{headers} Полит Информ > Версия для печати > Ливия. Перезагрузка
Главная > Аналитика > Ливия. Перезагрузка

Ливия. Перезагрузка


12-02-2021, 08:00.

Иван Семиков
Какие факторы и акторы оказывают влияние на ливийский конфликт

5 февраля 2021 года по итогам Женевского форума по Ливии были избраны лидеры нового переходного правительства Ливии: главой президентского совета стал дипломат Мухаммед Юнис Манфи, премьер-министром – Абдель Хамид Мухаммед Дбейба, членами президентского совета – Муса аль-Куни и Абдалла аль-Ляфи. Также было объявлено, что временное правительство будет руководить страной до выборов, запланированных на декабрь 2021 года. Для того, чтобы оценить значение итогов данного форума, необходимо проанализировать предыдущие попытки создать единое правительство на территории Ливии, рассмотреть основные политические ливийские силы. Также необходимо охарактеризовать роль России, Турции, Египта и ОАЭ и предположить возможные сценарии дальнейшего развития сотрудничества ливийской стороны с основными внешними игроками – Россией и Турцией.

Первые попытки создания «посткаддафийского» правительства

После жесткого убийства М. Каддафи первые парламентские выборы во Всеобщий национальный конгресс состоялись в июле 2012 г. при участии наблюдателей Организации Объединённых Наций. Итогом стала победа Альянса национальных сил и Партии справедливости и строительства.

Однако их противостояние закончилось новым конфликтом, в ходе которого в Ливии установилось двоевластие. Это произошло 25 июня 2014 г. после окончания выборов в Ливийскую палату депутатов, в ходе которой партия радикальных исламистов проиграла. Тем не менее, они не признали результаты выборов несмотря на то, что в организации голосования участвовали представители ООН, Лиги Арабских Государств (ЛАГ) и Организации Исламского Сотрудничества (ОИС).

Схиратские соглашения

Затем 17 декабря 2015 г. в г. Схират (Марокко), было подписано соглашение по урегулированию кризиса в Ливии в присутствии спецпредставителя ООН Мартина Коблера. Его предшественника, Бернандино Леона отстранили от должности из-за связей с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), которые оказывали поддержку правительству в Торбуке.

Согласно Схиратскому соглашению было необходимо создать Президентский совет временного Правительства национального согласия (ПНС) во главе с Файизом Сарраджем. В то же время Палата представителей и подконтрольная ей Ливийская национальная армия (ЛНА) были отстранены от управления государством, что вызвало открытое противостояние ее сторонников.

Переговоры между конфликтующими сторонами продолжались несколько месяцев, и их последним этапом стала международная мирная конференция по Ливии в Риме 13 декабря этого же года. Уже 23 декабря Советом Безопасности ООН было признано ПНС.

С этого момента начались активные предложения по урегулированию ливийского кризиса со стороны европейских государств. 3 января 2016 г. М. Коблер от имени Бундесвера заявил об отправке военных экспертов для подготовки военных, подконтрольных ПНС.

30 марта 2016 г. генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предложил разместить штаб-квартиру НПС в Триполи. Стоит отметить, что в этот же день Ф. Саррадж прибыл на место вместе со своими помощниками и частью кабинета министров.

Попыткой примирить Ф. Сарраджа и Х. Хафтара (глава ЛНА) была их встреча в г. Абу-Даби 2 мая 2017 г. Многие исследователи, в частности Г. В. Лукьянов, заявили о существенных позитивных изменениях в переговорном процессе между противоборствующими сторонами[1].

Тем не менее, по мнению Видясовой[2], эта важность этой встречи преувеличена, так как они до этого дважды встречались 13-14 февраля 2017 г. в Каире и после переговоров обвиняли друг друга в атаках на подконтрольные территории.

Президент Франции Эммануэль Макрон также предпринимал попытки урегулировать ливийский кризис. Он организовал встречу в Ла Сель Сен-Клу 25 июля 2017 г. Итогом стало подписание соглашения о прекращении огня. Со стороны Ф. Сарраджа и Х. Хафтара было предложено создать единую армию и подготовить платформу для будущих президентских выборов.

Также со стороны французского правительства было выдвинуто предложение укрепить диалог с ливийскими племенами и оказать поддержку спецпредставителю по Ливии Гасану Саламе. Это было закреплено в декларации.

17 декабря 2017 г. утратили силу Схиратские соглашения ввиду того, что Х.Хафтар заявил об отсутствии эффективности.

