{headers} Полит Информ > Версия для печати > Украина. Классическая стрельба себе в ногу
Главная > Экономика и финансы > Украина. Классическая стрельба себе в ногу

Украина. Классическая стрельба себе в ногу


10-06-2021, 14:00.

И так. Власти нэзалежной поссорились с Белорусами. И как следствие ввели ограничения в торговле, авиаперелетах. Ну короче как будто они европейцы.

Эти ограничения Украины звучат в контексте заявления о прекращении авиасообщения с Белоруссией из-за якобы принудительной посадки самолета компании Ryanair в Минске, что является нарушением Конвенции о международной гражданской авиации. Такое обоснование запрета озвучил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

А так, на  постмайданных временах, к августу 2014 года  в двухсторонних отношениях наступила полная идиллия.

Белоруссия стала главным поставщиком нефтепродуктов на Украину, а по мере углубления российско-украинской санкционной войны — и главным поставщиком удобрений. Республика заняла весомую долю на украинском рынке муниципального транспорта и грузовых автомобилей. Кстати, украинский КрАЗ,  сейчас пребывает в процедуре банкротства. Белоруссия с 2014 года начала массовые поставки на Украину машинокомплектов МАЗ, к которым на заводах  пана Порошенко прикручивали колеса. После этого значительная часть машин под маркой «Богдан» отправлялась  украинским военным.

Белоруссия была главным поставщиком авиационного топлива Украине в период острой фазы конфликта на Донбассе — причем топливо ввозилось на условиях отсрочки платежа. А еще были поставки двигателей Ярославского моторного завода, аккумуляторов для военной техники, ряда комплектующих (вроде систем наведения, тепловизоров и приборов ночного видения), передача технологий (например, системы наведения для ПТРК «Стугна-П») и тому подобное.

С другой стороны, Белоруссия была  шлюзом для ввоза в Россию запрещенных украинских товаров — под маркой сделано в  Белоруссии.

Первые признаки прекращения идиллии пришлись на 2019 год, когда Украина ввела заградительную пошлину на цемент. Годом позже появилась подобная пошлина на газобетонные блоки. В апреле 2020 года со ссылкой на необходимость препятствовать пандемии Украина до конца года запретила импорт белорусской электроэнергии.

Следующим этапом деградации отношений стали выборы президента Белоруссии, которые Украина, следуя в фарватере коллективного Запада, не признала. Контакты на уровне правительств и других властных структур были,  свернуты.

К самым решительным действиям Украина перешла в апреле нынешнего года, когда ее руководство уже находилось в санкционном угаре. Двадцать шестого апреля были введены специальные пошлины в размере 35 процентов в отношении белорусских автобусов, грузовых и специальных автомобилей.

Но ответом, Киеву,  Белоруссией,  стало  прекращение авиасообщения. Ответ «прилетел» именно на политические санкции, Зеленского. Причем, ответ этот касается и запрета на белорусскую «перепаковку» украинских товаров для поставок в Россию. Что увеличивает украинские потери в 2,5 раза.

Белоруссия в торговле, стабильно больше вывозила товаров на Украину, чем ввозила оттуда. В последние годы разрыв в поставках стал двух-, а то и трехкратным: дефицит Украины составлял полтора-два миллиарда долларов в год. Это могло породить в Киеве иллюзию, что разрыв отношений больше ударит по Минску.Больше половины поставок из Белоруссии на Украину пришлось на нефтепродукты. Украина самостоятельно производить их не в состоянии. Купить так же дешево, как в Белоруссии, нигде не может. Дизельное топливо можно купить в России, но оно и так там закупается в больших объемах. Авиационное Россия не продает.. По мнению команды ЗЕ  отказ от закупки нефтепродуктов в Белоруссии — это удар по Минску, но это и  выстрел себе в ногу. Следующая товарная группа по объемам поставок — это удобрения, их в прошлом году было поставлено на 290 миллионов долларов. После введения эмбарго на поставку удобрений из России Украине просто негде купить относительно недорогие удобрения , кроме Белоруссии. Запрет на закупки  — это опять выстрел себе в ногу.

Обнуление военно-технического сотрудничества , а МАЗы напомню это автопарк ВСУ, опять стрельба по своим.

А вот Украина не поставляет в Белоруссию никаких уникальных товаров, которые нельзя было бы заместить поставками с любого из сопредельных рынков по сходной цене.

Казалось бы, торговая война при таких условиях невыгодна Киеву. Как не было ни малейшего смысла ее провоцировать, запрещая авиасообщение. Но так  было бы , если бы киевское руководство было самостоятельно. А поскольку это не так, то в рамках нынешнего западного курса на свержение Лукашенко, Зеленский и Ко будут с удовольствием делать все новые и новые выстрелы себе в ногу.



Вернуться назад