Главная > Государство и управление > Дальний Восток — экономика, политика и климат

Дальний Восток — экономика, политика и климат


7-09-2021, 08:00.

В ходе Восточного экономического форума Владимир Путин сделал ряд важных заявлений, которые в равной степени можно отнести и к внутри-, и к внешнеполитической сфере. В частности, речь шла о развитии Дальнего Востока. По словам главы государства, Россия будет формировать в регионе центр притяжения капитала и экономики, создавать пространство возможностей для граждан и бизнеса.

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в этом федеральном округе вырос за шесть лет почти вдвое, рассказал российский лидер. Он призвал предлагать новые решения по развитию региона, а также попросил правительство содействовать проектам по региональной энергетике. 

В общем, речь идет об опережающем развитии региона. И о включении Владивостока (как и его нового города-спутника под названием, как это ни удивительно, Спутник) в своего рода международный торговый союз крупнейших городов АТР. 

В этой связи, остро встаёт вопрос южных Курил. Напомним, что Япония претендует на российские острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора с РФ, который по окончании Второй мировой войны (76-я годовща, которого была 3 сентября) так и не был подписан.

В 1956 году СССР и Япония подписали совместную декларацию, в которой Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Японии двух островов в случае заключения мирного договора. СССР рассчитывал поставить на этом точку, Япония же считала сделку лишь частью решения проблемы, не отказываясь от претензий на все острова. Последующие переговоры ни к чему не привели. Позиция Москвы состоит в том, что острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит.

За бесконечными и донельзя политизированными попытками пересмотра итогов Второй мировой скрываются вполне конкретные финансовые интересы. Байки об экономической бесполезности Курил не должны никого вводить в заблуждение. Не заблуждаются и в Кремле. Курильские острова будут освоены в ближайшие пять лет, это позволит закончить разговоры об их принадлежности. Об этом сообщил вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

 "Нужен больший масштаб освоения Курильских островов. Там сегодня небольшие поселки на островах, хорошо работающие эффективные рыбозаводы, только их мало", - сказал полпред в интервью ГТРК "Приморье".

По его словам, преференциальный режим в том ракурсе, в котором премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минфину разработать его, по сути —  российский офшор.

"Я уверен, что такой преференциальный толчок развития острова будет услышан и российскими предпринимателями, и нашими соседями. Мы надеемся, что в течение ближайших пяти лет, уверен, что почувствуем опережающую динамику развития Курильских островов", — добавил Трутнев.

 На форуме во Владивостоке Владимир Путин объявил о создании "беспрецедентного налогового режима для бизнеса" на Курильских островах. По его словам, предпринимателей освободят от налогов на прибыль, имущество, землю на десять лет, а также снизят страховые взносы. Будут и таможенные льготы.

"Надеемся, что преференциальный режим на Курилах принесет весомые результаты для развития островов, для запуска перспективных проектов, прежде всего в таких областях, как туризм, морекультура и переработка", —  отметил президент.

Воспользоваться особым положением смогут и иностранные компании, реально работающие на Курилах.

По мнению главы государства, Россия и Япония заинтересованы в полной нормализации отношений. 

"Имею в виду наш взаимный стратегический интерес к развитию сотрудничества. — отметил Путин. — Мы всегда говорили о том, что нужно уважать закрепленные в международных документах результаты Второй мировой войны".

Отсутствие мирного договора по итогам войны он назвал нонсенсом и сказал, что Россия всегда была сторонницей диалога по этому вопросу.

При этом Путин напомнил, что по обновленной Конституции Россия неделима и Южные Курилы — навсегда часть страны. Он также отметил, что Москва "будет защищаться от размещения ракет США на территории Японии".

В контексте опережающего развития Дальнего Востока нельзя обойти вниманием проблему Северного морского пути. Можно смело утверждать, что экономика СМП неотделима от экономики региона. Россия намерена наращивать возможности Севморпути — к 2024 году объем грузовых перевозок по этому маршруту должен вырасти до 80 миллионов тонн в год, заявил Путин.

Первые регулярные контейнерные рейсы из Владивостока в Петербург по Севморпути нужно открыть с 2022-го, добавил он.    

"Здесь нам нужно поработать над развитием и укреплением береговой инфраструктуры, портовой инфраструктуры, вопросами, связанными с обеспечением безопасности, но самое главное — эти контейнерные перевозки должны быть экономически целесообразными", — подчеркнул Путин.

При этом, по его словам, Россия не собирается никого ограничивать при освоении коридора. 

"Более того, мы хотим, чтобы эта работа строилась в строгом соответствии с международным морским правом, это конвенция 1982 года, по-моему. И по Арктике есть еще один документ. Мы готовы, и мы сейчас придерживаемся и в будущем собираемся придерживаться этих основополагающих документов".

Наиболее безопасный и выгодный маршрут Северного морского пути проходит по российским территориальным водам, напомнил глава государства. И чем более эффективно Севморпуть будет использоваться всеми заинтересованными странами, тем лучше, считает он.

Одна из заинтересованных ведущих мировых держав — Индия. Она окажет России содействие в развитии Северного морского пути и превращении его в международную торговую артерию. Об этом сообщил индийский премьер-министр Нарендра Моди, выступая по видеосвязи на пленарном заседании в рамках Восточного экономического форума.

По словам экспертов, рост интереса к Севпорпути связан с изменениями климата. Потепление в арктических широтах сделало океан в летний период относительно свободным ото льда. Обычная навигация по СМП при сложившихся сейчас погодных условиях возможна с июля по конец ноября. Лучшими месяцами для движения по СМП считаются сентябрь и октябрь – время наиболее чистой океанской поверхности ото льда. Но Северный морской путь по-прежнему недоступен для круглогодичного судоходства, что сдерживает развитие транспортного коридора. Но даже при нынешнем положении дел летом по СМП могут ходить суда без специального усиления конструкции, позволяющего плавать в ледовой обстановке. 

В целом, иностранные судовладельцы признают потенциал СМП. Однако они полагают, что потребуются годы для утверждения представления о коммерческой жизнеспособности маршрута. Руководители судоходных компаний опасаются, что внезапные изменения погоды на трассе СМП могут либо сорвать прибытие в срок их судна в порт назначения, что приведёт к необходимости уплаты неустоек, либо потребуют ледокольного сопровождения, что в форс-мажоре увеличит стоимость фрахта. К факторам риска на СМП относят дрейфующие айсберги, поля однолетнего льда, механическое воздействие которого на корпус судна не менее опасно, чем пакового, и нестабильные погодные условия.

В общем, несмотря на все сложности и проблемы, интерес к Дальнему Востоку и связанным с ним проектам растёт. На сегодняшний день этот регион — в фокусе внимания всех мировых держав, поскольку располагает удачным сочетанием политических, экономических и природных факторов. Дальний Восток (как и Сибирь) будет кому подобрать, если Россия ослабит хватку. Но этого, конечно, не случится.



Вернуться назад