{headers} Полит Информ > Версия для печати > Национальный антинаркотический союз как провокатор наркопотребления
Главная > Точка зрения > Национальный антинаркотический союз как провокатор наркопотребления

Национальный антинаркотический союз как провокатор наркопотребления


7-01-2015, 18:30.

Не отгремел ещё грохот канонады по итогам вышедшего в эфир 30 ноября 2014 года на телеканале НТВ в рамках проекта «Профессия - репортёр» фильма «Повелители бесов», в котором одним из главных фигурантов журналистского расследования стал экс-президент благотворительного фонда по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодёжи» (далее - ЦЗМ), в настоящее время председательствующий в правлении Национального антинаркотического союза, Никита Лушников (см. здесь: http://www.youtube.com/watch?v=yO2dUjlS1vE ), как выяснились подробности очередного навязываемого этим Союзом проекта. На этот раз в области профилактики наркомании. Сотворённого руками самих наркоманов - спектакля «Бросить легко», так активно разрекламированного дельцами НАС как высокоэффективного антинаркотического профилактического орудия. На самом деле оказавшегося не просто «пустышкой», но и способного нанести вред молодому поколению россиян. 

 

 

Проект «Бросить легко» был создан в рамках фестиваля «Территория» совместно с благотворительным фондом «Центр здоровой молодежи». Как сообщает официальный сайт Театра Наций (см. http://theatreofnations.ru/?route=common/shows&show_id=50 ), cпектакль «Бросить легко» - первая постановка театра, целиком основанная на документальном материале. В центре сюжета - шесть историй молодых людей, которые проходят реабилитацию от наркотической зависимости в «Центре здоровой молодёжи». Режиссёр Руслан Маликов и драматург Марина Крапивина много раз встречались с каждым из участников, а потом собрали все рассказы в единое целое, ставшее пьесой «Бросить легко». На сцене играют не профессиональные актёры, а сами авторы текста - молодые люди, проходящие реабилитацию. Так что зрители знакомятся с реальными историями, рассказанными реальными людьми. В спектакле задействованы - Михаил Алексеев, Олег Каменщиков, Владимир Иванов, Наталья Терешкова, Анна Шмакова, Руслан Маликов, Лидия Овсянникова.

Начиналось всё, как это обычно и происходит в случае с ЦЗМ несоизмеримо пафосно и ярко - презентация спектакля на заседании НАС, креативная подача идеи журналистам, выступления идеологов творческого направления ресоциализации Фонда на совместных с лоббистами организации пресс-конференциях.

Своими впечатлениями от увиденного поделился в начале февраля 2014 года телеканал «Дождь»:

http://www.youtube.com/watch?v=8xHVeT3gt_s&list=UUUV6fz3TOy4UgBl2l44F3Vg

Несколько ранее сюжет о первой премьере очередного «уникального» проекта фонда ЦЗМ снял телеканал «Москва24»: http://www.youtube.com/watch?v=i6kt3Fb6E_Q В нём мы видим одного из актёров, участвовавших в постановке спектакле, Алексея Овсянникова.

 

 

Причём Алексей на прошедшей 11 августа 2014 года в пресс-центре информационного агентства «ИТАР-ТАСС» пресс-конференции, посвященной Второму международному антинаркотическому лагерю, другими словами, слёту неопятидесятников-харизматов под эгидой ЦЗМ, проведённого в Крыму с 29 августа по 2 сентября 2014 году, был назван, ни много, ни мало как «актер Государственного Театра Наций».

 

 

На самом деле это не соответствует действительности и является вымыслом, который, в общем-то, сопровождает всё освещение деятельности Национального антинаркотического союза его лидерами. Этот молодой человек лишь приглашён участвовать в спектакле, но в штате театра не состоял никогла. Сайт НАС процитировал тогда Алексея Овсянникова, который рассказал о роли терапевтического лагеря в его жизни: «Лагерь не только вернул меня к трезвой жизни, но помог мне найти свое призвание, работу, обрести семью: в лагере я встретил свою будущую жену, которая подарила мне прекрасного сына» (см. здесь:

http://nasrf.ru/v-itar-tass-proshla-prezentaciya-vtorogo-mezhdunarodnogo-antinarkoticheskogo-lagerya ).

