{headers} Полит Информ > Версия для печати > 2018. «Космический бюджет» Земли.
Главная > Экономика и финансы > 2018. «Космический бюджет» Земли.

2018. «Космический бюджет» Земли.


28-06-2020, 13:00.
Вячеслав Ермолин, 25 июня 2020 года.
Кто и куда тратит деньги в глобальной космической индустрии.

Космический бюджет Земли можно разделить на две части части — коммерческая деятельность и государственные бюджеты. Коммерция в два раза больше и практически вся на обслуживании массовых технологий — навигация и передача данных (в основном телевидение).

Есть три сегмента общего бюджета — наземная инфраструктура космической индустрии, космические информационные услуги и государственные бюджеты по реализации космических программ.

2018. «Космический бюджет» Земли., изображение №1

Американская аналитическая компания Bryce опубликовала отчет о глобальном космическом бюджете за 2018 год. Делают анализ и отчеты для разных организаций по теме космоса и обороны, в том числе для NASA и FAA (ее инфографика и данные используются в ежегодных отчетах этих уважаемых организаций). Данные организации являются достаточно точными. Сделал перевод инфографики из отчета — глобальный космический бюджет с делением по различным параметрам (страны, сферы деятельности и т.д.). Сделал отдельно фрагмент с государственными бюджетами.

2018. «Космический бюджет» Земли., изображение №2

Подобное наглядное представление куда направлены основные усилия и средства приводят меня к очевидным выводам:

— Космическая деятельность удел немногих. Результат усилий, ресурсов и стремлений нескольких государств мира. Их шесть: США, Европа, Китай, Россия, Япония и Индия. Что совпадает (исключая Японию) с «центрами силы» современного мира. Эти страны используют государственные бюджеты для космической деятельности и обеспечения своих позиций (доминирование и экспансия). В массовом сознании это и есть «космос».

— США обладают подавляющим преимуществом. Как в использовании своих ресурсов (бюджеты, промышленность, персонал, проекты), так и в практических результатах космической деятельности. Сравнивать в стиле «а вот американцы…» наивно.

— Фактически есть четыре независимых субъекта: США (с Европой и Японией), Китай, Россия и Индия.

— Коммерческая деятельность сосредоточена исключительно на обслуживании массовых потребителей на Земле. Которые эту деятельность с «космосом» обычно не связывают — телевидение, навигация, карты и интернет.

 Хайповые и резонансные космические темы, связанные с наукой и пилотируемыми полетами составляют небольшую часть космических бюджетов. Это «космос» в массовом сознании.

— Запуски ракет, спутников и пилотируемых кораблей составляют небольшой процент общего бюджета. Причем без видимого роста на протяжении уже многих лет.

— компании «New Space»: SpaceX, Blue Origin и еще с десяток стартапов в космической индустрии, пока составляют ничтожную долю от «космического бюджета». Никакого «нового рынка» в космической сфере не появилось. Рынок на который нацелены эти компании — три сферы — фотоснимки ($2 млрд в год), интернет из космоса ($2 млрд в год) и пусковые услуги ($6 млрд в год). 10 млрд долларов или 3% «космического бюджета» Земли. И этот рынок, по большей части, обслуживается государственными бюджетами и компаниями «Old Space».

— перспектива развития рынка низкоорбитального интернета связана с большим риском. Она связана не с «освоением доли» традиционных космических поставщиков ШПД, а борьбой с наземными операторами и попыткой перераспределения рынка в свою пользу. Результат этой борьбы предсказать трудно. Лично я с большим сомнением отношусь к возможности среднесрочного успеха этих проектов. Если смотреть только по космическому сегменту, то стоимость проектов (в среднем до $10 млрд каждый) совершенно несоизмерима с емкостью рынка на сегодняшний день — несколько миллиардов долларов на всех.

Замечание:
— говорить о «космическом бюджете НАСА» ($18 млрд) в сравнении с другими не корректно — государственный «космический бюджет» США более $50 млрд.
— Bryce Space and Technology - аналитическая и консалтинговая фирма, которая сотрудничает с ведущими клиентами в области исследований и разработок для космоса и обороны. Осуществляет государственную поддержку программ и бизнес-консалтинг.

PDF файл с диаграммами

Аналогичная диаграмма за 2016 год из отчета NASA

Аналогичная диаграмма за 2016 год из отчета NASA

Детализация по госбюджетам за 2016 год.

Детализация по госбюджетам за 2016 год.



Вернуться назад