Со стороны Африканского союза был проведен один саммит в сентябре 2017 г. по вопросу реабилитации сына М. Каддафи Сейф эль-Ислама Каддафи и необходимости противостоять вмешательству западных стран во внутренние дела Ливии. Однако никаких существенных результатов это собрание не принесло.

Стоит рассмотреть попытки Г. Саламе урегулировать ливийский конфликт. 21 марта 2018 г. он заявил о попытке восстановить Схиратские соглашения путем признания администрации Х. Хафтара со стороны ООН. Это привело к тому, что 5 апреля была открыта «Национальная конференция», в ходе которой ливийцы могли высказать свое мнение на официальном сайте. Более недели проходили обсуждения в мирной обстановке. Однако, 13 апреля из-за слухов о том, что Х. Хафтар находится в коме, начались бои внутри ЛНА и проведение последующих мероприятий было сорвано.

29 мая 2018 г. состоялась очередная встреча в Париже, в ходе которой было решено объединить центральные банки ЛНА и ПНС и провести президентские выборы в декабре этого же года. Тем не менее, уже 22 июня Х. Хафтаром было нарушено условие о соединении двух ЦБ.

В ноябре 2018 г. по инициативе итальянской стороны и при поддержке ООН в Палермо (Италия) состоялась международная «Конференция для Ливии» с участием делегаций более чем 20 стран, международных и региональных организаций.

Ливию представляли премьер-министр правительства национального согласия Файез Саррадж, глава Высшего государственного совета Халед Мушри, председатель Палаты депутатов А. Салех и командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар. Конференция одобрила итоговый документ, в котором подтверждалась приверженность мирового сообщества сохранению суверенитета, территориальной целостности и национальному единству Ливии.

Приветствовалась идея проведения инклюзивной национальной конференции в первые недели 2019 г. Подчеркивалась важность завершения формирования законодательной базы для проведения выборов к весне 2019 г. и готовность ливийских сторон уважать результаты народного волеизъявления.

27 февраля 2019 г. в Абу-Даби при посредничестве спецпредставителя Генерального секретаря ООН по Ливии Гассана Саламе состоялась очередная встреча премьер-министра ПНС Ливии Файеза Сарраджа и командующего Ливийской национальной армией Халифа Хафтара. Стороны договорились вести дело к завершению переходного периода в стране через проведение всеобщих выборов и создание единых органов государственной власти.

Однако соглашение, подписанное в Абу-Даби, как и предыдущие, реализовано не было.

В апреле 2019 г. Х. Хафтар объявил о наступлении на Триполи, но каких-либо серьезных успехов ЛНА достичь не удалось – каждая из сторон продолжает удерживать свои позиции, проводя артиллерийские обстрелы.

В сентябре 2019 г. ФРГ инициировала международные консультации по Ливии на уровне старших должностных лиц. В консультациях приняли участие представители России, США, Франции, Великобритании, Италии, Египта, ОАЭ, Турции, Лиги арабских государств и Европейского союза, а также спецпредставитель Генсека ООН по Ливии Гассан Саламе.

Впоследствии в Берлине прошло еще несколько заседаний на высоком уровне.

Россия и Турция в качестве посредников: несбывшиеся надежды

8 января 2020 г. президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган согласовали единую позицию по Ливии и призвали все стороны прекратить огонь с полуночи воскресенья, 12 января, и немедленно сесть за стол переговоров.

Однако командующий Ливийской национальной армии Халифа Хафтар отметил, что приветствует эту инициативу, но продолжит наступление на Триполи. В свою очередь, глава правительства национального согласия Ливии Файез Саррадж заявил, что приветствует инициативу о перемирии, но с условием отвода подразделений ЛНА.

На Берлинской конференции 19 января 2020 г. президент Турции неоднократно напоминал о неподписанном документе Х. Хафтаром, тем самым обостряя взаимоотношения с В.В. Путиным. «Да, действительно, не все удалось. Одна из сторон заявление пока, во всяком случае, не поддержала, но мы не теряем надежды на то, что диалог будет продолжен, и мы будем стремиться искренне к тому, чтобы конфликт был разрешен», – ответил В.В. Путин Р.Т. Эрдогану в ходе встречи в Берлине.

Несмотря на разногласия, и турецкий, и российский лидер согласились, что их усилия обеспечили успех Берлинской конференции. В итоговом документе участники Берлинской конференции приветствовали «заметное снижение насилия» в Ливии в результате инициативы России и Турции, а также проведение межливийских переговоров при участии этих стран в Москве.

