{headers} Полит Информ > Версия для печати > Система партнёрских отношений НАТО
Главная > Армия и конфликты > Система партнёрских отношений НАТО

Система партнёрских отношений НАТО


9-01-2015, 09:28.

Полковник Ю. Берестов,
полковник В. Олевский

С целью расширения влияния Североатлантического союза за пределы евро-атлантического пространства его руководство стремится увеличить состав государств-партнеров за счет развития сотрудничества со странами, не входящими в блок.

Зарождение партнерских отношений НАТО с другими государствами связано с окончанием периода "холодной войны" между Востоком и Западом и переходом альянса к диалогу и сотрудничеству со странами, не входящими в организацию. Адаптация военно-политического курса Североатлантического союза к новым реалиям нашла свое практическое отражение в принятой на Римском саммите (1991) "Стратегической концепции НАТО", в которой господствовавшая в те годы стратегия "гибкого реагирования" была дополнена новым принципом "сотрудничества". При этом предусматривалось расширение всесторонних связей с бывшими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы, а также с государствами постсоветского пространства. Характер таких отношений ставился в зависимость от проводимой этими странами внешней и внутренней политики.

В настоящее время партнерская деятельность НАТО осуществляется преимущественно по географическому принципу в рамках Совета евроатлантического партнерства, Средиземноморского диалога, Стамбульской инициативы по сотрудничеству, а также в ходе двустороннего взаимодействия с другими международными организациями и отдельными государствами.

Главными целями развития партнерских отношений НАТО с другими странами и организациями являются закрепление ведущей роли блока в обеспечении международной безопасности и увеличение возможностей по силовому урегулированию кризисов в различных районах мира. При этом альянс стремится обеспечить расширение границ своего геополитического влияния, экономического и военного присутствия в регионах, представляющих для него жизненно важные интересы, а также пытается максимально использовать потенциал партнеров при проведении миротворческих операций. Так, в операциях НАТО на Балканах и в Афганистане принимают участие национальные воинские контингенты общей численностью до 5 тыс. человек из 16 государств, не являющихся членами блока.

Важнейшим структурным компонентом партнерской деятельности Североатлантического союза является Координационная ячейка партнерства, созданная при ВТК ОВС НАТО (г. Монс, Бельгия) и призванная налаживать взаимодействие альянса с другими государствами и организациями в военной сфере. Руководство ячейкой осуществляет директор, а персонал комплектуется из представителей стран - членов блока и государств-партнеров.

В соответствии с решением Рижского саммита альянса (2006) разработаны предложения по совершенствованию структуры и механизмов функционирования системы руководства партнерской деятельностью в военной сфере. В частности, на основе Координационной ячейки партнерства НАТО, а также отделов сотрудничества в составе стратегических командований ОВС блока в структуре стратегического командования операций к 2010 году планируется создать новый орган - управление военного сотрудничества.

По замыслу руководства Североатлантического союза, данный орган должен расширить возможности организации по осуществлению военных контактов с государствами-партнерами, число которых постоянно увеличивается, и устранить дублирование деятельности в данной сфере.

Официальное представительство партнеров при штаб-квартире НАТО осуществляется посредством дипломатических миссий, аккредитованных при Североатлантическом союзе, а военное представительство в Военном комитете альянса - через главных военных представителей. В свою очередь, руководство НАТО имеет своих уполномоченных в большинстве стран-участниц. В частности, через аппарат спецпредставителя генерального секретаря НАТО по странам Закавказья и Центральной Азии, офицеров связи, военные миссии и штабные группы блока реализуются программы сотрудничества с государствами постсоветского пространства и республиками бывшей Югославии. Кроме того, представительские функции выполняют так называемые контактные посольства стран НАТО в ряде государств-партнеров.

Наиболее развитым механизмом партнерских отношений располагает Совет евроатлантического партнерства (СЕАП) и действующая в его рамках программа "Партнерство ради мира" (ПРМ).

Прообразом СЕАП стал созданный в 1991 году Совет североатлантического сотрудничества, который в 1997-м был преобразован в Совет евроатлантического партнерства. В соответствии с подписанными в этом же году в г. Синтра (Португалия) учредительными документами СЕАП является консультативным органом, обсуждающим проблемы сотрудничества НАТО со странами Евроатлантического региона по вопросам политики безопасности.

Совет объединяет членов альянса, нейтральные европейские государства, страны Юго-Восточной Европы и постсоветского пространства, которые на постоянной основе взаимодействуют с НАТО в интересах обеспечения стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами. В настоящее время в состав организации входят 50 участников (26 стран НАТО и 24 других государства - Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Черногория, Швейцария, Швеция).

