{headers} Полит Информ > Версия для печати > О санкциях и дружбе
Главная > Геополитика > О санкциях и дружбе

О санкциях и дружбе


22-06-2022, 18:00.


В эпоху санкционной войны Запада против России нашим согражданам предложено поделить весь мир на две части: 1) «недружественные государства»; 2) все прочие.

К недружественным странам относятся те, которые согласно указу президента РФ от 5 марта этого года, совершают «в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия». Правительством составлен перечень недружественных государств. В него включены 48 государств и территорий. Конечно, США, Украина, а также Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея. Больше половины фигурантов списка – страны Европейского союза (27 государств). Есть несколько сравнительно небольших государств и территорий: Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Тайвань и др. Для многих фигурантов списка основным (или даже единственным) видом «недружественных действий» является введение санкций в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц.

В мире насчитывается без малого две сотни государств. Означает ли это, что те полторы сотни государств, которые не вошли в список «недружественных», являются для России друзьями? Или даже союзниками? Конечно, нет. Большинство из них занимают нейтралитет по отношению к войне, которую коллективный Запад ведет против России. Однако среди этой полутора сотни государств можно все-таки найти и такие, которые себя называют «друзьями», «союзниками», «единомышленниками» России.

Конечно, сюда можно и нужно включать Китай. В начале февраля в ходе проводившихся в КНР зимних Олимпийских игр руководители Китая и России объявили о том, что наши государства отныне являются близкими союзниками. Раньше ими использовалось слово «партнёры», с февраля оно заменено на слово «союзники». До этого близкие отношения были в сфере торгово-экономической, теперь они распространились и на политику (и, вероятно, военную сферу).

А вот статуса «партнёры» России, наверное, заслуживают страны, входящие в группу БРИКС: Индия, Бразилия, Южная Африка. Также страны ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) – 9 членов (среди них опять же Китай и Индия; также Иран, Пакистан и 5 среднеазиатских республик) и 3 наблюдателя. Наверное, не только партнёрами, но и союзниками России следует считать государства, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС): Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения. Они не могут не быть союзниками, являясь членами ОДКБ.

Наверное, список близких партнёров и союзников России этим не исчерпывается. К таковым можно отнести Кубу, Венесуэлу, Никарагуа. Кстати, на днях Россия и Никарагуа подписали соглашение о создании в этой латиноамериканской стране российской военной базы. Уж это точно не просто партнёрство, а союзничество.

Получается, что из полутора сотни стран лишь процентов десять можно рассматривать как близких партнёров и союзников. Не густо. Но и не мало, учитывая, что среди них мы видим Китай и Индию, население которых в совокупности составляет 2/5 всех жителей планеты, совокупный ВВП равен примерно ¼ мирового ВВП.

Однако, чтобы не было иллюзий и разочарований (тем более политических и экономических ошибок), надо поглубже разобраться, кто действительно является близким партнёром и союзником. На память приходят слова из песни Владимира Высоцкого:

Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так.
Если сразу не разберешь плох он или хорош.
Парня в горы тяни, рискни, не бросай одного его
Пусть он в связке одной с тобой, - там поймешь кто такой.

Сейчас Вашингтон помогает понять, кто есть «друг», а кто «не друг и не враг, а так». Американцы тестируют российских партнёров с помощью так называемых вторичных санкций; предупреждает так называемых неприсоединившихся: если будете нарушать наши санкции против России, мы сами подвергнем вас санкционным наказаниям.

Я уже писал о Китае. Пекин, еще в феврале клявшийся в дружбе с Москвой, в течение почти четырех месяцев исполняет все санкции коллективного Запада против России. Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, выступая 16 июня на конференции вашингтонского Центра за новую американскую безопасность, сообщил: «Мы не видели, чтобы Китай продвинулся вперед в какой-либо форме в прямой военной помощи <...> или [совершении] систематических усилий, направленных на то, чтобы помочь России избежать санкций и экспортного контроля».

Вывод прост: не следует возлагать излишние надежды на то, что восточный сосед будет нам помогать в санкционной войне. Пекин находится между двух огней. Нам надо рассчитывать на собственные силы.

Была уверенность, что уж страны ближнего зарубежья, входящие в ЕАЭС, твёрдо и бесповоротно встанут на сторону РФ, подставят ей плечо. Ведь они не только экономические партнёры, но и через ОДКБ наши военно-политические союзники. Увы, и для наших соседей Вашингтон оказывается большим авторитетом, чем Москва. Партнеры России по ЕАЭС соблюдают антироссийские санкции, опасаясь вторичных санкций со стороны Запада.

1 апреля первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов заявил в интервью Euractiv, что Казахстан не будет инструментом для обхода санкций США и Евросоюза в отношении России. «Мы будем соблюдать санкции. Несмотря на то, что мы являемся частью экономического союза с Россией, Беларусью и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества. Меньше всего мы хотим, чтобы к Казахстану применялись вторичные санкции США и ЕС», –сказал Сулейменов.