Любопытно, что на той же пресс-конференции председатель правления НАС, экс-президент того же ЦЗМ Никита Лушников, рассказал присутствовавшим в зале журналистам, что Алексей Овсянников 8 раз (!!!) проходил реабилитацию в «ЦЗМ» и лишь на 9-й раз, как лукаво заявил господин Лушников, именно благодаря театральному проекту, удержался в трезвости. Это было 11 августа, а в октябре Алексей, снова сорвавшись в наркопотребление, совершил 9-е турне в реабилитационный центр ЦЗМ. На этот раз на белорусскую землю. Да и не роль выздоравливающего наркомана в театре обеспечивала ему трезвость, а регулярное посещение неопятидесятнических харизматических «тусовок» в сросшимся с ЦЗМ сектантским «Царством Бога». Напомним, что 18 апреля 2014 года руководитель программы ресоциализации для зависимых «Социальный лифт» Алексей Овсянников был замечен на пасхальной конференции «Царства Бога» в Харькове.

 

 

 

Такой вот получается «социальный лифт»...

Но вернёмся к профилактике наркомании. Остающиеся по своей сути больными, зависимыми людьми, выпускники «Центра здоровой молодёжи», помимо всего прочего, решили, что способны нести благую весть о своём исцелении и детям. Эту идею поддержало руководство Национального антинаркотического союза и попыталось, используя свои связи в политической элите страны, запустить в систему образования города Москвы. Однако, силами специалистов-психологов и медицинских работников Московского психолого-педагогического университета были остановлены. К нам поступил материал, поясняющий, к чему может привести жажда внедриться в профессиональное поле лицам, не имеющим никакого образования в сфере, где каждое лишнее слово, лишний жест может привести неопытного юного зрителя к жизненной катастрофе, из которой можно и не выбраться живым. Национальный антинаркотический союз в лице своего руководства в очередной раз продемонстрировал страстное желание выдавать желаемое за действительное, называя себя профессионалами и скрывая истинные лики мошенников, сектантов и манипуляторов за благообразными масками желающих оздоровить россиян. Далее предоставим слово специалистам.

Николай Каклюгин, к.м.н., врач психиатр-нарколог, группа «ЦЗМ-секта», 23.12.2014 г.

***

Заключение специалистов-психологов о возможности использования спектакля Государственного Театра Наций «Бросить легко» (режиссер Руслан Маликов, драматург Марина Крапивина) в качестве психолого-педагогического средства антинаркотической профилактики для целевой аудитории учащихся старших классов государственных образовательных учреждений, колледжей и ВУЗов

Экспертная группа:

кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Медико-психологическая реабилитация» МГППУ Барцалкина Виктория Васильевна;

кандидат медицинских наук, зав. научно-исследовательской лаборатории «Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи» ЦЭПП МГППУ, врачом-психиатром Банников Геннадий Сергеевич;

психолог, старший научный сотрудник Центра экстренной психологической помощи МГППУ Прокопишин Ростислав Александрович.

Выполнено на основании поручения В.В. Рубцова, Ректора Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), и запроса от 13.05.2014 г. (исх. N237) Е.В. Миронова, художественного руководителя Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Театр Наций»

 

Критериями оценки соответствия содержания спектакля «Бросить легко» задачам профилактики употребления алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков и антинаркотической пропаганды среди детей и подростков послужили:

1) возрастные особенности и закономерности развития психики в периоды детства, отрочества и юности;

2) результаты научных исследований, посвященных особенностям мотивации подростков, вовлеченных в употребление алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ;

3) результаты социально-психологических исследований эффективных методов пропаганды и способов изменения массовых стереотипов поведения.

Эстетические и художественные особенности спектакля «Бросить легко» не рассматривались.

Краткое резюме исследования.

1.                    Анализ представленного материала целесообразно начать с названия спектакля - «Бросить легко». Необходимо обратить внимание на то, что уже в самом названии спектакля кроется ошибочная установка, которая определяет весь дальнейший ход сценарного действия. С точки зрения особенностей детского и подросткового восприятия, прямое и явное утверждение «бросить легко» применительно к психоактивным веществам, вызывающим стойкую многолетнюю или пожизненную физиологическую и психологическую зависимость, с высокой степенью вероятности может формировать ошибочное восприятие и неверную оценку степени риска для здоровья и жизни человека факта употребления наркотиков. Воспринимаемое детской и подростковой аудиторией утверждение «бросить легко» не может быть ими правильно оценено, поскольку не подкреплено их достаточным жизненным опытом и социальными нормами, свойственными зрелой личности взрослого человека. Поэтому само название спектакля - «Бросить легко» - с высокой степенью вероятности может привести к искажению оценки и непониманию тяжелейших последствий употребления наркотиков для человека, а также создать ложное представление о болезни наркомании и процессе выздоровления в целом.