Главным фактором, побуждающим руководство большинства государств развивать отношения с НАТО, является признание доминирующей роли блока в решении глобальных проблем международной безопасности и урегулировании конфликтных ситуаций в различных регионах мира. Сотрудничество с альянсом в военно-политической сфере позволяет странам-партнерам обеспечить вовлеченность в наиболее значимые региональные процессы и создавать благоприятные условия для достижения своих внешнеполитических целей.

Учитывая наличие у Североатлантического союза широких экономических и военных возможностей, ряд государств Европы и близлежащих регионов рассматривает НАТО в качестве основного гаранта стабильности в Евроатлантической зоне. При этом процесс дальнейшего расширения блока и развития партнерских механизмов расценивается как отвечающий национальным интересам и способствующий укреплению региональной безопасности. В связи с этим страны, строящие отношения с Североатлантическим союзом на принципах партнерства, поддерживают деятельность организации по расширению участия в урегулировании кризисов не только в традиционной зоне ответственности блока, но и за ее пределами.

Европейские государства, декларирующие приверженность нейтралитету (Австрия, Ирландия, Финляндия, Швейцария, Швеция), целью взаимодействия с альянсом считают повышение собственного международного авторитета, а также использование партнерских механизмов для участия в общеевропейских и натовских программах военно-технического сотрудничества (ВТС). Руководство этих стран добивается расширения вовлеченности своих военно-промышленных фирм в совместные проекты разработки и производства современных образцов ВВТ, а также модернизации имеющихся систем оружия.

Большинство государств-партнеров мотивируют свое сотрудничество с Североатлантическим союзом стремлением получить безвозмездную военно-техническую и финансовую помощь для строительства национальных ВС и других силовых структур, их оснащения современными образцами вооружения и военной техники, подготовки кадров, модернизации объектов военной инфраструктуры. Одновременно взаимодействие с НАТО позволяет привлечь западные инвестиции к развитию национальной промышленности и разработке запасов полезных ископаемых на территории этих стран, а также рассчитывать на выделение денежных грантов на образовательные цели, реализацию социальных и научных проектов.

В связи с этим к приоритетным направлениям деятельности СЕАП относятся: согласование позиций по важнейшим региональным проблемам, проведение скоординированной политики в области европейской безопасности, контроль над вооружениями, совместные действия в интересах противодействия террористическим угрозам и урегулирования кризисов, решение военно-экономических проблем, осуществление гражданского чрезвычайного планирования, развитие военной науки, обеспечение экологической безопасности в условиях военной деятельности.

Заседания СЕАП проводятся не реже двух раз в год на уровне министров иностранных дел и министров обороны. Они, как правило, приурочиваются к сессиям Совета НАТО. Предусмотрена также возможность проведения по мере необходимости встреч глав государств и правительств. Основной объем работы по подготовке руководящих документов и разработке программ сотрудничества выполняют постоянные представители стран-партнеров при НАТО на своих заседаниях, проходящих ежемесячно. Для выработки наиболее важных решений по проблемам безопасности создана специальная группа политических и военных экспертов, а также функционирует группа координации вопросов реализации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, которые действуют под руководством первого заместителя генерального секретаря НАТО.

Направления военного сотрудничества обсуждаются на заседаниях Военного комитета евроатлантического партнерства с участием начальников генеральных штабов (обычно два раза год) или военных представителей (ежемесячно). При этом заседания рабочих органов СЕАП могут проходить как с участием всех партнеров, так и в ограниченном составе для обсуждения отдельных проблем с обязательным информированием остальных членов совета о принятых решениях.

Другими формами сотрудничества в рамках СЕАП являются периодические встречи руководителей стран-участниц, обмены национальными военными делегациями, деятельность рабочих групп экспертов, а также проведение различных мероприятий - конференций, консультаций, семинаров, встреч деятелей науки, организуемых Военным комитетом и другими структурахми альянса. Начиная с 2005 года регулярно проводятся заседания Форума безопасности -нового органа СЕАП, в рамках которого на высоком уровне осуществляется поиск путей совместного решения наиболее острых вопросов безопасности. В 2009 году в качестве страны проведения очередного подобного мероприятия избран Казахстан.

Важным инструментом реализации планов сотрудничества в рамках СЕАП является программа "Партнерство ради мира", принятая главами государств и правительств НАТО в 1994 году. Подключение к программе ПРМ осуществляется путем присоединения государств-партнеров к так называемому рамочному документу после подписания соглашения между альянсом и страной-кандидатом (презентационного документа) о взаимных обязательствах сторон. В соглашении определяются цели и задачи двустороннего сотрудничества, содержание партнерской деятельности в рамках программы ПРМ, а также размеры выделяемых сторонами финансовых и материальных средств для проведения совместных практических мероприятий.

