{headers} Полит Информ > Версия для печати > Украинский кризис: противоречия и расхождения в позициях внешних факторов. Краткий обзор.
Главная > Аналитика > Украинский кризис: противоречия и расхождения в позициях внешних факторов. Краткий обзор.

Украинский кризис: противоречия и расхождения в позициях внешних факторов. Краткий обзор.


30-09-2014, 08:51.
Фото: Центр политической конъюнктуры

Украинский кризис: противоречия и расхождения в позициях внешних факторов. Краткий обзор.

США. В последние недели наметился рост расхождений между Белым Домом и Конгрессом, вызванный, в первую очередь, приближением промежуточных выборов в Конгресс. Данные опросов общественного мнения говорят о высоком внимании избирателей к международным вопросам, в том числе и к украинской проблеме. По результатам соцопроса, проведенного телекомпанией CNN, так или иначе события на Украине вызывают озабоченность у 72% американцев, в том числе у 71% опрошенных сторонников Демократической партии и у 75% опрошенных сторонников Республиканской партии. Согласно опросу Pew Research от 28 августа, «противоречия между Россией и ее соседями» 54% американцев рассматривают как глобальную угрозу (больше опасений связано только с Аль-Каидой, ИГИЛ и ядерными программами Ирана и КНДР), при этом лишь 35% одобряют позицию Барака Обамы по данному вопросу.

В связи с этим большинство конгрессменов и сенаторов от обеих партий занимают крайне жесткую позицию, регулярно выступая с антироссийскими инициативами. По оценкам специалистов российского посольства в Вашингтоне, большинство выдвигаемых законопроектов по оказанию помощи Украине носит характер пиар-акций; в случае утверждения Конгрессом соответствующие документы не будут подписаны Обамой.

В целом на риторическом уровне обозначился раскол между основной частью членов Палаты представителей и Сената и администрацией президента, переходящей на менее радикальные позиции. О намечающемся сдвиге свидетельствует и рост умеренных настроений в рядах близкого к истеблишменту экспертного сообщества: остающийся одним из ключевых стратегов Демпартии по вопросу отношений с РФ Майкл Макфол в сентябре указал на необходимость децентрализации юго-востока; одновременно, наиболее известный республиканский русист Томас Грэм осуществлял продвижение «плана Бойсто», предусматривавшего, в том числе, закрепление внеблокового статуса Украины.

Вывод: максимальное давление на администрацию по вопросу активизации поддержки Украины будет продолжаться до выборов в Конгресс (4 ноября), после чего, скорее всего, уступит место другим вопросам. Очевидно, что окружение Обамы намерено поддерживать высокий уровень антироссийской риторики, сочетая его с умеренными практическими шагами. В то же время наличие в администрации и дипкорпусе симпатизирующих проукраинскому лобби фигур (Сьюзан Райс, Саманта Пауэр, Виктория Нуланд) сохраняет возможности для возвращения к реализации негативного сценария.

ЕС. Кардинальных перемен в позиции ЕС не стоит ждать до ноября, когда к работе приступит новый состав Еврокомиссии. Распределение постов в ее составе вызвало объяснимый скепсис в Киеве: помимо известных своими прагматичным взглядами Жана-Клода Юнкера и Федерики Могерини, значительное влияние на определение формата евро-украинского диалога получит австриец Йоханнес Хан, в ведении которого окажутся вопросы расширения Евросоюза.

Примечательно, что в действующем составе Еврокомиссии за Ханом закрепилась репутация одного из наиболее позитивно настроенных по отношению к России комиссаров. Фактически представители группы «ястребов», в частности, прибалтийские политики, будут отстранены от формирования внешнеполитического курса ЕС.

Украина возлагает некоторые надежды на деятельность Дональда Туска во главе Евросовета, однако его полномочия останутся по большей части символическими, в то время как возглавившая польское правительство Ева Копач явно склоняется к более мягкому подходу в отношениях с РФ.

На этом фоне символичной является смена тональности высказываний Ангелы Меркель, на этой неделе заявившей о необходимости отказа от военных методов решения донбасской проблемы (ранее Берлин публично поддержал АТО). Также важно отметить, что внимание к украинскому кризису других грандов европейской политики — Великобритании и Франции — в последнее время ощутимо снизилось. При том, что в Лондоне наблюдается единство консерваторов, лейбористов и либералов по вопросу верности выбранного кабинетом Кэмерона курса, снижение эмоционального накала, вызванного катастрофой малайзийского Боинга, позволило переключить внимание на другие вопросы, в частности, на борьбу с ИГИЛ.

Одновременно, с подачи экс-посла Тони Брентона в прессе стартовала осторожная дискуссия относительно путей выхода из кризиса в диалоге с Россией. В свою очередь, французский кабинет министров и президент Франсуа Олланд продолжают находиться под давлением СМИ и оппозиции, что не позволяет Парижу выйти на первый план в деле урегулирования противоречий по Украине. В то же время симпатизирующая России Мари Ле Пен, согласно августовскому соцопросу, выходит на первое место в рейтинге потенциальных кандидатов в президенты, что, в целом, свидетельствует и о поддержке ее позиции по украинскому кризису.

