Главная > Политика > По примеру России? Зачем в Молдове собрались менять Конституцию

По примеру России? Зачем в Молдове собрались менять Конституцию


5-08-2020, 18:00. Разместил: MGM

Пока оппозиция «зализывает раны» после провального вотума недоверия кабмину, власть перехватывает инициативу — и уже анонсировала изменения в основном законе страны.

Владимир РОТАРЬ, RTA:

После неудачной спецоперации группы Канду-Шор под названием «вотум недоверия правительству Кику» и ухода парламента в отпуск политическая жизнь в стране немного успокоилась. Правящая коалиция и президент Игорь Додон пользуются этой передышкой, чтобы, наконец, выйти из режима глухой обороны и навязать собственную повестку. Один из таких громких сюжетов, призванных захватить аудиторию — изменения в конституции, инициированные лично главой государства.

Из-за недостатка деталей эта тема уже породила кучу слухов и домыслов. Созданной 29 июля комиссии по конституционной реформе отведен год на поиск пробелов в конституционной системе и подготовку предложений по ее совершенствованию, но это практически все, что известно на данный момент. Одновременно некоторые эксперты проводят очевидные параллели с аналогичными процессами в Российской Федерации, где в этом году состоялся референдум по поправкам к основному закону. Он, напомню, завершился для властей удачно: более 70 процентов населения высказались «за».

Стоит отметить, что поправки в российскую конституцию в первую очередь были необходимы для мобилизации существующей политической системы, которую стало немного лихорадить на фоне множащихся слухов о трансфере власти. Поэтому «обнуление» сроков Владимира Путина с одновременным расширением его полномочий — по сути, ключевой момент поправок — должно было стабилизировать всю конструкцию и настроить ее на дальнейшую работу в условиях продолжающегося противостояния с Западом.

При этом политический блок, явно вызывавший неоднозначное отношение у части граждан, был «компенсирован» более близкими и понятными населению тезисами об исторической правде, традиционных ценностях, государствообразующем русском народе. Все это было приправлено «социальным» сегментом в виде индексации пенсий и социальных пособий, закреплении МРОТ и т.п. Безусловно, из-за пандемии тема конституционных изменений несколько поблекла, но все равно вызывала достаточно внимания, став главным политическим сюжетом этого года в России.

Перед Додоном, да и Молдовой в целом, стоят вполне амбициозные задачи, конечно, с поправкой на местные масштабы. Поводов задуматься над внесением корректировок в основной закон у президента более чем хватает. За годы суверенности и особенно последние десять лет Конституция давно стала удобной игрушкой молдавских политиков. А Конституционный суд и вовсе на определенном этапе из защитника основного закона превратился в обслугу олигархического режима и его главное оружие по захвату молдавского государства. Чего только не выкидывал в эти годы «карманный суд Плахотнюка»: и признание верховенства Декларации о независимости над Конституцией, и «веерные отключения» главы государства, и возвращение в обход всех процедур прямых выборов президента. Не стоит забывать и о том, что в ходе событий июня прошлого года именно КС стал последним бастионом сопротивления олигарха, породив своими решениями ситуацию двоевластия в стране.

В этом смысле совсем неудивительно, что полномочия и статус КС, по словам Додона, будут первоочередным объектом конституционных поправок. Но какие еще планируются изменения? Будут ли это просто поправки или комиссия подготовит новый текст основного закона? На эти вопросы пока ясного ответа нет.

Ситуация имеет два аспекта. Во-первых, эта тема весьма удобна как политтехнологический элемент в контексте президентских выборов. Изменения в основной закон являются отличным инфоповодом, достаточно резонансным, чтобы здорово встряхнуть подуставшее от коррупционных скандалов и геополитических разборок молдавское общество. Не исключено, что для действующей власти тематика конституционных корректировок важна именно в качестве «красной кнопки». Нажимая на нее сегодня, Игорь Додон задает собственную повестку для дискуссий в обществе, а также демонстрирует уверенность в своем втором президентском сроке, показывая всем, что выборы лично для него — почти пройденный этап с предсказуемым положительным результатом, поэтому лидер нации всерьез озабочен действительно важными для страны проблемами стратегического характера. Вполне возможно, что, успешно выполнив свою электоральную миссию на данном этапе, конституционный проект получит второе политическое дыхание уже в преддверии парламентских выборов, раскручиваясь с новой силой и порождая новые волны общественной реакции.

С другой стороны — в случае победы Додона в ноябре власть получит дополнительные основания для того, чтобы в реальности откорректировать Конституцию. Пока, в отличие от российского сценария, речь идет исключительно о правках в политической части. В заявлениях президента говорилось и про депутатские перебежки, и про двойное гражданство чиновников, и про, повторюсь, статус Конституционного суда. При этом за год работы комиссия вполне может наполнить проект поправок действительно интересным и интригующим содержанием, как минимум в части трансформации политической системы. В конце концов, парламентская модель с президентом в роли свадебного генерала в молдавских реалиях показала себя малофункциональной, приводя либо к затяжным кризисам, либо к самодержавному олигархическому правлению.

Поэтому, если через год этому будет благоприятствовать внутриполитическая конъюнктура, возможно перераспределение властных полномочий с усилением роли президента и четким закреплением статуса некоторых институтов — в первую очередь, естественно, КС. В таком случае, весьма вероятно, что, как и в России, политический блок попытаются уравновесить социальным и идеологическим: к примеру, с закреплением тех же традиционных ценностей и молдавской идентичности, что к тому же будет соотноситься со сложившимся имиджем президента.

Еще одна интрига этого процесса: попытается ли И. Додон повторить сценарий «обнуления» сроков, ровно также как его российский коллега? Президент, успевший нажить себе немало влиятельных врагов, понимает, что его сохранение в центре политических процессов республики — вопрос не просто власти и благополучия, но еще и безопасности широкого круга людей и бизнес-активов. Не говоря уже о том, что в случае корректировки Конституции Додон наверняка захочет воспользоваться плодами своих же трудов. Другое дело, что Молдова куда менее суверенна в своих делах, нежели Российская Федерация. Нетрудно предположить, какой будет реакция на такие маневры главы государства со стороны большинства международных партнёров по развитию.

В любом случае, конституционные изменения действительно назрели, и начавшаяся по ним работа сулит немалые перспективы. Главное, чтобы не получилось, как в известной поговорке: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Автор — Владимир РОТАРЬ, RTA


Вернуться назад