Деятельность СЕАП строится в соответствии с рабочим планом евроатлантического партнерства (разрабатывается каждые два года), который включает долгосрочный и краткосрочный перечни мероприятий. В нем определены приоритетные направления деятельности организации и предусмотрено обсуждение региональных проблем, проведение скоординированной политики в области европейской безопасности, контроль над вооружениями, согласование усилий государств-участников по противодействию террористическим угрозам и проведению миротворческих операций, решение военно-экономических проблем, осуществление гражданского чрезвычайного планирования, меры по развитию науки и охране окружающей среды.

Государства-партнеры на основе этого плана и положений собственных презентационных документов разрабатывают индивидуальные программы и планы сотрудничества с Североатлантическим союзом, которые пересматриваются, как правило, каждые два года.

Базовым документом для планирования и организации партнерского взаимодействия является индивидуальная программа партнерства (ИПП). которая содержит политические цели партнерской деятельности в рамках СЕАП/ПРМ, перечень конкретных мероприятий двустороннего взаимодействия с альянсом, а также список сил и средств, предоставляемых партнерами для целей ПРМ. Сотрудничество в рамках ИПП затрагивает такие области, как военная политика и военное строительство, военно-гражданское взаимодействие, образование, подготовка и переподготовка военных кадров, совершенствование военной инфраструктуры, развитие систем управления и связи, кризисное регулирование, чрезвычайное гражданское планирование. Программа составляется на двухлетний период. В настоящее время ИПП реализуются с большинством участников СЕАП/ПРМ. Исключение пока составляют Мальта и Сербия, которые после заключения соглашений о защите информации с НАТО также должны приступить к разработке данных программ.

Заинтересованные страны-партнеры составляют индивидуальные планы действий партнерства (ИПДП), содержащие перечень конкретных мероприятий, направленных на осуществление реформ в политической, экономической и военной сферах.

С целью создания условий для участия стран СЕАП в проведении контртеррористических и миротворческих операций под руководством альянса основное внимание в рамках военного сотрудничества уделяется адаптации национальных вооруженных сил партнеров к стандартам ОВС НАТО. Эта деятельность предполагает: организацию взаимодействия при проведении оперативной и боевой подготовки войск, достижение совместимости вооружения и военной техники, подготовку военных кадров партнерских государств.

Одним из приоритетных направлений реализации программы ПРМ является достижение оперативной совместимости вооруженных сил стран-партнеров и НАТО. Данная задача решается на основе разработанной в НАТО концепции "Повышение оперативных возможностей вооруженных сил стран -участниц программы "Партнерство ради мира". В ходе реализации этой концепции основные усилия сосредоточиваются на проведении мероприятий по обеспечению оперативной совместимости воинских контингентов стран - членов ПРМ и ОВС Североатлантического союза, а также по созданию комплекта сил и средств ВС государств-партнеров, которые могут совместно с ОВС блока привлекаться к решению задач кризисного регулирования.

В настоящее время официальные предложения руководству альянса о выделении национальных подразделений для задействования в составе группировок ОВС блока направили 20 государств - участников программы ПРМ.

Проверка готовности подразделений ВС стран-партнеров к совместным с ОВС альянса действиям осуществляется в ходе учений в рамках программы ПРМ, по итогам которых уточняется единая база данных о воинских формированиях, заявленных партнерами к участию в операциях блока. Кроме того, этим государствам ежегодно предоставляется возможность участвовать в мероприятиях оперативной и боевой подготовки коалиционных ВС НАТО, в том числе в учениях сил первоочередного задействования альянса.

О важном значении концепции в планах командования Североатлантического союза свидетельствует тот факт, что ее основные положения активно используются в процессе создания многонациональных воинских формирований с участием ВС государств НАТО и стран-партнеров. Так, в рамках субрегионального военного сотрудничества европейских государств в соответствии с требованиями альянса, предъявляемыми к оперативной совместимости войск (сил), сформированы балканская миротворческая бригада "Сибриг", литовско-польско-украинский механизированный батальон и венгеро-румыно-словацко-украинский инженерный батальон "Тиса".

Для координации действий между военными структурами НАТО и ВС стран-партнеров, а также обеспечения участия последних в планировании военной деятельности блока при штабах ОВС НАТО созданы постоянно действующие штабные группы ПРМ (по натовской терминологии - "штабные элементы ПРМ"), в которых до 30 % должностей выделено для представителей государств - участников этой программы. В настоящее время такие группы развернуты в штаб-квартире альянса, международном военном штабе, командованиях ОВС НАТО различного уровня, координационной ячейке партнерства, военном колледже (Рим, Италия) и школе НАТО (Обераммергау, ФРГ), а также в объединенном центре разработки концепций боевого применения ОВС НАТО (Йотта, Норвегия), в состав которых входят офицеры из стран блока и около 100 представителей ВС государств-партнеров.

В целом реализация концепции оперативных возможностей позволяет руководству Североатлантического союза переложить на своих партнеров часть нагрузки по выделению сил и средств для проведения миротворческих операций и решать задачи по приведению вооруженных сил стран-кандидатов на вступление в альянс в соответствие с его требованиями.

