{headers} Полит Информ > Версия для печати > Поиск вариантов морского превосходства России
Главная > Армия и конфликты: Новость дня > Поиск вариантов морского превосходства России

Поиск вариантов морского превосходства России


27-09-2014, 09:11.

Именно сейчас, когда Россия стоит перед геополитическими агрессивными вызовами Запада, вопрос о морском превосходстве России над вероятным противником стоит достаточно остро.

     В целях ослабления Российских ВМФ, а также в связи со всем известной ситуацией на Донбассе, и позицией Запада в отношении Российской Федерации возникла совершенно недопустимая ситуация, связанная с поставками нашему ВМФ вертолётоносцев типа  «Мистраль». О целесообразности наличии данного корабля в нашем флоте, учитывая военную доктрину, было написано много, и останавливаться на этом нет смысла.

     Однако следует также напомнить, что Россия способна собственными силами создавать крупно тоннажные боевые корабли различного назначения. Это было доказано, когда в конце 2013 года был спущен на воду и отправлен в Индию авианосец «Викрамадитья».  В то же время было объявлено о намерении правительства о включении авианосцев в госпрограмму вооружений до 2025 года. Также в Минобороны подтвердили относительно научно-технического потенциала, и сомнения вокруг отечественного судостроения развеяны окончательно, и Россия всё-таки будет строить атомные авианосные крейсера для Северного и Тихоокеанского флотов.

     В Северодвинске на церемонии передачи авианосца ВМФ Индии заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин заявил: «То, что сегодня произошло, — это демонстрация готовности и восстановительной способности нашей страны строить корабли такого класса. Наличие авианосцев в составе нашего флота это вопрос геополитики, а не обороноспособности нашей страны. Но, безусловно, если будет определено, что такие корабли станут нужны, я уверен, что промышленность России сможет с этим справиться» — подчеркнул он.

загруженное

     Также упоминалось, что по плану Минобороны в 2017 году в Северодвинске будет начато строительство двух авианосцев. В 2023 году они будут спущены на воду, в 2027 году Северный и Тихоокеанский флоты будут иметь по одной авианосной группировке.

     Посмотрим основные характеристики «Викрамадитьи»:

Основные характеристики

Водоизмещение

стандартное 38 000 т,
полное 45 500 т

Длина

габаритная 274 м
по ватерлинии 257 м

Ширина

габаритная 53,2 м
по ватерлинии 32,7 м

Осадка

стандартная 9,5 м
наибольшая 12,0 м

Двигатели

Паротурбины: 4 × 50 000 л. с.
Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт

Скорость хода

максимальная 32 узла

Экипаж

до 1600 человек, включая авиагруппу

Вооружение

Авиационная группа

От 14 до 16 самолётов МиГ-29К,
2 МиГ-29КУБ,
до 10 вертолётов Ка-28, Ка-31, HAL Dhruv

Несмотря на все достоинства, сопряжённые с наличием авиагруппы на борту, данная боевая единица, какой является авианосец, служит крупногабаритной, малоподвижной (учитывая что у противокорабельных ракет скорость порядка двух скоростей звука,  М=2) и маломаневренной целью, для средств поражения противника. Опыт применения американцами авианосцев во время Второй Мировой войны показывает, что в  вопросах обороны авианосца, на базирующееся авиакрыло сильно уповать не стоит.

Соответственно возникает вопрос, насколько велика необходимость данной боевой единицы, с учётом затрат на разработку, производство и эксплуатацию при вышеперечисленных недостатках.

Применение крупнотоннажных кораблей производится согласно принципу «Анаконды», который был сформулирован в конце XIX века Альфредом Мэхэном. Данный принцип ведения военных действий подразумевает главенство ВМС над сухопутными войсками, что и обуславливало строительство линкоров (в начале XX века), а с развитием авиации — авианосцев

Однако в СССР, в рамках строительства флота, а также с учётом общей военной доктрины исключающей империалистический характер войны, отказалось от строительства линкоров, и в дальнейшем авианосцев, и сконцентрировалось на строительстве традиционных боевых кораблей, а также подводного флота. На этом на долгое время вопрос с возможным введением в состав флота авианосцев был закрыт.

В ходе строительства американцами мощного авианосного флота в послевоенный период, ассиметричным ответом, достойно отвечающим как интересам отечественного флота, так и защите своих геополитических интересов, была разработка и строительство атомных подводных крейсеров, «основным калибром» которых были противокорабельные ракеты. Также была хорошо развита дальняя авиация.

