{headers} Полит Информ > Версия для печати > Что Вы дурака-то валяете?
Главная > Экономика и финансы > Что Вы дурака-то валяете?

Что Вы дурака-то валяете?


16-01-2023, 15:00.

Первое совещание Президента с правительством оказалось богатым на события. Владимир Путин высказал однозначные претензии Министру промышленности и торговли, а теперь ещё и вице-премьеру Денису Мантурову.
Вопрос касался подписания контрактов с предприятиями самолето- и вертолетостроения, некоторые из которых не получили заказов даже на 2023 год. Отдельно отмечу, что и ранее подобные задержки были недопустимы, а сейчас, в нынешней ситуации - тем более. Ведь речь идёт не только о гражданской технике, но о заказе Минобороны.
Если говорить кратко, Мантуров отчитался о сверстке государственного заказа, о выработке финансовой модели и привел пару примеров. Одним из них является работа петербургского завода "Климов", выпускающего вертолетные двигатели ВК-2500. Учитывая появление новых задач, производственные мощности предприятия необходимо увеличить.
Путина подобный отчёт Мантурова не устроил, поскольку конечная цель (заключение контрактов) так и не была достигнута. Мантуров пообещал всё исправить в ближайшее время, в течение первого квартала. Путин же дал месяц сроку.
В данной ситуация ярко показывает долгую, уже закостенелую проблему Министерства промышленности и торговли. Её суть заключается отнюдь не в персоналии Дениса Мантурова, хотя к нему, как и к любому министру, вопросы имеются. И их не мало.
В Минпромторге имеется системная организационная проблема. Думаю, ни у кого нет сомнений, что промышленность является важнейшей составляющей развития всей экономики. Это каркас, на основе которого развиваются остальные направления. Начиная от высоких технологий, заканчивая реальными доходами населения.
Но, во-первых, Министерство промышленности у нас ещё одновременно и министерство торговли, хотя торговля - отдельный важный сектор. Зачем совмещать одно с другим и навешивать функционал на один аппарат - непонятно. Безусловно, промышленность и торговля связаны друг с другом. Мало произвести продукцию - необходимо её ещё и реализовать. Однако то же самое относится к сельскому хозяйству, и к нефтепродуктам, и к программному обеспечению и к многому другому. Однако указанными направлениями занимаются отдельные министерства и не распыляют свои функции.
Но это ещё полбеды. В составе Минпромторга имеются 19 департаментов. Например, департамент авиастроения, автомобилестроения, химпрома, станкостроения, металлургии и т.д. Данные направления должны быть вынесены в отдельные министерства, как это было в экономике Советского Союза. Кто-то может сказать, что в СССР была плановая экономика, поэтому нет ничего удивительного в наличии большого количества министерств. Это, действительно, так, но здесь же справедливо напомнить, что помимо всесоюзного уровня, ещё и каждая из пятнадцати республик имела свой кабинет министров.
Сейчас, когда идёт усиление государственного сектора в экономике, когда наконец-то внедряются элементы стратегического планирования, необходимо менять структуру управления. А она у нас осталась даже не с 10-х, а с 00-х годов, когда подходы к управлению экономикой имелись совершенно иные.
Нет ничего страшного в наличии отдельного министерства автомобильной промышленности и отдельного министерства станкостроения, которые курирует уже один вице-премьер. Однако нынешняя система департаментов не предоставляет их руководителям достаточное количество как аппаратных полномочий, так и свободы действий в распоряжении бюджетом. Даже второстепенные вопросы в обязательном порядке должны проходить через министра. А министр, в свою очередь, не может по умолчанию подписывать все поступающие документы, не вникая в их суть.
Отсюда, из-за несовершенства системы управления промышленностью (а ещё и торговлей) получаются задержки и срывы сроков. Просто потому, что один министр не может отвечать за столь широкий круг вопросов. Ему одновременно надо и с вертолетными двигателями разбираться, и производство металлорежущих станков налаживать.
Поэтому дело не столько в Мантурове, который, к слову, мог бы вынести вопрос расшивки министерства, как минимум, на уровень главы правительства. Дело именно в управленческой системе, которая требует реформирования.



Вернуться назад