Действенным инструментом повышения оперативной совместимости воинских формирований государств-партнеров с подразделениями ОВС НАТО является программа обучения и образования ПРМ. В рамках данной программы действуют 12 учебных центров ПРМ, в которых ежегодно проходят подготовку более 2 тыс. слушателей из стран- участников СЕАП/ ПРМ, а также других форматов партнерства. Учебные программы предусматривают изучение следующих вопросов: международной политики и проблем безопасности, военного строительства, подготовки и проведения миротворческих операций, управления воздушным движением, тылового обеспечения, стандартизации вооружений, обеспечения безопасности границ, демократического контроля над ВС, чрезвычайного гражданского планирования, языковой подготовки.

Важное значение руководство Североатлантического союза придает использованию возможностей СЕАП и ПРМ для наращивания присутствия альянса в Закавказье и Центральной Азии. Развернутые в этих регионах представительства НАТО основные усилия направляют на поддержку в странах СНГ внутренних "демократических" преобразований и военных реформ, увеличение их военного потенциала, расширение ВТС с Западом. Для решения этих задач используются политические, финансовые и военно-технические ресурсы блока, активизируются двусторонние контакты стран - членов организации с руководством бывших советских республик, в рамках СЕАП и программы ПРМ реализуются новые инициативы по развитию сотрудничества с ними.

В рамках программы ПРМ предусматривается оказание помощи в реформировании военного сектора государств-партнеров в соответствии с планом действий партнерства по строительству оборонных структур (ПДП-СОС). В настоящее время мероприятия, определенные этим планом (одобрен на Стамбульском саммите НАТО в 2004 году), проводят Азербайджан, Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Казахстан и Молдова. ПДП-СОС предусматривает: создание эффективных механизмов демократического контроля над деятельностью национальных вооруженных сил; участие гражданских структур в разработке политики безопасности; законодательный надзор за военной деятельностью своих государств; углубленную оценку угроз для национальной безопасности; оптимизацию структур управления военных ведомств и других силовых структур; эффективное управление расходами на оборону; регулирование социально-экономических последствий структурной перестройки военного сектора; международное сотрудничество в сфере обороны и безопасности.

Руководство Североатлантического союза значительное внимание уделяет задействованию механизмов программы ПРМ в интересах реализации политики "открытых дверей" и дальнейшего расширения НАТО. Главным инструментом осуществления данного курса является план действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ), впервые представленный в 1999 году на Вашингтонском саммите альянса. Целью ПДПЧ является достижение страной-кандидатом на вступление в организацию установленных критериев готовности. План предусматривает проведение претендентами комплекса мероприятий политического, экономического, военно-политического и военно-технического характера, а также решение вопросов в области права, военного строительства и ресурсов. По итогам выполнения ПДПЧ принимается решение о приглашении страны-претендента на вступление в НАТО.

На этапе реализации данного плана находятся Албания и Хорватия, уже получившие приглашение на вступление в Североатлантический союз, а также Македония, решение вопроса о присоединении которой к организации отложено до урегулирования ею разногласий с Грецией относительно конституционного названия македонского государства. С просьбой о подключении к данному механизму обратились также Грузия, Черногория и Украина.

Присоединению к ПДПЧ обычно предшествует перевод отношений в формат интенсифицированного диалога, который является особой формой сотрудничества НАТО с государствами-партнерами, активно стремящимися к вступлению в альянс либо желающими перевести характер взаимоотношений на более высокий уровень с целью запуска ПДПЧ. В настоящее время Североатлантический союз поддерживает такой формат сотрудничества с Боснией и Герцеговиной, Грузией, Черногорией и Украиной.

Практические аспекты политики партнерства также нашли свое отражение при реализации плана действий партнерства по борьбе с терроризмом (ПДП-Т), выдвинутого на Пражском саммите НАТО после терактов 11 сентября 2001 года в США. План направлен на развитие возможностей партнеров по эффективному реагированию на террористические угрозы, а также по содействию усилиям альянса в этой области. В качестве основных направлений сотрудничества с партнерами в сфере антитеррористической борьбы на текущем этапе рассматриваются: совместное проведение операций с использованием вооруженных сил; охрана границ; контроль над распространением ПЗРК, противодействие незаконной торговле комплексами и сокращение их запасов; обмен разведывательной информацией. Кроме того, намечено повысить уровень защиты воздушного пространства, аэродромов и самолетов от применения ПЗРК.