В ходе исследований «экранного» эффекта в КБ под руководством Ростислава Алексеева  в середине 1960х годов, был разработан новый вид транспорта – экраноплан. Одним из выдающихся достижений в сфере экранопланостроения был экраноплан-ракетоносец «Лунь». Его уникальность заключалось в том, что на нём были установлены противокорабельные ракеты 3М-80 «Москит», которые до этого устанавливались только на традиционные боевые корабли.

Лунь

Экраноплан Лунь при выполнении стрельб

     Вот краткие ТТХ экраноплана «Лунь»

Основные характеристики

Длина

73,80 м

Высота

19,20 м

Двигатели

НК-87

Мощность силовой установки

8 х 13000 кгс

Скорость хода

500 км/ч

Дальность

2000 км

Экипаж

10 чел.

Вооружение

Ракетное вооружение

6 ПУ ПКР 3М-80 Москит

    Заметка о сдаче Индии авианосца отечественной постройки была приведена для демонстрации крайне позитивных тенденций для ВПК, Флота и страны в целом. Т. е. наша Страна на деле доказала возможность симметричного ответа Западу в военной сфере.

     В то же время, учитывая военную доктрину России, исключающую так называемый захватнический и империалистический характер военных действий в своих интересах, а также учитывая возрастающую с каждым годом необходимость защиты своих интересов на морских рубежах, ответ на вопрос о паритете и даже техническом превосходстве над силами противника следует искать в «другой плоскости». Одним из возможных «ответов» может быть именно экраноплан. Учитывая опыт советского экранопланостроения, возможно создание как ударного (ракетного) экраноплана, экраноплана ПВО (здесь приводится аналогия с крейсером «Пётр Великий»), а также десантного экраноплана. Для современных средств поражения,  данный вид вооружения остаётся практически неуязвимым. Ракета типа «воздух-воздух» неэффективна – экраноплан является высокоскоростной и низколетящей целью. По той же причине экраноплан неуязвим для ракет типа «воздух-земля». Если экраноплан морского базирования и действует в акватории моря или океана, то для торпед он тоже неуязвим, т. к. его полёт осуществляется над поверхностью моря, которая только обеспечивает экранный эффект. Остаются только противокорабельные ракеты, но тут большим преимуществом экраноплана является высокая скорость и маневренность. Если ударный экраноплан будет выполнять задачу в сопровождении экранопланов «прикрытия», то вполне очевидно –  что такое звено экранопланов останется с большой долей вероятности неуязвимым. Также, возможна успешная эксплуатация как пассажирских, спасательных, и грузовых вариантов экраноплана. Собственно говоря, экраноплан это тот вид транспорта, когда реализуется принцип «чем больше – тем лучше» в отношении габаритных размеров (чего нельзя сказать о традиционных кораблях), т.к. увеличение общих габаритных размеров приводит в свою очередь к увеличению хорды крыла, и соответственно к высоте режима полёта на «экране». И, что немаловажно, есть возможность посредством катапультирования спасти весь экипаж. Всем известно, что катапультные кресла российской разработки К-36Д позволяют катапультировать лётчика даже со стоящего на земле самолёта. Исходя из этого, шансы на выживание экипажа резко увеличиваются.

     К недостатком данной боевой единицы, следует отнести вопрос о необходимости продумывания вариантов с дозаправкой (если это дальний поход). Также следует отметить высокую себестоимость, как себестоимость проектирования, так и себестоимость строительства. Однако необходимо помнить, что производство первого экземпляра всегда обходится в большие средства – т. к. включает стоимость  НИОКРов, и «запуска» производства, но когда изделие запускается в серию, и отлажена вся технологическая линия – себестоимость изделия заметно снижается.

     Автор ни в коем случае не собирается уменьшить значимость или же или призвать к полному отказу от традиционных боевых кораблей. Но пусть читатель рассудит сам, в условиях полномасштабного конфликта реально ли выполнить боевую задачу с максимальной скоростью порядка 30-40 узлов, при скорости противокорабельных средствах поражения порядка более 2000 км/ч.

     И ещё один факт. Есть поговорка, что лучшую оценку даёт враг. Так вот в 1992 году Конгрессом США была создана специальная линия финансирования для выведения из эксплуатации и дальнейшей утилизации боевых экранопланов (но тут речь идёт об экраноплане «Каспийский монстр»).

     Для реализации данного варианта превосходства России на морском театре военных действий остаётся только вопрос политической воли.



Вернуться назад