Главная > Аналитика > Ислам vs сикхизм

Ислам vs сикхизм


17-09-2020, 07:00. Разместил: MGM

Фатима Манзур
О сложных и, часто, конфликтных, взаимоотношениях представителей ислама и христианства или ислама и индуизма в современном мире слышал каждый. Однако, есть еще одно религиозное течение, которое имеет весьма сложную связь с исламом Южной Азии и которое на разных этапах совершенно различно соседствовало с исламом.
 
Сикхизм, религия, которая была создана на территории современного Панджаба в XV веке на основе учения бхакти (пытающегося выстроить некую среднюю позицию между индуизмом и исламом в Индостане). Стоит отметить, что сикхов в странах Запада очень часто путают с мусульманами из-за того, что они не расстаются со своим тюрбаном. 
 
Сикхийская священная книга - «Гуру Грантх Сахиб», или «Ади Грантх», включает наряду с откровениями сикхских гуру также и стихи некоторых индуистских поэтов движения бхакти (например, Кабира) и суфия шейха Фарид-уд-дина. Таким образом, сикхизм изначально формировался как синкретическая религия, однако – во многом противопоставлял себя исламу. 
 
Гуру Нанак, основатель сикхизма, начал свою проповедь довольно поздно – после 55 лет, до того, как считалось он побывал во многих странах и познакомился с разными религиозными учениями. Хотя по факту, большинство ключевых позиций его варианта сикхизма сводится либо к суфийским философиям дервишей, либо к индуистским обрядам. Отдельно стоят только внешние атрибуты сикхов, отличающие их от представителей других религий и изначальная воинственность.
 
Таким образом – начало распространения сикхизма пришлось на момент завоевания Индостана Бабуром, распада Делийского султаната и создание Империи Великих моголов. Впрочем – период 10 великих гуру сикхов полностью пришелся на сильное государство под управлением династии Великих Моголов с которым они активно пытались бороться. Можно сказать, что сикхийская община изначально противостояла мусульманам и враждовала с ними. После смерти Аурангзеба в 1707 году десятый гуру сикхов Гобинд Сингхупразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине – хальсе. Сам он умер лишь на год позже – в 1708 году. 
 
В 1716-1799 годах у сикхов существовало собственное государство - Сикхская конфедерация с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тыс. кавалерии). С 1799 году лидер сикхов Ранджит Сингх объединил разрозненные мисали в империю, в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны. Младший сын и наследник Ранджита Сингха Далип был воспитан британцами в христианской вере и всю жизнь прожил в качестве почетного пленника в Англии. 
 
Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с сильной Империей Великих Моголов, как в основном – мусульманского государства, которое сумело наладить отношения даже с индуистами, но воинствующий сикхизм ему покорить окончательно не удалось. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сардарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой. Попытка построение Ранджитом Сингхом единой империи увенчалась успехом только в пределах его собственной сильной власти, после его смерти ее сохранить не удалось и она быстро пала под напором британцев. Именно взлет и падение империи Ранджита Сингха (который отдал управление Кашмиром в руки своего сподвижника, который при поражении от британцев перешел в индуизм и обменял правление над Кашмиром на государственную казну сикхов) стало косвенной изначальной причиной Кашмирского конфликта между Индией и Пакистаном, а точнее того – почему власть над мусульманскими народами Кашмира получил индуист. 
 
С разделом бывшей Британской Индии в 1947 на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Но на этом – собственно противостояние ислама и сикхизма закончилось. Однако оно вспыхнуло между сикхами и индуистами, что в итоге привело к сближению позиций сикхов и мусульман.
 
Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди - в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов. 
 
С 1970-х гг началось формирование сикхского сепаратистского движения, выступающего за создание по меньшей мере автономии, а по максимуму – независимого государства сикхов под названием Халистан. Сепаратистские настроения были сильны и в «Акали Дал» - крупнейшей политической партии, объединяющей сикхов. Во многом благодаря активной политической позиции партии «Акали Дал» был сформирован штат Пенджаб, в котором сикхи составили более 65% населения. Однако радикальная часть «акалистов» на создании собственного сикхского штата не остановилась. Целью борьбы было провозглашено создание сикхского государства Халистан. В 1975 году произошел окончательный раскол «Акали Дал» на относительно либеральную часть, ориентированную на интеграцию в индийское общество и участие в строительстве единого государства, и радикальную, настаивавшую на самоопределении Халистана. Лидером радикальной части сикхского движения стал Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Но наиболее крупномасштабные вооруженные действия сикхов против центральной власти и их соперников – ниранкари – развернулись в 1980-1984 гг. В этот период было совершено 1200 террористических актов, направленных против влиятельных политиков, полицейских, военнослужащих, представителей индуистской общины и т.п. Собственно говоря, это было не просто религиозным противостоянием: Панджаб – один из самых экономически развитых штатов при этом – не имеющий реального доступа к политической власти из-за сикхийского большинства населения. Апогеем сикхско-индуистского противостояния в 1980-е гг. стала операция «Голубая звезда», представлявшая собой атаку подразделений индийской армии и полиции на «Золотой храм», окончившуюся убийством нескольких сотен сикхов и всех из лидеров.
 
Последовали многочисленные столкновения между сикхами и индуистами во всех штатах Индии, кульминацией же стало – убийство Индиры Ганди. 7 октября 1987 года официально заявили о создании независимого государства Халистан, президентом Халистана был провозглашен постоянно проживающий в США Гурмит Сингх Аулах. Естественно, что индийское правительство создание Халистана не признало и развернуло активную борьбу против сепаратистов. Параллельно с ростом вооруженного сопротивления индийским властям происходило и возрождение сикхского национального самосознания. Во-первых, в радикальное движение за независимость Халистана вовлекались все более многочисленные слои сикхской молодежи, недовольной отсутствием перспектив и желающей отомстить за дискриминацию своего народа, не сильно разбираясь в методах. Во-вторых, произошел всплеск интереса к сикхской национальной культуре, в том числе и среди городских сикхов, которые до этого «вестернизировались» не менее успешно, чем индусы. 
 
Таким образом, равно как и христиане, купившиеся при разделе Британской Индии на мультирелигиозную демократическую Индию в противовес монотеистическому исламскому Пакистану, сикхи познали подлинную религиозную свободу в жестких рамках индуизма и в настоящее время активно противостоят попыткам индуистов перекроить их на свой лад. Сильно помогает сикхам удерживать свои позиции как изначальная религиозная воинственность (в индийской армии каждый пятый – это сикх, хотя общее число сикхов в стране только 2%), так и сильное экономическое положение: в руках их общины сосредоточены крупные финансы как в Индии, так и за рубежом. Несмотря на несколько столетий противостояний мусульман Индостана и сикхов, последние сейчас активно поддерживают права мусульман в Индии, а также – позиции Пакистана против Индии, периодически угрожая националистическому индуистскому индийскому правительству террором. И подобная сила у сикхов действительно есть, что понимают индийские власти.

Вернуться назад