Вывод: период единства Европы по ситуации на Украине приближается к своему завершению. Существенные разногласия, уже обозначившиеся между государствами ЕС на саммите НАТО, имеют все шансы проявиться в формате Еврокомиссии по широкому спектру тем, включая экономическую помощь Киеву и энергетический диалог. Меняющаяся диспозиция в «европейском правительстве» и снижение вовлечения Лондона и Парижа в процесс принятия многосторонних решений позволит сменить вектор политики прагматично настроенных государств (в первую очередь Италии, Австрии и Польши), маргинализировать подход ряда радикальных стран «новой Европы», пользующийся симпатиями в Европарламенте, а также создаст дополнительное пространство для маневра немецкой дипломатии.

Таким образом, можно условно выделить несколько базовых подходов по Украине характерных для современного западного мейнстрима:

  1. «Ястребы». Представители данной группы выступают за увеличение объемов военной помощи Киеву в сочетании с наложением новых радикальных санкций на Россию.

  • Прибалтийские лидеры, в первую очередь президент Литвы Даля Грибаускайте, традиционно спекулирующие на антироссийских фобиях с целью мобилизации широких слоев электората.
  • Ведущие представители Конгресса США, чья активность обусловлена приближением промежуточных выборов и сотрудничеством со стороны заинтересованных в эскалации военных подрядчиков (в частности, сенаторы Коркер и Кардин связаны с компанией Raytheon, а глава международного комитета Менендес — с Lockheed Martin).
  • Основные фракции Европарламента, стремящиеся компенсировать незначительность собственных полномочий по вопросам внешней политики выдвижением громких антироссийских инициатив.

   2. Сторонники умеренного давления. К соответствующей группе относятся лидеры, изначально составлявшие «костяк» поборников отстаивания украинских интересов. В силу ряда причин (необходимость сотрудничества с Россией на Ближнем Востоке, нежелание начинать дискуссию о вступлении Украины в НАТО, внутренние проблемы) на сегодня они отходят от роли идеологов максимально жестких мер, стараясь ограничиться умеренными имиджевыми шагами.

  • Администрация Обамы, сочетающая выделение финансовой помощи Киеву с отказом от выполнения наиболее существенных просьб Порошенко, включая предоставление Украине статуса основного союзника вне НАТО.
  • Стивен Харпер и канадское правительство, по обыкновению следующие в русле инициатив официального Вашингтона и проявляющие наибольшую активность в деле оказания нелетальной военной помощи Украине.
  • Британские политические лидеры — премьер-министр Кэмерон, вице-премьер Клегг, глава Лейбористской партии Милибэнд, реагирующие на изменение внутриполитических запросов и в значительной мере переключившиеся на ближневосточную проблематику.

  3. Прагматики. Усиливающие свое влияние сторонники снижения эмоциональной напряженности в диалоге с Россией, скептически относящиеся к украинским евро-атлантическим амбициям.

  • Кабинет Ангелы Меркель: давление на немецкого канцлера со стороны Вашингтона перманентно снижается, а выход на первый план экономических вопросов позволяет немецкому правительству переключиться с конфронтационной риторики на поиск практического решения существующих проблем.
  • Обновленное руководство Еврокомиссии — Юнгер, Могерини, Хан и новый генсек НАТО Столтенберг, нацеленные на поиск баланса в области экономической политики и европейской безопасности и отражающие общий примирительный по отношению к России настрой своих стран.
  • Лидеры стран Восточной Европы — премьер-министры Польши (Копач), Венгрии (Орбан), Словакии (Фицо), Чехии (Соботка), проявляющие скепсис как относительно выбранной тактики давления на РФ, так и по вопросу перспектив украинской евроинтеграции.

   4. Симпатизирующие России силы. Незначительная на сегодняшний день группа, остающаяся во многом разобщенной и, в случае с ее американскими представителями, маргинальной, но увеличивающая свое воздействие на характер общеполитической дискуссии.

  • Лидеры расширяющегося правого спектра европейской политики (в первую очередь, набирающая очки Мари Ле Пен), использующие украинский кризис для давления на своих оппонентов в исполнительной власти.
  • Ряд находящихся в меньшинстве фракций обновленного Европарламента, в частности, активно критикующая Киев фракция «Единые левые — скандинавские зеленые».
  • Отдельные американские политики, отстаивающие идею сотрудничества с Россией, например, Дана Рорабахер и бывший конгрессмен Рон Пол, вынужденные, впрочем, ограничить свою активность вследствие непопулярности занимаемой позиции.

В целом можно констатировать, что социологические исследования и общий настрой СМИ говорят о постепенном (хоть и медленном) снижении интереса широких слоев населения западных стран к украинской тематике, что в перспективе значительно ослабит позиции группы «ястребов». Между тем, именно давление с их стороны не позволяло «умеренным» и прагматикам снизить общий уровень давления на Россию.

Некоторый рост влияния симпатизирующих Москве сил в отдельных странах Европы будет подталкивать руководство соответствующих правительств и их представителей в Еврокомиссии к смене тональности в диалоге с Киевом. Англо-саксонские лидеры (США, Великобритания, Канада и Австралия), стоявшие у истоков «санкционной войны», уже снижают вовлеченность в кризис, что говорит об их потенциальной готовности перейти к курсу на регионализацию конфликта; в результате подобного поворота событий основная инициатива будет принадлежать европейским государствам, дополнительно мотивируемым страдающими от санкций бизнес-гигантами.

Обзор подготовлен на основе материалов Центра политической конъюнктуры



Вернуться назад