Одновременно руководством блока проводится работа по подключению членов Совета евроатлантического партнерства, а также государств - участников других партнерских форматов к операции ОВМС НАТО "Эктив индевор" по контролю над судоходством в Средиземном море. В соответствии с планами совместной оперативной и боевой подготовки организуются многосторонние учения ОВС альянса, на которых отрабатываются вопросы антитеррористической деятельности. Партнеры привлекаются к обеспечению безопасности границ на Балканах (Охридский процесс), что позволяет осуществлять контроль над распространением ядерных материалов, экспортом оружия, финансовыми потоками и т. д. Обмен разведывательной информацией организуется в рамках группы взаимодействия "НАТО - партнеры по разведке". Это подразделение намечается включить в разведывательное управление Международного военного штаба блока.

Особое место в системе отношений Североатлантического союза с другими странами занимают целевые (трастовые) фонды НАТО. Они начали создаваться в 2000 году для оказания содействия государствам-партнерам в безопасном уничтожении запасов противопехотных мин. В дальнейшем возможности этого направления сотрудничества были расширены с включением в него других проектов в области демилитаризации, нацеленных на уничтожение стрелкового оружия, обычных боеприпасов и взрывчатых веществ, а также компонентов ракетного топлива. Кроме того, подобные структуры предназначены для поддержки государств-партнеров в устранении социально-экономических последствий военных реформ, в частности, посредством профессиональной переподготовки военнослужащих и конверсии военных объектов. Одновременно отмечается стремление руководства альянса расширить сферы применения целевых фондов. Так, рассматривалась перспектива использования подобных фондов для восстановления военной инфраструктуры и боеспособности грузинских ВС после августовских событий 2008 года в Южной Осетии.

В стадии реализации находится 11 проектов в Азербайджане, Афганистане, Боснии и Герцеговине, Грузии, Иордании, Казахстане, Мавритании, Молдавии, Сербии, Украине (два проекта). Девять проектов на территории бывших советских и югославских республик уже завершены. Финансирование программ обеспечивается членами НАТО и государствами-партнерами на добровольной основе. Взносы могут вноситься также оборудованием и услугами. В качестве организации - исполнителя большей части проектов выступает Агентство НАТО по материально-техническому обеспечению и снабжению, которое отвечает за реализацию их технических и финансовых аспектов.

С наиболее важными со стратегической точки зрения партнерами - участниками СЕАП (Россией, Украиной и Грузией) Североатлантический союз развивает особые формы сотрудничества.

Договорно-правовой базой отношений Россия - НАТО, помимо рамочного и презентационного документов ПРМ являются "Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора" (принят 27 мая 1997 года в Париже) и Декларация "Отношения России и НАТО: новое качество" (принята 28 мая 2002-го на Римской встрече в верхах). В соответствии с этими документами учрежден Совет Россия - НАТО, в Москве открыты Информационное бюро НАТО, военная миссия связи, Центр социальной адаптации военнослужащих, увольняемых в запас из ВС РФ.

В настоящее время важнейшим инструментом развития двусторонних отношений является Совет Россия - НАТО (СРН), в компетенцию которого включены все вопросы двустороннего взаимодействия. В рамках СРН проводятся консультации по всем вопросам, затрагивающим интересы России и Североатлантического союза, осуществляется оценка существующих и возможных угроз для безопасности в Евро атлантическом регионе, вырабатываются совместные действия по нейтрализации вызовов и рисков. Так как данный формат сотрудничества не предусматривает использование традиционных механизмов ПРМ в практической деятельности. Совет Россия - НАТО опирается на работу комитетов, рабочих и экспертных групп, созданных для рассмотрения и принятия решений по актуальным вопросам и направлениям двустороннего взаимодействия.

Римская декларация определяет девять основных областей двустороннего сотрудничества: борьба с терроризмом, кризисное регулирование, нераспространение ОМП, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия, ПРО на ТВД, поиск и спасание на море, военное сотрудничество, чрезвычайное гражданское планирование, реагирование на новые угрозы и вызовы.

Предусматривается организация заседаний на уровне министров иностранных дел и министров обороны два раза в год, а на уровне глав государств и правительств - по мере необходимости. Заседания совета на уровне послов проводятся не реже одного раза в месяц. Под эгидой Совета ежемесячно проходят также встречи начальников генеральных штабов (дважды в год) и военных представителей (ежемесячно) стран-участниц. В случае необходимости могут созываться встречи военных экспертов.

В связи с осложнением отношений между Россией и НАТО в результате вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию руководство альянса приняло решение пересмотреть существующие планы сотрудничества с РФ в военной области. Были свернуты официальные контакты по линии СРН, приостановлено проведение совместных учений и участие российских боевых кораблей в операции "Эктив индевор", заморожена реализация ряда важных совместных проектов. В то же время было признано возможным сохранить взаимодействие в таких областях, как борьба с терроризмом, транзит через российскую территорию грузов в Афганистан, подготовка кадров для антинаркотических структур центральноазиатских государств, чрезвычайное гражданское планирование. На очередном заседании Совета НАТО на уровне министров иностранных дел (Брюссель, 2-3 декабря 2008 года) генеральному секретарю Североатлантического союза было поручено организовать работу СРН на уровне постоянных представителей в целях поэтапного восстановлении сотрудничества и определения возможных направлений дальнейшего взаимодействия альянса с Российской Федерацией.

