{headers} Полит Информ > Версия для печати > Состояние и перспективы развития ВВС Турции (2009)
Главная > Армия и конфликты > Состояние и перспективы развития ВВС Турции (2009)

Состояние и перспективы развития ВВС Турции (2009)


11-01-2015, 13:23.

Подполковник Н. Сомов

Руководство Турецкой Республики уделяет пристальное внимание укреплению военно-воздушных сил страны, которые в настоящее время имеют достаточно высокую степень технической оснащенности, соответствующий уровень боевой и оперативной подготовки, а также являются постоянными участниками национальных и совместных учений и операций, проводимых в рамках НАТО.

Военно-воздушные силы Турции являются одним из видов вооруженных сил, руководство которыми осуществляет командующий ВВС через штаб. На них возложено решение следующих задач: завоевание господства в воздухе; обеспечение противовоздушной обороны (ПВО); изоляция района боевых действий; авиационная поддержка сухопутных войск и корабельных формирований на море; ведение воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил; транспортные воздушные переброски.

Организационная структура ВВС Турции
Аэродромная сеть ВВС Турции

Организационно ВВС Турции включают: 1-е и 2-е тактические авиационные командования (ТАК), 10-ю отдельную авиабазу самолетов-заправщиков, 11-ю и 12-ю отдельные транспортные авиабазы, учебное авиационное командование и командование тыла. Численность ВВС страны составляет 60 тыс. человек.

Боевая авиация представлена 1 и 2 ТАК. Всего в ней насчитывается 21 авиационная эскадрилья (аэ), в том числе: восемь истребительно-бомбардировочных, семь истребительных ПВО, две разведывательные и четыре учебно-боевые. В состав вспомогательной авиации входят 11 аэ: пять транспортных, пять учебных и одна транспортно-заправочных самолетов. Для защиты важных государственных и военных объектов в ВВС страны имеется 15-я зенитная ракетная база, на вооружении которой состоят 72 пусковые установки ЗУР "Найк-Геркулес", 84 зенитных ракетных комплекса "Рапира" и 704 орудия зенитной артиллерии (ЗА), предназначенные для противовоздушной обороны авиабаз. На территории страны имеется 34 аэродрома с искусственной ВПП, в том числе один с ВПП  длиной более 3 000 м, один -2 500 м, восемь - от 900 до 1 500 м и один - до 900 м, а также шесть вертолетных площадок.

В настоящее время на вооружении истребителыю-бомбардировочной и истребительной авиации ВВС находятся более 200 самолетов F-16С и D, построенных в 1987 -1996 годах по лицензии США на заводе в г. Акынджи, а также около 200 F-4E и F-4F, и F-5 американского производства, срок службы которых превышает 20 лет.

В соответствии с планом перспективного стратегического развития ВВС на период до 2015 года турецкое командование намеревается уделить основное внимание модернизации самолетного парка, развитию средств противовоздушной обороны, повышению боевой выучки летного и технического состава, совершенствованию аэродромной сети, систем управления и связи.

Со временем руководство ВВС планирует заменить устаревшие самолеты F-4E тактическими истребителями F-35 (проект JSF) производства США. Контракт на участие в проектировании и частичном производстве самолета на предприятиях корпорации "Туркиш аэроспейс индастриз" (ТАИ), а также компаний "Аселсан", "Рокетсан" и "Хавелсан" был подписан турецкой стороной в январе 2005 года. Данная машина предположительно начнет поступать в ВВС не ранее 2015 года. Кроме того, Турция рассматривает возможность приобретения истребителя "Тайфун", созданного по программе "Еврофайтер" консорциумом, куда входят ведущие европейские фирмы.

В соответствии с контрактом, подписанным в 1998 году с Израилем, к настоящему времени на заводах консорциума IAI ("Израэль аэроспейс индастриз") уже проведена модернизация 54 самолетов F-4E. Следующая партия из 48 F-4Е пройдет модернизацию уже на предприятиях национального ВПК. Данные работы позволят продлить сроки эксплуатации этих машин до 2020 года.

Модернизация 117 самолетов F-16C и D Block 30, 40 и 50 будет проведена в рамках проекта "Пис Оникс-III". Контракт стоимостью 1,1 млрд долларов, подписанный с американской компанией "Локхид-Мартин", предусматривает усовершенствование основных систем самолета. Также в марте 2009 года был заключен контракт в размере 1,8 млрд долларов на закупку 30 новых тактических истребителей F-16 Block 50, окончательная сборка которых будет осуществляться на предприятиях национальной компании ТАИ.

В целях поддержания боеспособности ВВС планируется также приобретение в США современных высокоточных авиационных боеприпасов JDAM, JSOW и SDB на условиях организации в дальнейшем их лицензионного производства. Параллельно с этим планируется возобновить разработку собственных боеприпасов. Эта задача возлагается на турецкую фирму SAGE, которая является разработчиком турецких ракет классов "земля - воздух" и "воздух - земля".

