Главная > Экономика и финансы > Запад раздражён

Запад раздражён


15-03-2023, 17:00. Разместил: MGM

Невероятно, но факт: российская нефть продолжает поставляться покупателям по всему миру, несмотря на изменение цен и другие «прелести» нефтяного кризиса. Но пока в Европе и за океаном грезили об ударе по российскому нефтяному экспорту морем, Россия сама устроила западным «подрывникам» тотальный дефицит танкеров, организовав масштабное пополнение своего «теневого» флота. В числе купленного иностранного мегатранспорта оказались и нефтяные танкеры и балкеры, которые производят исключительно западные компании. Но это до поры до времени, потому что ничто так не способствует развитию, как живительные санкции Запада. О каких масштабных планах объявили российские судостроители, расскажем в этом материале.

«Чёрная пятница» на рынке больших судов
Российский «теневой» флот, удививший западные СМИ своей масштабностью, по словам экспертов, существует уже давно, да и идея его использования для обхода санкций тоже не нова — подобным способом задолго до РФ пользовались и пользуются Венесуэла, Иран и Ирак. Но события приобретают другой оттенок, когда такими же способами обхода санкций пользуется флагман европейско-американского сопротивления.
Сначала о пополнении российского «теневого» флота написали в Bloomberg, где заметили рост февральских значений по отгрузкам нефти по сравнению с сентябрьскими. При этом агентство отмечало, что поставки в Европу сократились до минимума, тогда как поставки в Азию выросли в геометрической прогрессии. Но это были только расчёты Bloomberg, которые совершенно недавно говорили о дефиците грузовых судов в России. А в марте Москва официально заявила, что потратит 150 млрд рублей на массовую закупку иностранных судов в рамках программы пополнения флота.


Известно, что в программу войдут 7 многоцелевых судов, от 7 до 9 контейнеровозов и 15 танкеров. Но в первую очередь будут куплены 60 балкеров, которых у России почти нет, а те, что есть — импортные. Но как мы и говорили выше, пока что.

Нетеневые перспективы

Параллельно с пополнением «теневого» флота Минпромторг заявил о решении выделить 130 млрд рублей на постройку новых судов по государственной программе, согласно которой до 2035 года должно быть спущено на воду 250-270 гражданских судов. Под финансирование попали и первые отечественные балкеры-зерновозы.
В конце 2022 года Министерство сельского хозяйства РФ заявило, что начало разработку проектной документации для строительства российских балкеров для экспорта зерна, на который, по данным Министерства, приходится более 80% всех морских перевозок. Для удовлетворения потребности экспортёров, согласно расчётам Минсельхоза, необходимо построить 61 судно. Заказчиком проекта выступила ГК «Росагролизинг».
22 февраля текущего года стало известно о планах «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) завершить проект балкера-зерновоза дедвейтом 90 тыс. тонн:

 

«Также в этом году мы закончим проектирование 90000-тонного балкера, который так нужен нашим зерновикам, и на его основе будем производить суда на трех площадках», — заявляет генеральный директор ОСК Алексей Рахманов
Создать свой флот из отечественных балкеров планирует «Объединённая зерновая компания» (ОЗК), которая закажет у российских производителей 14 судов-зерновозов. Среди потенциальных покупателей числится группа компаний «Дело», о которой мы не раз писали в статьях о перекупке российского сегмента иностранного судоходного бизнеса. Напоминаем, что «Дело» в 2021 году открыло новый и единственный в России глубоководный причал, способный одновременно принимать два суда-зерновоза грузоподъёмностью 100 тыс. тонн.

Стоит отметить, что строительство балкеров-зерновозов — не единственное направление судостроительной отрасли России.

Проект 10070М

В начале этого года французский производитель контейнеров для сжиженного природного газа GTT после «углублённого анализа восьмого и девятого пакета европейских санкций» прекратил сотрудничество с российской судостроительной компанией «Звезда» по контракту строительства 15 газовозов ледокольного класса. Французы согласились достроить только два судна, над которыми «работа продвинулась наиболее далеко» и впредь пообещали, что включать российские проекты в портфель заказов не будут. В ту же дверь вышли финский концерн MAN, разработчик навигации для судов Wartsila и другие иностранные партнёры в судостроительной отрасли. Но, как прокомментировал недавно санкционную политику Запада Президент РФ Владимир Путин: Нне было бы счастья, да несчастье помогло».

Буквально несколькими днями позже АО «Атомэнергомаш» и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) анонсировали проект отечественного танкера-газовоза для круглогодичной перевозки СПГ. Проект под кодовым названием 10070 включён в план развития Северного морского пути, который рассчитан до 2035 года и будет проинвестирован на сумму в размере 21 млрд рублей.

Изначально предполагалось, что танкер-газовоз будет произведён с максимальным импортозамещением (корпус судна, движитель, валовый привод и двигатель — иностранные), но, как заявляет директор по судостроению и оптимизированным плавучим энергоблокам «Атомэнергомаш» Владимир Аптекарев, после февральских событий 2022 года было принято решение построить полностью отечественную машину, проектное название которой 10070М:

«Решение о разработке танкера-газовоза было принято на основе анализа мирового рынка танкеров для перевозки СПГ. Это исследование показало, что все существующие в мире проекты СПГ-газовозов являются иностранными. А значит, уже сейчас существует потребность в разработке российского проекта, в котором будет применяться разработанное в России комплектующее оборудование».

Изюминка российских танкеров — новая технология хранения и транспортировки СПГ на основе вкладных танков из отечественных полимерных композитных материалов, производящихся на предприятиях дивизиона «Юматекс», который входит в Росатом. В отличие от используемых во всём мире алюминиевых танков, российские легче и прочнее. Вкладные танки будут изготавливаться параллельно с судном и интегрированы в единый комплекс на поздних этапах строительства, что позволит сократить сроки производства. Кроме того, предприятия-разработчики продолжают проработку возможности применения на газовозе мембранных ёмкостей на базе разработок КГНЦ.

Разработки Росатома никогда не остаются без внимания западных санкционщиков. Именно поэтому через несколько дней после объявления о создании собственного танкера-нефтевоза компании дивизиона «Юматекс» попали в очередной пакет американских санкций.


Вернуться назад