{headers} Полит Информ > Версия для печати > Педагогика и политика: точки соприкосновения
Главная > Общество: Новость дня > Педагогика и политика: точки соприкосновения

Педагогика и политика: точки соприкосновения


2-09-2014, 15:04.

Русская, славянская культура, обладающая огромным духовным потенциалом, сегодня становится одним из важнейших инструментов воспитания. Но одних усилий педагогов недостаточно. Очень важно, насколько правильно организована социальная среда, где этот инструмент может успешно использоваться. В этом контексте проблемы коллегами педагогов являются политики.

 

Известно, что в процессе воспитания ребенка решающую роль играет сочетание трех факторов: во-первых, природные задатки, во-вторых, собственно воспитательная программа и личность воспитателя и, в-третьих, социальная среда.

 

Согласитесь, что все старания педагогов по развитию природных задатков будут успешными, если окружающая среда будет организована должным образом и будет способствовать развитию самого доброго и хорошего, что есть в человеке. Вот этот третий фактор – качество социальной среды – приобретает сегодня как никогда огромное значение. В современном мире, который по характеру своему является противоречивым и неоднозначным, очень важно (в воспитательных целях) организовать максимально гармоничную социальную среду, при которой и задатки будут развиваться успешно, и усилия педагогов не пропадут даром. Роль по организации социальной среды выполняют не только школа, родители, но и политики. Поэтому с точки зрения педагогики миссия политика очень ответственна. России в этом плане повезло.

 

* * *

 

Президент России Путин на протяжении более чем 10-летнего управления страной демонстрирует четкое понимание своей миссии как руководителя государства: возрождение силы и мощи России – и духовной, и экономической, и политической. Создана профессиональная команда менеджеров, которая вместе с ним работает на благо своей страны. И что очень важно с позиции педагогической, Путин является инициатором созидательных программ переустройства общества. Необходимо отдать должное его целеустремленности, силе духа, выдержке и креативности.

 

Во все времена идеалом воспитания была личность не только образованная, но и обязательно высокодуховная.

 

Иначе быть не может. Своими словами, поступками руководитель государства должен быть образцом для подражания для своих сограждан. Только тогда они ему поверят и с пониманием будут включаться в созидательные программы по усовершенствованию жизни в обществе.

 

В этом плане Путин на высоте. Он популярен не только у себя в России, все более симпатии он вызывает к себе и у жителей других стран. Его характеризуют как позитивного лидера, которому доверяют свое будущее.

 

Кроме, пожалуй, Украины, где Путина просто демонизируют. Может, потому что такими качествами, как он, не обладают политики Украины?

 

По многим позициям они проигрывают Путину: менеджерские знания слабые, а иногда вообще отсутствуют, позитивных социальных программ создать не могут. И самое страшное в том, особенно с точки зрения педагогической, когда лидер страны строит свои отношения с гражданами на обмане, с позиции силы, тогда ничего хорошего от него ожидать не приходится. Рейдерская украинская группа по захвату власти в стране (в народе ее называют хунта) никаких позитивных программ создать не может. Хотя бы потому, что для этого надо иметь знания и умения, и не популизмом заниматься, а реальным усовершенствованием жизни. То, что нынешние правители Украины войдут в историю страны как разрушители – и государственности, и нравственности – это вне сомнений!

 

За пять месяцев убито столько жителей страны, что даже страшно назвать эту цифру! События на майдане в конце февраля, 2 мая в Одессе и 9 мая в Мариуполе, карательная операция на юго-востоке Украины станут кровавой иллюстрацией достижений хунты.

 

Они создали в стране много неразрешимых проблем, но одна из них наиболее сложная – педагогическая: тот негатив, который порождают их поступки, разрушительно влияет на формирование сознания подрастающего поколения.

 

С одной стороны, ура-патриотизм с піснями Вакарчука, с другой стороны, идеи бандеровцев занимают умы молодого поколения, кардинально переформатируют их сознание, делая их легко управляемыми и зависимыми от «хозяев».

 

Безусловно, за 23 года свідомої демократии умы украинцев через систему образования, через влияние негосударственных общественных организаций, попсу и Интернет готовили к тому хаосу, который восторжествовал на майдане.

 

Примеры, которые сейчас приведу, взяты из жизни «новейшей Украины»: «русские – это агрессоры» (на уроке литературы при изучении произведения М.Шолохова «Судьба человека»), «Я-українка! Пушкіна – не читаю!» (надпись сделана на бланке для тестирования), «Кем ты хочешь быть? – Снайпером!» (ответ выпускника 4 класса).

