{headers} Полит Информ > Версия для печати > Угроза войны в Карабахе: причины новых обострений
Главная > Геополитика > Угроза войны в Карабахе: причины новых обострений

Угроза войны в Карабахе: причины новых обострений


6-03-2015, 21:30.

В 2015-м году на новый уровень вышли «диверсионная война» в Закавказье и обстрелы приграничных сёл на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских сил, а также на границе между Арменией и Азербайджаном. Если раньше стороны использовали на передовой максимум крупнокалиберное стрелковое оружие, то начиная с августа 2014 г. вошло в норму применение миномётов и гранатомётов.

Игра Баку

Не желая идти на уступки, официальный Баку уже несколько лет выражает при этом недовольство тем, что переговорный процесс фактически находится в тупике. По его мнению, данная ситуация в интересах армянской стороны, целью которой якобы является замораживание конфликта — чтобы мировое сообщество свыклось с существующими реалиями.

К тому же азербайджанские власти посчитали, что конфронтация между Россией и Западом из-за Украины играет им на руку. С одной стороны, для Запада, который пытается ослабить свою зависимость от российских энергоресурсов, резко возросла роль Азербайджана (как экспортёра и страны-транзитёра). С другой стороны, Россия, военный союзник Армении, увязла в украинском кризисе, и ей не нужен новый конфликт, на который она будет вынуждена реагировать.

Причём Баку решил, что благоприятная международная обстановка способствует не только более агрессивным шагам в зоне конфликта, но и окончательному закручиванию гаек внутри республики. И, судя по довольно мягкой реакции Запада на аресты правозащитников, на запрет работы в республике западных фондов и обыск в бакинском бюро «Радио Свобода», эти расчёты оказались верными.

Позиция Запада в отношении Азербайджана может резко измениться в случае урегулирования отношений США с Ираном и снятия санкций с Тегерана, что активно муссируется в последние месяцы. В этом случае Запад может вспомнить о приоритете защиты демократических ценностей и прав человека, что грозит серьёзным внешнеполитическим давлением на Баку.

Москва между Ереваном и Баку

В свою очередь Россия, которая не оставляет надежд вовлечь Азербайджан в процесс евразийской интеграции, пытается избегать каких-либо резких заявлений в адрес Баку. Именно этим объясняется отсутствие осуждения со стороны Москвы обстрелов территорий и диверсий против своего союзника, в результате которых уже погибли несколько армянских военнослужащих.

В рамках Минской группы ОБСЕ, занимающейся урегулированием карабахского конфликта, российский сопредседатель, наряду со своим американским и французским коллегами, выступает с общими заявлениями в адрес сторон конфликта. Эту же линию проводит и МИД РФ, выступая с общими заявлениями о необходимости решения конфликта исключительно мирными способами.

Учитывая позицию Москвы, молчит и ОДКБ. Говоря о причинах отсутствия реакции на агрессию против одного из членов блока, ОДКБ, в лице своего генсека, ограничивается фразами о том, что «Организация в этом вопросе не может реагировать военными мерами, поскольку это противоречит основной постановке Совета коллективной безопасности, согласно которой нагорно-карабахская проблема решается исключительно мирными средствами».

Другим аргументом российских властей и представителей ОДКБ является то, что Ереван официально не обращался в Организацию за поддержкой. В свою очередь военно-политическое руководство Армении объясняет отсутствие обращения в ОДКБ тем, что сама в состоянии справиться с противником, без поддержки союзников.

Надо заметить, что ОДКБ для её участников уже давно превратился в своеобразный формат двусторонних отношений с Россией. Представители армянских властей в кулуарных беседах не скрывают, что в случае возобновления войны они ждут поддержки лишь от РФ. Президент Армении уже несколько раз выражал на заседаниях Совета коллективной безопасности недовольство тем, что, несмотря на существующие договорённости и обязанности, ряд членов ОДКБ поддерживают в рамках других организаций (Организация исламского сотрудничества) антиармянские резолюции.

Однако не всё гладко и в отношениях с Россией. Особое недовольство Еревана вызывают продажи Москвой оружия Баку в условиях, когда США, Китай и страны ЕС отказались от военных поставок сторонам конфликта. За последние годы 80% вооружений Азербайджан приобрёл у России (другим крупным поставщиком вооружения Азербайджану является ещё один союзник Армении по ОДКБ — Белоруссия). Наряду с этим РФ помогает Армении сохранить баланс сил, продавая ей как члену ОДКБ оружие по ценам ниже рыночных.

Ереван и Степанакерт готовы к ответу

Хотя армянские власти долгое время пытались не касаться этой темы, однако в прошлом году президент Серж Саргсян впервые в своём интервью зарубежным СМИ выразил недовольство данным фактом. Но при этом, не поднимая публично в рамках ОДКБ вопрос нападения на свою территорию, Ереван помогает Москве продолжать свою игру и не обозначать чётко позицию по вопросу агрессии против своего союзника.

Обеспокоенность армянских властей и общества вызывает и начавшийся процесс сближения России и Турции. Хотя Москва и Анкара публично говорят о сотрудничестве лишь в энергетической сфере, в которой планирующийся проект газопровода усилит их позиции в диалоге с ЕС, в Ереване опасаются, что одним из вопросов сотрудничества может стать и карабахский конфликт. В армянском обществе ещё сильны воспоминания о том, как в своё время большевики во главе с Лениным ради союза с кемалистской Турцией пожертвовали интересами армянского народа. К слову, большевистской России это никаких дивидендов не принесло: выиграв с помощью предоставленного большевиками оружия и денег войну с Грецией (а заодно и получив земли Западной Армении), Ататюрк перешёл на сторону Запада, а Турция стала антисоветским форпостом в регионе.

Что касается обострения ситуации в зоне конфликта, то события на передовой в июле-августе прошлого года показали, что Ереван и Степанакерт готовы к жёстким ответным действиям. Примечательно и то, что в январе 2015 г. армянская сторона впервые заявила о том, что в ответ на «диверсионную войну» оставляет за собой право на превентивные меры — раз международное сообщество не в силах повлиять на политику Баку.

Неспособность посредников из Минской группы ОБСЕ осуществлять на данный момент консолидированную политику и готовность Армении и НКР жёстко отвечать на попытки Азербайджана «поиграть мускулами» грозят ещё более усилить напряжённость на передовой. И хотя Баку вряд ли сейчас планирует возобновить войну (баланс сил далёк от желаемого), но раскручиваемый им маховик насилия набирает обороты, и события на передовой вполне могут выйти из-под контроля центральных властей.

***

Поэтому очень многое в дальнейшем развитии событий будет зависеть от того, смогут ли Россия и Запад на фоне своего противостояния на Украине найти компромиссы вокруг других конфликтов на постсоветском пространстве, в частности карабахского. В этой связи следует подчеркнуть, что возобновление войны не в их интересах, что может послужить базой для сотрудничества в данном вопросе.

Для России выгодно сохранение статус-кво, что даёт ей возможность влиять на политику и Армении, и Азербайджана. В случае возобновления войны Москве придётся делать болезненный выбор, результатом которого, скорее всего, станет поддержка своего единственного союзника в регионе, Армении, и окончательная потеря Азербайджана.

В свою очередь Запад, выражая недовольство сохранением статус-кво, который играет на руку Москве, опасается, что война может поставить под угрозу многомиллиардные вложения в Азербайджан и связанные с ним крупные энергетические проекты. Да и не стоит недооценивать влияние армянских общин в США и Франции, которое в определённой степени уравновешивает фактор энергетических интересов Запада в Азербайджане.



Вернуться назад