Об этом же откровенно сказал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев накануне Петербургского экономического форума: «Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать, тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики. Идет очень сложная, деликатная работа, которую я мог бы назвать прохождением между Сциллой и Харибдой... Ситуация уникальная. Никто не мог ожидать, что мы будем жить именно в этой реальности».

В апреле в интервью РБК министр экономики Армении Ваган Керобян признал, что армянские банки и компании боятся попасть под вторичные санкции: «На самом деле мы очень тщательно следим, чтобы не попасть под санкции, потому что это никак не соответствует нашим интересам. Мы хотим работать так, чтобы этого избежать… европейские и американские коллеги дали чётко понять, что не хотели бы применять негативные инструменты по отношению к Армении».

А вот новости ещё из одной страны, входящей в ЕАЭС, – Киргизии. Там в мае вступили в силу синхронизированные с Евросоюзом санкции против России. Киргизия прекратит закупки ряда товаров и в свою очередь ограничит поставки в Россию сельскохозяйственной, продовольственной и высокотехнологичной продукции. Договорённость об этом была достигнута в марте на саммите "Европейское будущее" в Бишкеке при участии представителей Брюсселя. Премьер-министр Киргизии Мухамметкалый Абулгазиев прокомментировал введение антироссийских санкций: «Это решение далось нам не так легко, как кажется со стороны, однако мы уверены, что делаем всё правильно. Наш путь Европа, наш будущий дом Евросоюз, и мы должны проявлять максимальную лояльность, даже если это теоретически может повредить отношениям с прежними партнёрами. С другой стороны, в Москве также прекрасно понимают, что мы отстаиваем свои интересы и своё будущее. Уверен, президент Путин поймёт и одобрит наше решение».

Странная, мягко говоря, складывается обстановка в Евразийском экономическом союзе. Три его члена участвуют на стороне Вашингтона и Брюсселя в санкциях против России, которая является главным участником, ядром этой интеграционной группировки.

Динамика взаимных инвестиций пока не свидетельствует об успешности экономической интеграции: общий накопленный объем взаимных инвестиций в период 2015–2021 гг. снизился на 1,4% – с 17,1 млрд до 16,8 млрд. долл. Особо заметное снижение произошло в прошлом году – на 8,8% по сравнению с 2020 годом. Подавляющая часть взаимных инвестиций приходится на вложения России в экономики других стран-членов. Считается, что в более или менее зрелых интеграционных объединениях из общего объема международной торговли стран-членов на взаимную торговлю приходится хотя бы 40%; в ЕАЭС этот показатель оценивается в 10%. Главные торговые интересы стран-членов ЕАЭС (за исключением Белоруссии) не в России, а за пределами данной интеграционной группировки. Отсюда и объяснение, почему Казахстан, Армения и Киргизия так послушно исполняют санкции коллективного Запада в отношении России.

Исключением в ЕАЭС является Белоруссия. Ещё до санкционной войны для этого государства Россия была основным торгово-экономическим партнером. На долю России в 2021 году пришлось 49,0 процента стоимостного объема внешней торговли товарами; в том числе 41,1 процента экспорта, 56,6 процента импорта. Кроме того, Белоруссия оказалась почти под такими же санкциями, как и Россия. Белоруссию без каких-либо оговорок можно называть союзником России.

Кстати, если смотреть под этим углом зрения на другие государства, то вероятность найти настоящего союзника больше среди тех стран, которые уже находятся под санкциями коллективного Запада. Это Иран, Сирия, Куба, Венесуэла, КНДР и другие. Кстати, сегодня очень обострилась ситуация вокруг Тайваня. События вокруг этого острова могут развиваться таким образом, что США и их союзники сделают мощный санкционный залп по Китаю. Если это произойдет, велика вероятность того, что Китай из номинального союзника России превратится в настоящего.

А вообще, надо крепко помнить слова императора Александра III, который говаривал: «У России есть только два союзника её армия и флот».

P.S. Несколько слов насчёт понятия «недружественные государства», которое у нас вошло в оборот. Термин не очень внятный и корректный. Тут нам надо соблюдать принцип зеркальности. Нас-то некоторые из списка «недружественных» называют «врагом», «противником», «неприятелем». Англоязычные термины: enemyhostile, opponent, foe, adversary. США и НАТО официально называют Россию противником. Мне кажется, было бы целесообразно в списке недружественных стран выделить группу стран с названием «противник». А в группе стран-противников, в свою очередь, выделить тех, которые заслуживают звания «главный противник» (ГП). В советское время к ГП относили США и НАТО. Кажется, с того времени они такими и остаются.

Фото: REUTERS/Florence Lo



Вернуться назад