова и завода имени Малышева, а также в символ безграничной украинской глупости, жадности и позёрства. А некогда являвшаяся крупнейшим производителем и экспортёром боевой техники Украина стала приобретателем далеко не самых современных образцов западного оружейного «секонд-хенда», будь то допотопные бронеавтомобили Saxon или списанные ввиду исчерпания ресурса автомобили повышенной проходимости Humvee и катера береговой охраны Island. Впрочем, это вполне закономерный итог пребывания у власти русофобской колониальной администрации, которая своими действиями давно напоминает ликвидационную комиссию.

Дмитрий Павленко


Вернуться назад