Разногласия Турции с Египтом и ОАЭ

По данным ливийских СМИ, в течение ноября – декабря 2020 г. Турция отправила силам ПНС несколько десятков единиц тяжелой военной техники. Спутниковые снимки, опубликованные 10 декабря 2020 г., позволяют предположить, что Анкара также продолжала усиливать свое присутствие на авиабазе Аль-Вутия недалеко от границы с Тунисом, где турецкие офицеры действуют с середины 2020 г. Турция, как предполагается, устанавливает новые системы ПВО в рамках подготовки к развертыванию истребителей. Ни официальные лица Анкары, ни представители ООН не прокомментировали этот вопрос.

Однако, если это предположение верно, такое развертывание может быстро обострить напряженность между Турцией и ее региональными противниками: Египтом и ОАЭ. Есть предположение, что одна из этих стран нанесла авиаудар по турецким позициям в Аль-Утии в июле 2020 г., что является еще одним проявлением многолетней вражды между коалицей Каир – Абу-Даби и Анкара – Доха. (Российская сторона имеет статус посредника, как упоминалось ранее).

Предыстория взаимоотношений России и Ливии в конце 2000-х гг.

Анализируя сотрудничество между Россией и Ливией в 2008 – 2011 гг., необходимо уточнить, что в последний годы правления Муаммара Каддафи в двусторонних отношениях наблюдался положительный импульс. В этот период российская сторона также инвестировала в другие сектора ливийской экономики. Различные российские нефтегазовые компании, в первую очередь «Газпром», «Татнефть», «Монолитспецстрой», «Стройтрансгаз», «Лукойл Оверсиз Холдинг Лтд», «Технопромэкспорт», «Татнефтегеофизика» также вкладывали капитал в ливийский энергетический сектор[3].

 В 2007 г. компания «Газпром» подписала меморандум о сотрудничестве с Национальной нефтяной корпорацией (NOC) Ливии и получила лицензии на разработку нескольких перспективных участков средиземноморского шельфа (суммарные запасы оценивались в 300 млрд кубометров газа и 110 млн тонн нефти)[4]. В январе 2011 г. было подписано соглашение с итальянской нефтяной компанией ENI, по которому в аренду было получено 16,5% месторождения Elephant[5].

Компании «Татнефть» и NOC с 2008 по 2011 г. реализовывали геологоразведочные проекты в ливийских районах Гедамис и Сирт на нефтяных участках общей площадью 18,2 тыс. кв. м[6].

«Лукойл Оверсиз Холдинг Лтд» также предпринимала попытки начать активную добычу нефти в районе Гедамис[7]. Необходимо уточнить, что компания начала переговоры с ливийскими представителями еще в 2005 г., однако разрешение было получено только в конце 2009 г. «Лукойл» так и не смог полноценно реализовать намеченные проекты, в частности, из-за задержания одного из сотрудников Лукойла – Александра Цыганкова[8].

«Монолитспецстрой», «Стройтрансгаз» и «Технопромэкспорт» также принимали участие в совместных проектах с Ливией, однако их присутствие в североафриканском государстве было краткосрочным[9].

Тем не менее Ливия не была важнейшим партнером России в Северной Африке, и это косвенно подтверждается пассивной позицией Москвы в 2011 г. в отношении резолюции № 1973 Совета Безопасности ООН, которая ввела запрет на все полеты над Ливией[10]. Позже решение росийской стороны руководством страны было признано ошибкой.

Ренессанс прошлых российских проектов

После того, как в стране разразился политический кризис, все эти проекты также были приостановлены. Однако в настоящее время данные компании обсуждают возможность восстановления приостановленных проектов, в связи с чем существует необходимость обеспечения логистических путей с Ливией, а именно – прямого и безопасного доступа к портам с нефтяными терминалами, в частности, ливийским глубоководным портам Тобрук и Дарна. Более того, данные порты поспособствуют укреплению геостратегического влияния России в Средиземноморском регионе.