2.                    Фабула спектакля выстроена на основе реальных историй, взятых из психотерапевтической практики групповой реабилитации наркоманов, где роль актеров исполняют сами реабилитанты, бывшие наркоманы. Главенствующую позицию в спектакле занимает болезнь «наркомания» со всеми её атрибутами, представленными в ярких рассказах героев спектакля с использованием специфического сленга, свойственного субкультуре наркоманов, в сочетании с использованием нецензурной лексики (мата).

С точки зрения личной актуальности проблемы отказа от употребления наркотиков, вызывающих тяжелую болезнь зависимости, спектакль может представлять наибольший интерес для зрителей, которые прошли подобного рода реабилитационные и терапевтические группы, или участвуют в них на момент просмотра спектакля. Здесь следует отметить, что представляемые на сцене личные истории болезни реальных людей в малой степени доступны для адекватного понимания и оценки зрительской аудиторией до 18 лет. Для этой части подростков и юношества данный спектакль с высокой степенью вероятности может нести скорее информирующее воздействие, среди прочего, побуждающее интерес ко всему, что связано с наркотиками и наркоманами, нежели профилактическое воздействие антинаркотической пропаганды.

3.                    В спектакле его герои детально демонстрируют зрителям мир наркотических субкультур, который процветает, активно о себе заявляет, демонстрирует бесстрашие и «крутизну» своих героев. В сюжете спектакля ценности трезвого образа жизни, зрелого и осознанного отношения к жизни настолько незначительны, что абсолютно теряются на фоне сцен и эпизодов, посвященных длительному употреблению наркотиков.

 

 

 

Герои спектакля, рассуждая о причинах, побудивших их к употреблению наркотиков, довольно ярко демонстрируют типичные истории вовлечения в употребление психоактивных веществ. Уход от проблем с помощью наркотиков и снятие ответственности за свое поведение представлены весьма реалистично. Однако, в сценарии содержательно отсутствует линия альтернативного поведения в решении подростковых проблем, поэтому окончание спектакля с якобы позитивным мотивом выздоровления выглядит искусственно.»Ощущение искусственности»также создается из-за отсутствия сцен, показывающих, каким образом и за счет чего происходит глубокая перестройка отношения наркомана к наркотикам.

4.                    Представленный в спектакле контекст социального и личностного ущерба, вызванного употреблением наркотиков, адресован опыту зрелой личности, опыту «мира взрослых», которого нет, по естественным причинам,у детей, подростков и молодежи. В силу недостаточной сформированности у подростков и юношества ценности собственного здоровья, ценности временной перспективы жизни, ценности значимых близких и других нормативных ценностей, свойственных «миру взрослых», а также в силу наличия специфических для среднего и старшего подросткового возраста защитных механизмов психики, которые активизируются в случаях предельного и запредельного негативного эмоционального воздействия, планируемыйантинаркотический профилактический эффект спектакля для целевых возрастных групп детей, подростков и молодежи до 18 лет оказывается нулевым.

5.                    При создании профилактических антинаркотических материалов для детской, подростковой и молодёжной аудитории необходимо учитывать следующие важные моменты:

Многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями в области психологии выявлено, что к проблеме наркомании нельзя подходить лишь как к проблеме свободного выбора человека. До сих пор в обществе срабатывает довольно распространенное ошибочное представление о сущности наркомании как результате свободного выбора. В указанной парадигме «свободного выбора человека»считается, что человек сам, только своим волевым усилием выбирает или не выбирает путь наркомана. Поэтому единственное, в чем он нуждается, это принять решение не употреблять наркотики, проявить силу воли. Именно из этой модели наркомании исходят и ошибочные стратегии антинаркотической пропаганды в виде расхожих призывов, обращенных к молодым людям: «Скажи «нет» наркотикам!», «Найди в себе силы отказаться!» и т.д.