С израильской корпорацией 1А1 был заключен контракт на модернизацию транспортных самолетов С-130 "Геркулес". Контрактом предусматривалась установка навигационного оборудования для полетов в Европейской, Атлантической и Американской зонах.

Для модернизации учебных самолетов Т-37С, Т-38С и CF-260D, предназначенных для начальной и базовой летной подготовки курсантов, был подготовлен и одобрен проект контракта на производство работ на предприятиях турецкого ВПК. Одновременно сделан запрос на проведение тендера по закупке 55 учебных самолетов (36 в базовой комплектации и 19 с различными опциями), которые пойдут на замену Т-37С и CF-260D. Условиями будущего контракта оговаривается обязательное участие турецких фирм в производстве этих самолетов. Участниками предстоящего тендера могут стать компании "Рейтеон" (США), "Эмбрайер" (Бразиля), "Кореа эркрафт индастриз" (Республика Корея), "Пилатус" (Швейцария).

Турецкое командование планирует заменить устаревшие ЗРК "Найк-Геркулес" современными комплексами большой дальности "Пэтриот" ПАК-3 американского или С-300ПМУ2 российского производства и разместить их побатарейно вдоль всего западного побережья страны.

Для дальнейшего наращивания боевых возможностей ПВО в ближайшей перспективе намечается провести мероприятия по реорганизации и усовершенствованию системы управления. В рамках концепции, разработанной генеральным штабом, в единую систему противовоздушной обороны, наряду с силами и средствами ПВО ВВС предложено включить на первом этапе силы и средства ПВО сухопутных войск, а затем и ВМС страны.

В качестве одного из основных компонентов перспективной объединенной системы ПВО Турции рассматривается создание подсистемы раннего радиолокационного предупреждения (проект "Пис Игл") на базе четырех самолетов ДРЛО и управления авиацией Боинг 737-700 (AWACS). В соответствии с подписанным в 2002 году с американской корпорацией "Боинг" контрактом на общую сумму 1,55 млрд долларов эти самолеты будут подготовлены и переданы Турции до середины 2010 года. В данном проекте с турецкой стороны участвуют военно-промышленные фирмы и компании ТАИ (разработка РЛС дальнего обнаружения воздушных и наземных целей на основе американских технологий), "Аселсан" (спутниковой системы навигации и связи на основе американских технологий), МИКЕС (бортового электронного оборудования), "Хавелсан" (разработка РЛС обмена информацией с наземными пунктами управления в закрытом виде).

Кроме того, проект предусматривает подготовку американской стороной девяти турецких экипажей для самолетов ДРЛО и управления. После выполнения контракта планируется все четыре самолета ввести в боевой состав ВВС, а в дальнейшем закупить еще два таких самолета для ВМС.

Командование вооруженных сил большое внимание уделяет также совершенствованию системы противовоздушной обороны войск, которая является составной частью объединенной ПВО. Для обеспечения ее высокой эффективности предусматривается оснащение войсковых подразделений ПВО новыми высокомобильными огневыми средствами национального производства.

В этой связи в 2001 году министерство национальной обороны Турции подписало с компанией "Аселсан" соглашение на поставку вооруженным силам средств войсковой ПВО - ЗРК "Зипкин" и "Атылган". Контрактом на общую сумму 256 млн долларов предусматривается поставка в войска 70 боевых машин "Атылган" и 78 "Зипкин" (из них 11 для ВВС), которые начали поступать в войска с 2004 года. Это позволило существенно повысить возможности по противовоздушной обороне объектов, таких как районы дислокации воинских частей, баз ВВС, плотин, промышленных предприятий, а также зон Черноморских проливов.

Важное значение придается оперативной и боевой подготовке (ОБП) соединений, частей и подразделений ВВС всех уровней. Перспективными планами предусматривается готовить органы управления и формирования военно-воздушных сил к ведению боевых действий как самостоятельно, так и в составе ОВВС НАТО.

Основными формами ОБП штабов и авиационных подразделений остаются командно-штабные учения и тренировки, летно-тактические и специальные учения, инспекторские проверки и учения-соревнования.

Большое внимание командование ВВС уделяет поддержанию высокой боевой готовности системы противовоздушной обороны. В ходе ежегодных учений "Мави ок" и "Сарп" проверяется уровень готовности частей и подразделений ВВС и ПВО к отражению возможных авиационных ударов вероятного противника с западного, южного или восточного направления. В последнее время значительное внимание стало уделяться выучке личного состава авиационных подразделений поисково-спасательной службы. ОБП ВВС Турции носит комплексный характер и отличается достаточной интенсивностью, что обеспечивает поддержание высокого уровня выучки личного состава авиации, а также зенитных ракетных и радиотехнических частей и подразделений.

В целом военно-воздушные силы Турции являются современным, технически оснащенным видом вооруженных сил и способны решать задачи в ходе как самостоятельных, так и совместных с ОВВС НАТО воздушных операций.



Вернуться назад