Наиболее вероятным лидером среди российских компаний может стать «Газпром», который активно восстанавливает замороженные проекты на территории Ливии:

  • в 2017 г. по мере улучшения внутренней обстановки в стране добыча газа постепенно начала возобновляться и ливийское совместное предприятие (СП) произвело 230 млн куб. м природного газа и 1,5 млн тонн нефти;
  • 12 декабря 2019 г. в Триполи состоялось подписание соглашений о разведке и разделе продукции (СРРП) по участкам 91 и 107 (ранее C96 и С97 соответственно) между ливийской Национальной нефтяной корпорацией (ННК) и Wintershall AG (WIAG )[11];
  • после подписания двух Соглашений о разведке и разделе продукции (СРРП) в декабре 2019 г. компания WIAG продолжала временно осуществлять работы на месторождениях, пока SOO готовилась к принятию обязательств оператора;
  • добыча нефти на блоках 91 и 107 после очередной приостановки в середине января 2020 г. в связи с продолжающейся блокадой экспортной инфраструктуры была возобновлена в октябре 2020 г., когда ННК Ливии объявила о снятии режима форс-мажора со всех экспортных терминалов и портов;
  • 29 октября 2020 г. началась добыча на участке 107 через терминал Зуэйтина и 2 ноября 2020 г. – на участке 91, продукция с которого экспортируется через терминал Рас-Лануф[12].

Необходимо отметить, что объём добычи нефти на участках 91 и 107 по состоянию на середину ноября 2020 года составляет порядка 45 тыс. барр. в сутки[13].

Отношения российской стороны с конфликтующими сторонами

Еще одним важным фактором в развитии энергетического сотрудничества является налаживание контактов с главными политическими силами Ливии – Правительством национального согласия (ПНС) и Ливийской национальной армией (ЛНА).

Необходимо уточнить, что первоначально российская сторона активно налаживала контакты с представителями ЛНА. Впервые глава ЛНА Халифа Хафтар обратился за поддержкой к Москве в 2015 г.[14] С его стороны было предложено предоставить России энергетические сделки и доступ к портам.

Это предложение было принято, и российская сторона начала оказывать правительству Х. Хафтара в Тобруке консультативную поддержку. Уже в 2016 г. главнокомандующий ЛНА совершил несколько официальных визитов в Москву. В январе 2017 г. его пригласили совершить поездку на российский авианосец «Адмирал Кузнецов»[15]. Повторный визит состоялся в ноябре 2018 г.

Уже в январе 2020 г. Х. Хафтару была предоставлена возможность подписать соглашение о прекращении огня в Москве с премьер-министром Файезом Сарраджем, главой признанного ООН Правительства национального согласия[16]. Президент России В. В. Путин также участвовал в Берлинской конференции 19 января 2020 г.[17], целью которой было вернуть партии на путь политического урегулирования конфликта.

В рамках посредничества в урегулировании ливийского конфликта российская сторона наладила связи с правительством Ф. Сарраджа, так как это наиболее выгодная стратегия, предполагающая налаживание контактов со всеми основными игроками и предоставление гражданам государства самостоятельно урегулировать свои внутриполитические вопросы без прямого вмешательства третьих лиц.

В то же время в 2020 г. представители РФ провели кампанию по связям с общественностью от имени одного из оппонентов Ф. Сарраджа внутри страны, сына М. Каддафи Саифа аль-Ислама, стремясь улучшить его имидж в контексте ливийской политической кампании[18].

Выявление интересов России

Отвечая на вопрос, почему Россия заинтересована в развитии энергетического сотрудничества с Ливией, стоит выделить несколько факторов:

  • налаживание контактов с государством, которое начинает восстановление своей целостности, благотворно повлияет на международный имидж России;
  • активное сотрудничество с Ливией предоставит российским компаниям доступ к поиску и добыче энергоресурсов (на территории самого государства и в прибрежных водах) с целью увеличить объем занимаемого рынка;
  • совместная работа с ливийскими компаниями будет способствовать росту влияния России на рыночную стоимость нефти (так произошло перед Берлинской конференцией, когда Х. Хафтар приостановил добычу нефти[19]).

Еще одним важным актором урегулирования конфликта в Ливии является Турецкая Республика, которая более успешно сотрудничает с представителями ПНС. Со стороны Турции неоднократно была оказана гуманитарная, дипломатическая и иная помощь сторонникам Правительства Национального согласия. Официальная помощь в целях развития (ОПР) для Ливии заняла 6-е место в общем списке реципиентов помощи Турецкой Республики[20].

Также необходимо уточнить, что с 2019 г. действует соглашения между Турцией и ПНС о военном[21] и энергетическом[22] сотрудничестве, по которому последние приняли позицию Турецкой Республики о морских границах в Восточном Средиземноморье, а также предоставили возможность Анкаре проводить геологоразведочные работы в ливийской экономической зоне.

Поэтому укрепление своих позиций предоставит России дополнительные зоны соприкосновения с интересами Турции, что позволит государствам в будущем либо найти пути сотрудничества в энергетической сфере Ливии, либо приведет к конкуренции между собой.