В основе представления «о свободе выбора», распространяемого, в том числе, на детей и подростков, лежит ошибочное упрощенное представление о природе человека, как рационально-волевом субъекте, контролю которого якобы подвластно все его поведение. В этой логике представление о наркомании обычно трактуется как порок волевых и моральных качеств субъекта. Такого рода стереотипы понимания и бытовые теории создают массовые представления о наркомане как слабом, «второсортном» человеке, в сравнении с которым у подростка, в частности, формируется уверенность, что уж с ним-то лично этого никогда не сможет произойти («Я не такой дурак!»). Таким образом, происходит своеобразная смысловая подмена: осуждается не само явление наркомании, несущее в себе социальную и личностную угрозы, в том числе и угрозу жизни и здоровью, а человек с его неблаговидными или преступными действиями под влиянием наркотиков.

Обращаясь к возрастным особенностям развития личности в подростковом возрасте, необходимо констатировать, что «свободный выбор» меньше всего можно отнести к подростковому возрасту. Известно, что поведение подростков во многом зависит от внешних условий (давление сверстников, дисфункциональная родительская семья, эмоциональная депривация, насилие и т.д.), которые могут провоцировать их на употребление наркотика. Больше того, даже такие нормальные возрастные особенности подростков, как группирование со сверстниками, подражание кумирам, низвержение родительского авторитета, болезненное самолюбие и т.д., могут стать при определенных условиях факторами риска ранней наркотизации.

Спецификой подросткового возраста является проживание в той или иной степени совокупности подростковых персональных мифов «о неуязвимости» («со мной этого никогда не случится») или «о собственной уникальности» («я - не такой как все окружающие»,»я уникален, являюсь исключением из обычных законов природы и буду жить вечно») и др. В ходе взросления подростковые персональные мифы становятся не актуальными, но в некоторых случаях, например, задержки развития личности, обусловленной неблагоприятными социальными или семейными факторами, могут сохраняться и в более старшем возрасте. Ряд исследований подростковой и молодежной аудитории показывает, что именно молодые люди, подверженные влиянию негативных социальных и семейных факторов, имеют повышенный риск вовлечения в употребление психоактивных веществ, вызывающих зависимость.

6.                    Не подлежит сомнению, что тема спектакля в настоящее время имеет большое социальное значение в условиях непрекращающегося роста наркомании и алкоголизма в нашей стране. Нисколько не умаляя труд автора сценария, режиссера и актеров, принявших участие в спектакле, поставленном по данному сценарию, и не претендуя на анализ художественной составляющей спектакля, необходимо высказать принципиальные замечания, касающиеся, в первую очередь, содержания предложенного сценария спектакля с точки зрения современного взгляда на антинаркотическуюпсихолого-педагогическую профилактику детского и подросткового контингентов:

Художественное произведение, претендующее на статус профилактического, призвано формировать представление о здоровых поведенческих альтернативах, наличие которых в любом профилактическом продукте должно составлять две трети (!) от общего объёма, и что абсолютно отсутствуетв спектакле.

Отсутствие креативной идеи в сценарии спектакля, которая бы отвечала запросам подросткового возраста, а значит, давала бы пищу для размышления и активизировала творческий поиск для выхода из сложной жизненной ситуации, можно считать главным недостатком спектакля, который претендует на то, чтобы являться средством профилактики наркозависимости.

При разработке сценариев и режиссуры художественных проектов, претендующих на статус художественного средства антинаркотической профилактики, мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с принципами психолого-педагогической профилактики наркозависимости в подростковой и молодежной среде, и, по возможности, привлекать к сотрудничеству специалистов соответствующего профиля - психологов, превентологов, врачей-наркологов.

В заключение необходимо сказать о том, что заслуживает глубокого уважения гражданская позиция и желание автора сценария, режиссера и актеров внести свой вклад в дело борьбы с наркоманией, однако направленный на экспертизу спектакль можно рассматривать лишь как проект, который требует серьезной профессиональной проработки, чтобы соответствовать призыву «Не навреди!». Стоит помнить, что любая профилактика - это интервенция по отношению к личности и сознанию человека, но не всякую интервенцию можно назвать профилактической.

Общий вывод: в представленном виде спектакль «Бросить легко» (режиссер Руслан Маликов, драматург Марина Крапивина) не может быть рекомендован ученикам старших классов и студентам колледжей и ВУЗов Москвы.



Вернуться назад