{headers} Полит Информ > Версия для печати > Назарбаев готовит модернизацию политической системы
Главная > Аналитика > Назарбаев готовит модернизацию политической системы

Назарбаев готовит модернизацию политической системы


28-04-2015, 11:30.
Станислав Тарасов - шеф-редактор Восточной редакции ИА REGNUMСтанислав Тарасов - шеф-редактор Восточной редакции ИА REGNUM

Станислав Тарасов

Россия понимает Казахстан. Поймёт ли Европа?

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев победил на президентских выборах с результатом 97,5 %. Конкуренты Назарбаева — секретарь Центрального комитета коммунистической партии страны Тургун Сыздыков и председатель профсоюзов республики Абельгази Кусаинов — набрали 1,87 и 0,63 % голосов соответственно. Сам Назарбаев, выступая в «Библиотеке первого президента», заявил, что он будет «работать с удвоенной энергией» и выведет Казахстан в топ-30 развитых стран. По его словам, «без такого всеобщего доверия» ему было бы трудно выполнить поставленные задачи". Действительно, с таким кредитом доверия президент побиты все рекорды на постсоветском пространстве.

Назарбаев — один из опытнейших политиков на постсоветском пространстве, который очень чутко реагирует на любое изменение баланса сил как внутри страны, так и в геополитике. Вот почему бросается в глаза интрига, которая всё же приобретает системное значение, поскольку, как и предыдущие выборы 2011 года, так и нынешняя президентская кампания проводились досрочно. При этом всякий раз власти выдавали на-гора определенные доводы. Так было и на сей раз, когда 14 февраля заместитель председателя Ассамблеи народов Казахстана Анатолий Башмаков предложил провести в 2015 году досрочные выборы президента, поскольку «в 2016 году должны были состояться сразу и парламентские и президентские выборы, а так как в следующем году экономисты прогнозируют пик мирового финансового кризиса, было бы резонно провести президентские выборы досрочно». Тут бросается в глаза очевидная логическая нестыковка, ведь Астана, с одной стороны, почти на официальном уровне заявляет об отсутствии фактора политической оппозиции, а на ту критику, которая звучит в адрес власти, «не видит никакого смысла отвечать». С другой стороны, она гордится и верит в эффективность предпринимаемых антикризисных мер, что, по её мнению, «лишает оппозицию социальной опоры». Кстати, казахстанский политолог Айдос Сарым в интервью азербайджанскому Haqqin.az также выступил со странной формулировкой. По словам Сарыма, «главное отличие нынешних выборов в Казахстане от предыдущих в одном: они проходят в обстановке, когда власть не чувствует внутреннего и внешнего давления, сыграла на опережение, чтобы пролонгировать существующий статус-кво», так как «никто сегодня не может с точностью сказать, какой будет ситуация в следующем году». А сейчас, по мнению политолога, «состояние казахского общества таково, что оно считает президента Назарбаева гарантом гражданского мира, связывает многие достижения страны с его именем». Вот на этой точке Астана осуществила ещё один информационный вброс. Советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев не исключил, что уже к концу нынешнего года могут состояться парламентские выборы. Действительно, если уж «убегать» от предполагаемого кризисного будущего года, надо, как говорится, «ковать железо, пока оно горячо».

Настораживают только рассуждения Ертысбаева о том, что "никаких революций в Казахстане не будет. В этом как раз суть одной из интриг. "Будущее Назарбаева, которому в этом году исполнится 75 лет, находится под вопросом, — подчеркивает французская Le Monde. — В связи с этим многие полагают, что проведение досрочных выборов — это способ усилить легитимность существующей власти, чтобы «выбрать наследника», хотя, по имеющейся информации, президент Казахстана «находится в нормальной для своего возраста физической форме, считает себя способным править еще приличное количество времени». К тому же, работая по сценарию «Преемник», он неизбежно инициировал бы внутриэлитную борьбу и расколол госаппарат по факторам клановых структур и позиции жузов, особенно старшего жуза. В этой связи немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш считет, что «задача Назарбаева заключается в том, чтобы решить задачу перехода от первого президента ко второму без открытого конфликта околовластных групп между собой», и в дальнейшем, по его словам, следует ожидать «перераспределения полномочий между ветвями власти», о чём, кстати, сам Назарбаев заявлял в своей предвыборной программе.

Как ни крути, но именно с учётом специфики казахского общества Назарбаев создал такую модель управления, которая позволяла сохранить стабильность в стране, которая не раз висела буквально на волоске. Как показывает конкретная политическая практика на постсоветском пространстве, обеспечить в разных условиях — внутренних и внешних — контроль над ситуацией, удержать бурные общественные процессы в рамках «правового поля», навести порядок было суждено далеко не всем главам бывших советских республик. Назарбаеву удалось не только это, он заметно продвинул ситуацию в сторону укрепления национальной независимости Казахстана, начал курс реформ, вёл страну к развитию демократии, проведению в жизнь законов. При этом он фактически ни на каком этапе не шел на обострение отношений с Россией, наводя «мосты» с Европой, которая, конечно, не всегда и не совсем «понимала Казахстан». Но искусство политика и заключается в том, чтобы на определенных, возможно, решающих разворотах в национальной истории, уметь «приглушить критику недругов», и заручиться поддержкой друзей.

Для России Казахстан понятен, а как его «поймёт Европа», по мысли немецкого политолога Александра Рара, это- все же её проблемы. Недаром в Казахстане есть крылатая пословица: «Прямая дорога, проложенная Касым-ханом, старая дорога, проложенная Есим-ханом». Назарбаеву до сих пор удавалось благополучно вести корабль «Казахстан» между старой и новой дорогой. Главное — не сбиться с избранного пути или чтобы не сбили.



Вернуться назад