Сценарии развития для России и Турции: союзники или противники?

Ниже предлагается рассмотреть несколько возможных сценариев дальнейшего развития энергетического сотрудничества России и Ливии.

Первый сценарий предполагает, что Россия рано или поздно склонится к поддержке только одной противоборствующей стороны – ЛНА и Х. Хафтара. Это будет означать прямой вызов Турции и ее интересам, в том числе и в энергетической сфере. Для защиты совместных с ЛНА нефтегазовых проектов будет создана политическая и военная защита объектов, представляющих стратегический и экономический интерес для России. Данный сценарий не исключает активного давления на Турцию на международной арене ввиду ее сопротивления предлагаемому Россией плану по урегулированию конфликта в Ливии. Тем не менее данный сценарий опасен для энергетических проектов и возможности их реализации.

Второй сценарий заключается в том, что Россия сохранит статус посредника, но при этом продолжит сотрудничество и развитие нефтегазовых проектов в Ливии со всеми участниками. При этом проекты могут реализовываться несколькими путями:

  • полноценная разработка и добыча углеводородов российскими компаниями без фактического участия ливийских компаний (NOC и др.);
  • совместная разработка и добыча энергоресурсов, а также создание необходимой инфраструктуры для дальнейшего производства нефтепродуктов;
  • помощь ливийским нефтяным компаниям по созданию современной инфраструктуры и подготовке местных кадров для дальнейшего трудоустройства.

Последний пункт предполагает активное сотрудничество российских ВУЗов с ливийскими по вопросам обучения граждан Ливии на факультетах, связанных с изучением и добычей полезных ископаемых. Также российские нефтяные компании могут проводить профессиональную переподготовку ливийцев либо предоставлять специальные льготы, которые смогут упросить механизм подготовки национальных профессиональных кадров.

Не менее важно, что Россия может продолжить укрепление своих политических позиций на территории Ливии за счет ОПР и других видов донорства. Благодаря данным инструментам (кредитование, предоставление социальных и экономических льгот, гуманитарная помощь, выдача наличных денег, квотирование и т. д.) российская сторона получит выгоду как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе развития отношений с Ливией.

Тем не менее, этот сценарий имеет малую вероятность ввиду ранее упомянутого военного соглашения между ПНС и Турцией, которое фактически исключает единоличное доминирование России на ливийском рынке.

Третий сценарий предполагает совместную работу России и Турции по разработке нефтегазовых месторождений и созданию необходимой инфраструктуры для дальнейшего производства нефтепродуктов. Здесь могут быть применены инструменты, описанные во втором сценарии, но уже совместно с турецкой стороной. Также будет создание общего координационного совета по развитию энергетической промышленности Ливии. В данном случае Турция и Россия смогут объединить усилия в предоставлении гуманитарной помощи, кредитовании новых инфраструктурных предприятий, а также создании льготных условий для граждан Ливии в энергетической и торговой сферах.

Четвертый сценарий предусматривает частичный или полный уход России с ливийского энергетического рынка ввиду отсутствия интереса ливийской стороны. Это может случиться по причине экономического и политического давления Турции на ливийские нефтяные компании.

Подытоживая, автор склоняется ко третьему сценарию, так как несмотря на то, что российские нефтяные компании продолжают работу на территории Ливии и наращивают темпы добычи нефти, влияние Турции на экономические и политические процессы неоспоримо. Также необходимо отметить, что из-за того, что российская сторона только начинает активно развивать такой способ взаимодействия с ливийскими представителями, наиболее жизнеспособным планом является попытка организовать совместную программу с Турцией.

Итоги

Подытоживая, необходимо отметить, что путь к выборам в Ливии остается тернистым. Решение продолжить подготовку к выборам породило еще один комплекс проблем, которые могут затормозить дискуссии. Во-первых, участники диалогового форума, которые поддерживают назначение временного правительства, выступают против продолжения подготовки к выборам до тех пор, пока на фронтах между ПНС и ЛНА сохраняется напряженность. Во-вторых, споры о том, является ли референдум по существующему проекту конституции предварительным условием для проведения выборов (в дополнение к другим разногласиям, связанным с конституционными рамками) вероятно, замедлят работу юридического комитета. В-третьих, не исключено вмешательство иностранных государств в процесс проведения государственных выборов, в первую очередь, Турции.