Основой развития долговременных отношений между Украиной и НАТО является Хартия об особом партнерстве, принятая в 1997 году. В ней содержатся обязательства сторон развивать отношения "особого и эффективного" сотрудничества, предусматривается создание ключевых механизмов такого взаимодействия, в частности Комиссии НАТО - Украина, совместных рабочих групп, кризисного консультативного органа. Согласно указанному документу учреждены также центр информации и документации НАТО (Киев), украинская миссия при НАТО и аппарат офицеров связи альянса на Украине, ряд совместных рабочих групп.

На Пражском саммите альянса был одобрен План действий Украина - НАТО, в котором в качестве стратегической цели сотрудничества на ближайшую перспективу определена интеграция страны в военные структуры альянса. В соответствии с данным курсом главы государств и правительств стран НАТО на встрече в Бухаресте (апрель 2008 года) высказались за целесообразность интеграции Украины в евроатлантические структуры. В частности, достигнуто соглашение об активизации сотрудничества между Брюсселем и Киевом на всех уровнях, а также дано поручение министрам иностранных дел сократить сроки рассмотрения вопроса о подключении страны к Плану действий по подготовке к членству в НАТО.

Основными препятствиями для решения вопроса о предоставлении Украине ПДПЧ остаются продолжающийся внутриполитический кризис и низкий уровень поддержки атлантических устремлений нынешнего руководства страны со стороны населения. Для изменения негативного отношения жителей Украины к вступлению в Североатлантический союз на национальном уровне, а также при активной финансовой и информационной поддержке Запада намечено проведение широкомасштабной кампании, чтобы кардинально изменить ситуацию уже в ближайшее время.

Показателем ключевой роли Грузии в продвижении политики альянса в Закавказье стало принятие в разгар грузино-осетинского противостояния решения о создании Комиссии НАТО - Грузия (август 2008 года). Целями вновь созданной комиссии являются: углубление политического диалога и сотрудничества между НАТО и Грузией на всех уровнях; координация усилий по оказанию помощи Тбилиси в постконфликтном восстановлении страны; продвижение политических и экономических реформ, направленных на подготовку к вступлению в Североатлантический союз.

В целом, несмотря на достигнутые результаты в деятельности СЕАП и реализации программы ПРМ, согласно многочисленным оценкам западных экспертов, данный формат сотрудничества утрачивает свою эффективность и привлекательность для большинства стран-партнеров.

Осознавая насущную потребность в реформировании системы партнерских отношений, Соединенные Штаты Америки и Великобритания накануне Рижскою саммита (2006) разработали концепцию "глобального партнерства", которая предусматривала реформирование системы взаимоотношений со всеми категориями государств-партнеров, а также расширение сотрудничества с так называемыми контактными странами (Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Япония). Однако по итогам рассмотрения в Риге американо-британской инициативы не нашли поддержку выдвинутые в ней предложения об официальном придании партнерского статуса государствам, расположенным в других регионах мира и активно участвующим в операциях под руководством НАТО. Отношения с "контактными странами" признано целесообразным расширять на индивидуальной основе с использованием существующих форматов взаимодействия.
Одновременно было признано необходимым сохранить и развивать потенциал действующих программ партнерства (ПРМ, Средиземноморский диалог, Стамбульская инициатива сотрудничества), которые, по оценкам ряда национальных руководителей, еще не исчерпали свои возможности.

На Бухарестском саммите НАТО (2008) сделан вывод о необходимости повышения антикризисной направленности существующих механизмов сотрудничества с государствами-партнерами в интересах их более активного привлечения к операциям, проводимым блоком в различных регионах мира. С этой целью предусмотрено расширять обмен разведывательной информацией, повышать уровень оперативной совместимости воинских формирований стран-партнеров с ОВС НАТО, активизировать использование целевых фондов альянса для реализации национальных планов военного строительства, интенсифицировать процесс обучения кадров стран-партнеров в военных заведениях Запада. Кроме того, чтобы повысить заинтересованность других государств в сотрудничестве с альянсом, введен статус "привилегированного партнерства", который намечено присваивать тем из них, кто активно участвует в операциях НАТО по урегулированию кризисов и передавших свои воинские контингенты в состав СПЗ блока.

