{headers} Полит Информ > Версия для печати > Армения может отказаться от Цюрихских протоколов с Турцией
Главная > Политика: Новость дня > Армения может отказаться от Цюрихских протоколов с Турцией

Армения может отказаться от Цюрихских протоколов с Турцией


23-09-2014, 11:42.

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Игорь Попов дал интервью московскому корреспонденту АПА. Это важное событие, поскольку в отличие от своих коллег по работе в Минской группе ОБСЕ, которые часто выступают с какими-то комментариями или новыми предложениями, российская сторона, как правило, проявляет "молчаливую солидарность". Это при необычной переговорной интенсивности по карабахскому урегулированию: саммит президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Сочи при посредничестве президента России Владимира Путина, трехсторонняя встреча в Уэльсе при участии госсекретаря США Джона Керри, готовящаяся встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении в формате 69 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, затем еще один возможный саммит в конце октября Алиева и Саргсяна в Париже при посредничестве Минской группы ОБСЕ и участии президента Франции Франсуа Олланда. Ожидается, что карабахская тема будет затронута в Базеле, где в декабре пройдет СМИД ОБСЕ. Все это сопровождается определенными ощущениями того, что конфликтующие стороны близки к какому-то соглашению, утрясают детали, ищут компромиссы, и вот-вот что-то подпишут. Но при первом приближении к проблеме сразу бросается в глаза иное.

Прежде всего, бросаются в глаза различные базовые основы, с позиций которых конфликтующие стороны определяют методику оценки ситуации Так президент Азербайджана Алиев на встрече с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу заявил следующее: "Отличие этого конфликта от других на постсоветском пространстве заключается в том, что в связи с ним приняты четыре резолюции Совета безопасности ООН. Совет безопасности ООН является самой влиятельной структурой в мире, а Армения игнорирует и не выполняет принятые ею резолюции. К сожалению, деятельность посредников не приносит никаких результатов, и Армения грубо нарушает международное право. Имеются резолюции и решения международных организаций в связи с урегулированием конфликта. Конфликт должен быть урегулирован на основе этих решений и принципов, в рамках территориальной целостности Азербайджана". Позицию же Армении на днях озвучил министр иностранных дел Эдвард Налбандян: "Армения совместно со странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ продолжает прилагать все усилия для решения ключевых вопросов по урегулированию карабахского конфликта исключительно мирным путем. Пять важнейших совместных заявлений стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию конфликта, сделанных в период с 2009 по 2013 года, вновь подтверждают, что принципиальная позиция Армении находит всецелое понимание со стороны мировой общественности».

Что же касается подходов Москвы, то их озвучил в названном интервью российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Попов: "Относительно основы для переговоров. Она хорошо известна и изложена в заявлениях президентов стран-сопредседателей, сделанных в 2009 – 2013 годах. Напомню, что речь идет об основных принципах Устава ООН и Заключительного акта Хельсинкского совещания, в особенности касающихся неприменения силы, территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов, а также положениях, связанных с определением окончательного статуса Нагорного Карабаха, его временным статусом, возвращением территорий, беженцев, коридором между Нагорным Карабахом и Арменией, миротворческой операцией. Не отвергая в целом эту основу, стороны по-разному видят последовательность воплощения в жизнь ее составляющих".

Как видим, разница в позициях Баку и Еревана очевидна. В то же время видно совпадение подходов в методике урегулирования конфликта Москвы и Еревана, считающие базовой основой переговорного процесса все же решения, принятые в разные периоды в формате Минской группы ОБСЕ. Более того, Попов утверждает, что Баку не отвергает "в целом эту основу", но «по-разному видит последовательность воплощения в жизнь ее составляющих". Следовательно, президент Алиев ведет конкретные переговоры по конкретным проблемам, но об этом предпочитает не распространяться. В противном случае его участие в переговорах теряет всякий смысл.

Теперь о формате этих переговоров. Американский сопредседатель в Минской группе ОБСЕ Джеймс Уорлик уже давно фиксирует патовую ситуацию в карабахском урегулировании. На днях он выступил с предложением, что "настало время перенести переговоры по нагорно-карабахскому конфликту на другой уровень", потому что "уже не достаточно того, чтобы президенты или министры иностранных дел встречались время от времени". Ранее он предлагал включить в переговорный процесс и Степанакерт, что и означает "изменение формата переговоров". Ему в интервью ответил российский сопредседатель Попов. По его мнению, "в рамках деятельности Минской группы и ее сопредседательства накоплен уникальный посреднический опыт и с учетом деликатности карабахской темы любые попытки видоизменить этот формат или создать параллельные механизмы могут привести к размыванию переговорного процесса и откату назад в позициях сторон".

Введенные российским дипломатом две позиции - "видоизменение формата" и "параллельные механизмы" - нуждаются в определенной расшифровке. Допустим - по Уорлику - в переговорный процесс вводится Степанакерт. Если он дублирует в своих позициях Ереван, то его участие в такой дипломатии не имеет смысла. Иное, если Степанакерт, даже публично не признанный в качестве субъекта международного права, становится самостоятельным региональным военно-стратегическим фактором, готов заявить о переходе с Ереваном на уровень союзных отношений, обозначить собственные позиции, которые могут расходиться с позициями Еревана и Баку, особенно по части известных Мадридских принципов.

Если же в переговорный процесс помимо Минской группы ОБСЕ вводится так называемый "параллельный механизм" - двухсторонние саммиты лидеров Азербайджана и Армении или же такие же саммиты при посредничестве какого-либо третьей стороны, - то это означает новое начало всего с "чистого листа" или возможность либо отказа от Мадридских принципов, либо их модернизации. В этой связи представляется, что Баку недооценивает истинный смысл предложения американского сопредседателя Уорлика по поводу перспективного вывода Баку на диалог со Степанакертом и вне участия в этом процессе Еревана. Видимо, Азербайджан опасается того, что Карабах его "переиграет" и получит международное признание.

Отсюда у Баку действия в стилистике синдрома "двойных стандартов". По факту он участвует в работе Минской группы ОБСЕ и обсуждает положения Мадридских принципов. В то же время публично апеллирует к известным резолюциям Совета Безопасности ООН, которые не являются рабочими для этой группы.

Отметим еще один важный нюанс. Ранее ИА REX сообщало со ссылкой на утечки во французских СМИ, что на готовящемся саммите Алиев-Саргсян в Париже президент Франции Олланд может предложить "пакетное решение", которое оговаривает освобождение некоторых районов Азербайджана разблокированием армяно-турецкой границы. Ранее эта "карта" в разных вариациях разыгрывалась Баку и Анкарой, полагавшими, что "свет Армении направлен только в сторону Стамбула". Однако накануне парижского саммита президент Саргсян, выступая на 5-ом Форуме Армения-Диаспора, заявил, что "возможно, в ближайшее время армяно-турецкие протоколы по примирению будут изъяты из повестки армянского парламента".

Что же касается Минской группы ОБСЕ, то, как заявил в интервью российский сопредседатель Попов, "саммит в Париже также может пройти в контексте совместных усилий стран-сопредседателей, направленных на перевод в практическую плоскость принципов, согласованных «тройкой» на высшем уровне, и на достижение устойчивого урегулирования". Так что дипломатическая битва на карабахском фронте с пустыми "политическими патронами" продолжается. Похоже, что время для урегулирования этого конфликта еще не наступило.



Вернуться назад