[1] Лукьянов Г.В. Колониальный прецедент. // Россия в глобальной политике. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Kolonialnyi-pretcedent-15309

[2] Видясова М.Ф. Европа и гражданская война в Ливии: Куда идет страна 140 племен и «120 воюющих сторон»? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropa-i-grazhdanskaya-voyna-v-livii-kuda-idet-strana-140-plemen-i-120-voyuyuschih-storon

[3] Интересы России в Ливии при Муамаре Каддафи [Электронный ресурс] // Газета "Коммерсантъ" №41 от 11.03.2012/ Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/1889758 (дата обращения 02.02.2021).

[4] Там же.

[5] Россия-Ливия: будущее бизнес-проектов [Электронный ресурс] // BFM. 01.09.2011/ Режим доступа: https://www.bfm.ru/news/152080 (дата обращения 02.02.2021).

[6]«Татнефть» возобновила работу в Ливии [Электронный ресурс] // РБК. 29.01.2020/ Режим доступа: https://rt.rbc.ru/tatarstan/29/01/2020/5e313ecb9a794726365dd892 (дата обращения 02.02.2021).

[7] Интересы России в Ливии при Муамаре Каддафи [Электронный ресурс] // Газета "Коммерсантъ" №41 от 11.03.2012/ Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/1889758 (дата обращения 02.02.2021).

[8]Libya frees Russian oil man ahead of Putin talks [Электронный ресурс] // Reuters. 31.07.2008/ Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-russia-libya-idUSL133296320080731 (дата обращения 02.02.2021).

[9] Интересы России в Ливии при Муамаре Каддафи [Электронный ресурс] // Газета "Коммерсантъ" №41 от 11.03.2012/ Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/1889758 (дата обращения 02.02.2021).

[10] Резолюция СБ ООН 1973 (2011) [Электронный ресурс] // United Nations 17.03.2011/ Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/1973%282011%29 (дата обращения 02.02.2021).

[11] С 2008 года Gazprom EP International входит в состав компании WIAG с долей 49%. Wintershall Aktiengesellschaft (WIAG) — совместное предприятие Gazprom EP International и Wintershall DEA

[12] Ливия [Электронный ресурс] // Gazprom EP International B.V. 01.01.2021 / Режим доступа: https://international.gazprom.ru/about/working/libya/ (дата обращения 02.02.2021).

[13] Там же.

[14] Зачем России Ливия? [Электронный ресурс] // Riddle 28.01.2019 / Режим доступа: https://www.ridl.io/ru/zachem-rossii-livija/ (дата обращения 02.02.2021).

[15] Командующий армией Ливии посетил «Адмирала Кузнецова» [Электронный ресурс] // Звезда 11.01.2017 / Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201701112105-sidx.htm (дата обращения 02.02.2021).

[16]Представители сторон конфликта в Ливии Хафтар и Саррадж встретятся в Москве [Электронный ресурс] // Интерфакс 13.01.2020 / Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/690953 (дата обращения 02.02.2021).

[17] Заключительные положения Берлинской конференции по Ливии [Электронный ресурс] // Кремль 13.01.2020 / Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5471 (дата обращения 02.02.2021).

[18] Russia’s Strategy in Libya [Электронный ресурс] // Insamer 08.07.2020 / Режим доступа: https://insamer.com/en/russias-strategy-in-libya_3078.html (дата обращения 02.02.2021).

[19] Ливия остановила экспорт нефти [Электронный ресурс] // Finanz 08.07.2020 / Режим доступа: https://www.finanz.ru/novosti/birzhevyye-tovary/liviya-ostanovila-eksport-nefti-1028827391 (дата обращения 02.02.2021).

[20] Международная помощь странам Ближнего Востока и Северной Африки: управляя рисками [Электронный ресурс] // РСМД 17.12.2020 / Режим доступа: https://russiancouncil.ru/activity/publications/mezhdunarodnaya-pomoshch-stranam-blizhnego-vostoka-i-severnoy-afriki-upravlyaya-... (дата обращения 02.02.2021).

[21]Вашингтон счел провокацией договор Турции и признанных США властей Ливии

 [Электронный ресурс] // РБК 21.12.2019 / Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/21/12/2019/5dfe39319a79472857a0fff5 (дата обращения 02.02.2021).

[22] В рамках соглашения с Ливией Турция может начать разведку нефти через три-четыре месяца

 [Электронный ресурс] // МК Турция 21.12.2019 / Режим доступа: https://mk-turkey.ru/politics/2020/06/01/cherez-tri-chetyre-mesyaca.html (дата обращения 02.02.2021).



Вернуться назад