В рамках расширения политического диалога со странами Средиземноморского бассейна руководство Североатлантического союза основное внимание уделяет углублению взаимодействия в военной сфере с участниками Средиземноморского диалога (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис) путем разработки с ними индивидуальных программ сотрудничества (уже подписаны с Израилем и Египтом). Кроме того, активизации взаимодействия альянса со странами Средиземноморья способствует их участие в реализации отдельных направлений деятельности программы "Партнерство ради мира", в том числе подключение к информационной системе обмена данными по программе ПРМ. На повышение авторитета НАТО в арабском мире направлена деятельность трастовых фондов (3,5 млн евро) по реализации программ утилизации боеприпасов в Иордании и Мавритании. Под контролем Североатлантического союза военно-морские силы Алжира, Египта, Иордании, Марокко и Туниса осуществляют наблюдение за судоходством в своих территориальных водах. Кроме того, в интересах операции "Эктив индевор" корабли береговой охраны ряда североафриканских государств контролируют свои территориальные воды.

Особое внимание в сфере военного сотрудничества Североатлантического союза и стран Средиземноморского бассейна уделяется оказанию помощи в реформировании национальных ВС с целью повышения их оперативной совместимости с ОВС НАТО и создания условий для участия воинских контингентов государств-партнеров в операциях блока по урегулированию кризисов. В интересах решения этих задач осуществляется подготовка национальных военных кадров в военных учебных заведениях стран Запада, расширяется практика совместного проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки. В соответствии с ежегодной Рабочей программой Средиземноморского диалога в 2008 году проведено более 150 совместных мероприятий, в которых приняли участие около 1 тыс. военнослужащих региона.

На основе выдвинутой в 2004 году Стамбульской инициативы сотрудничества расширяются контакты НАТО с участниками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия). В интересах объединения усилий стран региона для борьбы с террористической угрозой руководство альянса добивается присоединения к Стамбульской инициативе по сотрудничеству Омана и Саудовской Аравии (другие четыре участника Совета уже подписали соответствующие документы). Развитию взаимодействия со странами "большого Ближнего Востока" способствует заключение с государствами Персидского залива (кроме Омана и Саудовской Аравии) соглашения об обмене разведывательной информацией, обучение арабских военнослужащих в военном колледже НАТО, а также планируемое создание регионального учебного (в Иордании) и международного антитеррористического (в Бахрейне) центров стран региона.

С целью вовлечения этих государств в борьбу с международным терроризмом повышенное внимание уделяется вопросам, касающимся налаживания обмена разведывательной информацией по антитеррористической тематике, подключения воинских формирований стран Северной Африки к контртеррористическим мероприятиям альянса, задействования национальных объектов инфраструктуры войсками (силами) блока. Так, Совет НАТО одобрил предложение Египта, выразившего готовность выделить в распоряжение блока общевойсковой батальон и полевой госпиталь.

В то же время развитию контактов государств Запада со странами Средиземноморья препятствует сохранение противоречий между арабскими государствами и Израилем по вопросам ближневосточного урегулирования и проблемам нераспространения ядерного оружия, а также отсутствие у стран-партнеров достаточных финансовых ресурсов.

В качестве действенных механизмов расширения зоны влияния Североатлантического союза за пределы евроатлантического пространства намечается более активно использовать военно-политический потенциал других международных организаций, в первую очередь ООН, ЕС, ОБСЕ, Африканского союза.

В интересах расширения политического диалога с Евросоюзом по проблемам безопасности руководство альянса внедряет в практику периодическое проведение, как правило, в рамках натовских мероприятий неформальных встреч министров иностранных дел стран - членов НАТО и ЕС. На регулярной основе организуются совместные заседания Постоянного совета НАТО и Комитета по вопросам внешней политики и политики безопасности Евросоюза, на которых стороны обсуждают совместные действия по урегулированию кризисных ситуаций. Кроме того, органы военного руководства двух организаций проводят консультации по вопросам наиболее рационального задействования подразделений постоянной готовности национальных вооруженных сил в составе СПЗ НАТО и сил реагирования Евросоюза.

Предлагается также назначать одних и тех же лиц на должности постоянных представителей в Совет НАТО и Комитет по вопросам внешней политики и политики безопасности Евросоюза. По мнению экспертов блока, это позволит в перспективе сформировать под председательством генеральных секретарей НАТО и ЕС совместный орган, который при участии высокопоставленного представителя США будет способен оперативно решать актуальные проблемы международной безопасности.

Кроме того, в целях эффективного противодействия новым вызовам и угрозам для безопасности стран Запада намечается в дополнение к существующему пакету договоренностей "Берлин плюс" разработать новое соглашение, которое давало бы возможность альянсу в случае необходимости использовать гражданский антикризисный потенциал ЕС в операциях кризисного реагирования. Между военными структурами НАТО и ЕС уже достигнута договоренность, исключающая одновременное выделение воинских подразделений в состав сил первоочередного задействования блока и сил реагирования Евросоюза.