 

Поразительно, что некоторые педагоги также поддаются влиянию этих нездоровых тенденций. Особенно поражает тот факт, что среди них есть учителя русского языка и литературы, которые, казалось бы, по долгу службы и по своей причастности к русской культуре должны обладать нравственным иммунитетом к явлениям такого рода. Однако и они оказались неспособны внутренне противостоять влиянию информационного хаоса. В такой обстановке о каком позитивном педагогическом результате может идти речь? Как выстраивать «перспективные линии» в воспитании по Макаренко? Что «вкладывать в души детей» по Сухомлинскому?

 

Такие идеологические трансформации в образовательном пространстве, несомненно, негативно повлияют на будущее поколение Украины.

 

* * *

 

Сегодня медиа – одно из важнейших средств социализации учащихся. Позитивный настрой СМИ помогает педагогам в воспитательном процессе. Это хорошо понимали в советское время. Этот период истории обвиняют во многих грехах, но ведь был результат педагогический: дети уважали старших, воспитывались на позитивных примерах, такие негативные явления, как пьянство, бродяжничество были сведены к минимуму.

 

Сегодня как-то незаметно с центральных российских каналов уходят передачи, пропагандирующие насилие и жестокость; все более звучат реминисценции с советским прошлым, рождая ностальгические нотки в душе зрителя. Возвращения к формату СССР уже не будет, но помнить все хорошее, чем жила тогда наша страна, просто необходимо. Потому что печальна участь государства, граждане которого живут только сегодняшним днем. Позиционирование достижений, трагического и героического прошлого России пробуждают в душах людей настоящую гордость за свою страну и желание работать на ее благо. Это ведь тоже педагогический прием – воспитание уважительного отношения к прошлому, установка на позитив, на движение вперед. Но не борьба со своим историческим прошлым…

 

В то же время ограждение общества от таких негативных явлений, как вседозволенность, распущенность – это непременное условие для его здорового развития. История со скандально известной группой девушек (с неприличным названием) дает урок их «коллегам»: нечего под видом демократии разлагать общество. Есть рамки морали, приличия, их никто не отменял. С точки зрения воспитательной очень важно понимать, почему их наказали. Кстати, удивительным оказался тот факт, что определенная часть русской интеллигенции высказалась в защиту вольных девочек и даже попыталась оправдать их. Это как-то непрофессионально: со сцены и с экрана талантливо говорят о вечном и прекрасном, а в жизни не могут добро отличить от зла. Кажется, что это особенность не только русской интеллигенции, но и украинской. Поступок актёра Бенюка, который вместе со своими друзьями-«свободовцами» принимал участие в скандальном, унижающем достоинство человека разговоре с руководителем одного из украинских телевизионных каналов, подтверждает это.

 

* * *

 

Сегодня меняется вектор геополитических взаимоотношений. «Мир – не однополярен», – считают сторонники Евразийского союза. Противостоять такому конкуренту, как Америка – это серьезный вызов. Надо понимать, что это противостояние не только политическое, но, прежде всего, идеологическое. Цивилизации пепси и гамбургеров на равных противостоит мощный, с более чем тысячелетней историей, с богатыми духовными традициями Русский мир. Такая цивилизация не нуждается «в импорте чужих ценностей», как говорил Путин на Совете по межнациональным отношениям в июне с.г. После такого импорта мы наблюдаем развал и хаос в умах людей, отречение от своих национальных традиций. Это тоже прежде всего педагогическая проблема.

 

Евразийский вектор политики, перезагрузка геополитических отношений невольно наталкивает на мысль о необходимости внести изменения в образовательную парадигму, в противовес Европейскому педагогическому клубу создать Славянский педагогический клуб.

 

За последние 20-25 лет системы образования России, Белоруссии и Украины были напичканы всевозможными европейскими и американскими технологиями. Безусловно, некоторые из них представляют интерес, но лишь в той мере, в какой они не деформируют нашу ментальность. Огромное количество семинаров, конференций, которые проводят наши педагоги, необходимо наполнять отечественными, проверенными временем технологиями. Особенно это касается гуманитарных предметов. Тот факт, что в России Путин смог понять проблему учителей-филологов о насущной необходимости возвращения в школьную экзаменационную практику такого вида работы, как сочинение, говорит о понимании им значимости гуманитарного образования для подрастающего поколения.

 

«Успех школьного дела непосредственно связан с правильной выстроенностью сознания школьников» (В.Ю.Троицкий). Именно поэтому сегодня возникает необходимость в увеличении предметов и тем в школьном обучении, которые способствуют формированию фундаментальных ценностей, соответствующих нашим духовным культурным традициям.

 

Как видим, точек соприкосновения у педагогики и политики немало. От мудрых политических решений во многом зависит успех педагогический. И именно с этой точки зрения российский президент выполняет очень важную функцию – он максимально старается гармонизировать социальную среду, качество которой сегодня является одним из важных факторов успешного воспитания.



Вернуться назад