В рамках военно-технического сотрудничества главное внимание сосредоточено на налаживании отношений между Европейским оборонным агентством и соответствующими структурами альянса с целью совместной реализации программ по созданию современных образцов ВВТ. При этом за более тесное взаимодействие в военно-технической области выступают США, которые стремятся тем самым расширить присутствие американских компаний на европейском рынке вооружений.

По мнению руководства НАТО, установление контактов с ООН в сфере миротворчества позволяет придать легитимный характер применению Североатлантическим союзом военной силы, расширить границы его деятельности за пределы Европейского региона, а также частично компенсировать финансовые затраты альянса и снизить потери своих войск, особенно при проведении крупномасштабных операций. В зависимости от характера интересов ведущих стран Запада в конкретном регионе блок может оказывать международному сообществу помощь в решении миротворческих задач (переброска гуманитарных грузов, эвакуация мирного населения, развертывание лагерей для беженцев), а при определенных условиях - проводить самостоятельные операции в соответствии с мандатом СБ ООН. В НАТО не исключают возможность задействования воинских контингентов блока также в операциях, проводимых под руководством ООН.

В связи с этим в сентябре 2008 года генеральные секретари организаций подписали декларацию о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН, которая позволяет осуществлять более эффективное взаимодействие обеих структур в области урегулирования кризисов, а также обеспечивает альянсу упрощение доступа к силам и средствам стабилизации и постконфликтного восстановления ООН.

В качестве важного направления деятельности по защите своих интересов на постсоветском пространстве руководство Североатлантического союза рассматривает сотрудничество с ОБСЕ. С учетом этого в последнее время между двумя организациями отмечается активизация контактов при реализации совместных региональных проектов и согласовании подходов к решению важных международных проблем. Так, в рамках существующих механизмов двусторонних политических консультаций систематически проводятся совещания представителей постоянных рабочих органов НАТО и ОБСЕ, на которых обсуждаются проблемы урегулирования кризисов, перспективы выполнения совместных программ в таких областях, как уничтожение запасов легкого вооружения в районах конфликтов и содействие государствам бывшего СССР в реформировании их силовых структур по западным стандартам.

Важным направлением деятельности Североатлантического союза по расширению зоны влияния за пределы евроатлантического пространства является развитие сотрудничества с Африканским союзом (АС). С целью реализации данного курса руководство блока изучает возможности активизации сотрудничества с АС по вопросам создания региональной системы коллективной безопасности и развертывания Африканских сил постоянной готовности (АСПГ). При этом в качестве возможных новых направлений практической деятельности альянса в Африке определены: оказание консультативной помощи руководству АС по вопросам формирования системы коллективной безопасности, участие в техническом оснащении и вооружении АСПГ, подготовка командных кадров для африканских миротворческих контингентов на базе военных учебных заведений НАТО.

Признавая важную роль неправительственных организаций (НПО) в процессах стабилизации обстановки и постконфликтного восстановления в кризисных регионах, руководство НАТО заинтересовано в налаживании сотрудничества с теми из них, чья деятельность соответствует стратегическим целям альянса, кто ориентирован на работу в сложных кризисных районах, готов к решению гуманитарных задач и способен выполнять посреднические функции в переговорах.

Наиболее последовательно развивается сотрудничество Североатлантического союза с Международным комитетом Красного Креста (МККК), с которым в 2004 году подписан "Меморандум о взаимопонимании по вопросам реализации связи, планирования, координации и взаимной поддержки". В соответствии с этим документом МККК взаимодействует с НАТО в вопросах подготовки специалистов для участия в международных гуманитарных акциях. Кроме того, по линии Красного Креста под видом гуманитарной помощи организуются поставки в кризисные регионы не только продовольствия и медикаментов населению, но и других стратегически важных товаров и средств для обеспечения деятельности взаимодействующих с НАТО структур. Характерным в этом плане является пример оказания странами НАТО "гуманитарной помощи" Грузии после августовских событий в Южной Осетии, когда основные поставки осуществлялись через посредничество местных отделений МККК.

Для налаживания контактов с другими НПО, специализирующимися на оказании гуманитарной помощи, обеспечении безопасности в лагерях беженцев, а также на проведении разминирования территорий, разоружения и демобилизации незаконных вооруженных формирований, используются специализированные агентства ООН, имеющие опыт работы в данной сфере, а для координации такого рода деятельности создаются особые штабные элементы в командных структурах альянса.

В целом анализ состояния и перспектив развития отношений НАТО с другими странами и международными структурами свидетельствует о стремлении руководства блока использовать основные программы и механизмы сотрудничества в интересах более широкого привлечения партнеров к решению задач в интересах Североатлантического союза в первую очередь за пределами зоны его ответственности. При этом партнерские государства преследуют, как правило, прагматичные цели, направленные на обеспечение национальной безопасности и решение за счет Запада своих социально-политических и экономических проблем.



Вернуться назад